НЕБЕСНЫЕ ВОЛКИ

 

Шаманизм, церемонии шайеннов

и их доисторические истоки

 

 

 

                                                                                                    Часть  7.

 

VII.  Первые тсистсистас на северных равнинах

«Цель церемонии [Oxheheom, >Палатка Новой Жизни<, >Танец Солнца<] - создать весь мир заново, и с того момента, когда Строитель Палатки [Zezetoxevaz] дает клятву, все должно возродиться к новой жизни, потому что Магический Дух, услышав его молитву, сразу отвечает на нее. Когда мужчина приносит клятву, он делает это не столько для себя или своей семьи, сколько для всего племени. В ответ на его клятву и ее исполнение будет много чистой воды и благодатного дыхания ветра, ко-торое и есть дыхание Магического Духа, который правит всем. Во время Одинокого Типи, когда земля только создается, она начинает расти. По мере продолжения це-ремонии Земля увеличивается в размерах, а когда строится сама палатка, мы разво-дим огонь, символизирующий солнечное тепло, и ставим палатку так, чтобы она была повернута входом на восток, чтобы небесные тела могли проходить через нее и оплодотворять ее.»

Объяснение смысла церемонии Oxheheom, записанное Джорджем А. Дорси.

 

У тсистсистас есть сакральная история, которая выходит за рамки рас-сказов об Ehyopstah, опубликованных Гриннеллом и Кроубером.  15 октября 1971 года Эдвард Красная Шапка, хранитель nimahenan, Священных Стрел, прибыл в мой дом в Уичито, Канзас, с официальным визи-том и просьбой проделать для тсистсистас определенную работу. Его сопрово-ждали двое жрецов Стрел, прибывшие в качестве свидетелей (Шлезиер 1974: 279-280; 1980b: 55). Обстоятельства и события, вызвавшие этот визит, изложе-ны в другом месте (там же: 1974, 1980b) и не приводятся здесь.  В ходе визита хранитель Стрел счел необходимым информировать меня о происхождении тсистсистас, чтобы я мог постичь их ожесточенную борьбу за выживание на протяжении долгого исторического пути. Посетители принесли заранее приготовленный магнитофон. Они включили его, и мы услышали голос наставника, который по-английски, неторопливо и тщательно излагал сакраль-ную историю о создании тсистсистас как народа равнин. Это была история ду-хов, которая ранее рассказывалась только в узком кругу лиц ononeovдtaneo и, может быть, не будет рассказана больше никогда. Описывая массаум и раскры-вая его роль в формировании тсистсистас, я не выдал их священную историю, однако собрал объективные факты и представления самих тсистсистас, увязав их друг с другом.

Кроме того, я наделен правом указать место и время формирования тси-стсистас. Этот процесс происходил в Северной Дакоте около 500 года до н.э. - вот из чего я исходил, начав выяснять время и место перехода от прото-тсистсистас к тсистсистас. Указанные место и дата не только не опровергают рассказы тсистсистас об их древней родине на далеком севере, но дополняют их. Сами тсистсистас проводят четкое разграничение между собой и своими да-лекими предками. Они считают себя теми же людьми, которые были на дале-ком севере, но на равнинах с ними произошло нечто необычное.  Некоторые читатели могут подвергнуть сомнению возможность рекон-струкции начального этапа и раннего периода истории тсистсистас с опорой только на «устные предания», даже если эти два факта взяты из сакральной ис-тории, которая не допускает внесения в нее изменений на протяжении времени.  Подобная точка зрения может быть верна во многих случаях, однако в отноше-нии тсистсистас я придерживаюсь иного мнения. За многие годы моих тесных контактов с их жрецами я часто имел возможность убедиться в их чрезвычай-ной щепетильности в отношении событий далекого и не столь далекого про-шлого. С другой стороны, в этнологической литературе, посвященной шайен-нам, очень много неверной и некомпетентной информации. Зачастую - не без некоторых исключений - однажды опубликованные ошибки прочно внедряются в последующие работы, поскольку этнологии имеют склонность списывать друг у друга вместо того, чтобы задать дополнительные вопросы непосредственно той группе, которая служит объектом их исследования.  Следующая глава позволяет решить, правы ли тсистсистас и я, связывая ранних тсистсистас и археологические находки северных Равнин. Для выполне-ния этой задачи решающее значение имеют предыдущие главы, поскольку ми-ровоззрение тсистсистас, а также специфические особенности и поведение, вы-текающие из него, накладываются на археологический материал с целью выде-ления следов присутствия ранних тсистсистас среди других групп.

1.  Группы, соседствующие с тсистсистас.

а)Группы фазы Пеликан-Лейк

Пеликан Лейк - это название определенного типа наконечников мета-тельных орудий («Pelican Lake Corner Notched»), найденных во всех комплексах того, что Ривс (1970: 68) определяет как фаза. Ривс отнес к этой фазе около 90 археологических объектов и разделил ее на восемь региональных подфаз, кото-рые, по его мнению, в различной степени соответствуют определенным биоре-гионам северных равнин (там же: 68-72).

Объекты фазы Пеликан Лейк охватывают северную часть Колорадо че-рез западную часть Небраски, Вайоминга, Южной Дакоты и Монтаны вплоть до Альберты, Саскачевана и юго-востока Манитобы (Ривс 1970: рис. 3). Большин-ство объектов сконцентрировано в Вайоминге и Монтане.  Временные рамки этой фазы на Высоких Равнинах - с 1000 г. до н.э. до 250 г. н.э. Временное и пространственное распределение объектов говорит об отступлении групп фазы Пеликан Лейк из восточной части региона на запад примерно в 100 г. до н.э. (южная Манитоба, Южная Дакота и Небраска), а меж-ду 200 и 250 гг. н.э. - из бассейна Саскачеван, северной Монтаны и восточного Вайоминга в том же направлении (Ривс 1970, рис. 7). Объекты в Скалистых Го-рах на территории Альберты и Монтаны , а также на юге Монтаны и в бассейне Биг-Хорн доходят до 600 г. н.э.

Ривс (там же 142-149) считает фазу Пеликан Лейк частью культурной традиции, которую он назвал Тунакса, разделив ее на три временных периода:

МакКин, Ханна и Пеликан Лейк.

Фаза МакКин, получившая свое название от наконечника ланцетовидной формы, найденного на объекте МакКин на северо-востоке Вайоминга, возникла на западе Высоких Равнин примерно за 3600 лет до н.э. (Дж. Райт 1982: 150).  Наиболее древние находки обнаружены в горах Биг-Хорн и южной Монтане.  Хотя объекты этой фазы встречаются от западной Небраски до Манитобы и от Вайоминга до Альберты, наибольшая их концентрация наблюдается в Вайо-минге (Ривс 1973: рис. 6). На объектах этой фазы наконечники МакКин часто сочетаются с двумя другими наконечниками - Дункан и Ханна. Постепенный переход от фазы МакКин к фазе Ханна начался около 2000 года до н.э. Самая поздняя из всех известных до сих пор датировок МакКин - 1500 лет до н.э.  (Брамли 1978: 176; Дж. Райт 1982: 150). Переход от фазы Ханна к фазе Пеликан Лейк начался около 1300 г. до н.э., о чем свидетельствует редкость сочетания наконечников Пеликан Лейк с наконечниками Ханна после указанного года.  Начиная с 1000 года до н.э. преобладают наконечники Пеликан Лейк, что сви-детельствует о переходе фазы (Брамли 1978: 176).  Согласно Ривсу (1970: 87), имеющиеся данные говорят о том, что типич-ной чертой фазы Пеликан Лейк в местах обитания больших стад бизонов была коллективная охота. В других районах охота не имела столь узкой специализа-ции и дополнялась собирательством дикорастущих растений. К северу от Вайо-минга плоские камни и камни для растирания не встречаются. Ресурсы рек и озер использовались для рыболовства и собирательства по мере возможности. В бассейне Биг-Хорн и в Скалистых Горах Альберты и Саскачевана группы этой фазы занимались сезонной охотой на вапити, копытных и диких овец (там же:

84). Керамика встречается чрезвычайно редко; Ривс (там же: 80-81) считает эту фазу предкерамической или некерамической. Основным орудием охоты служил атлатль, копьеметалка, которая использовалась для метания дротиков. Лук и стрелы группы этой фазы не переняли, несмотря на длившееся по меньшей ме-ре сто лет соседство в южном Саскачеване и восточной Монтане с группами Комплекса Авонлея, которые принесли в этот регион стрелы и лук.  Объекты, связанные с умертвлением бизонов, чаще всего встречаются в северной части территории обитания групп Пеликан Лейк; они представлены загонами искусственного происхождения, а также особенностями рельефа, по-зволявшими гнать животных на скалы. Иногда встречаются сохранившиеся гнилые стволы и бревна, оставшиеся от загонов (там же: 83). Церемониальных сооружений не найдено.

Сопоставление определенных категорий культуры с археологическими свидетельствами фазы Пеликан Лейк позволяет сделать однозначный вывод о том, что тсистсистас этой фазой не представлены. Время начала и окончания Пеликан Лейк и ее принадлежность к традиции Тунакса придают этому выводу дополнительную весомость.

Традиция Тунакса пришла на Высокие Равнины со Скалистых Гор (Хастед 1969: 91; Бенедикт и Олсон 1973) и из Большого Бассейна (см., напри-мер, Брамли 1978: 188). С точки зрения лингвистики, по предложению Хастеда, ее следует отнести к ацтеко-таноанской макросемье; вероятно, к ней принадле-жали также предки Kutenai и Kiowa.

б) Группы Авонлейской фазы

Эта фаза характеризуется треугольным наконечником стрелы с боковы-ми насечками и частыми мелкими зазубринами по краям. Фаза получила свое название от объекта Авонлея, расположенного к юго-западу от Реджайны в южной части центрального Саскачевана. Ривс (1970: таблица 4) относит к этой фазе компонентов.

Объекты Авонлеи простираются от юго-западной Манитобы (где они встречаются редко) через Саскачеван до Альберты, на юг через Монтану до се-веро-востока Вайоминга и запада Южной Дакоты (там же: рис. 5). Наибольшая их концентрация наблюдается в Саскачеване, Альберте, Монтане и на северо-востоке Вайоминга. Артефакты Авонлеи часто встречаются в сочетании с мате-риалом фазы Безант, что указывает на тесные контакты этих занимающих одну и ту же территорию групп, несмотря на различие их традиций.  Самые ранние даты устанавливают время прибытия групп этой фазы на равнины Саскачевана и Альберты к началу христианской эпохи. Свидетельст-вом их экспансии на юг служат объекты на Блек Хиллс и северо-востоке Вайо-минга, датируемые примерно 400 г. н.э. (там же: рис. 7). Их соседство с группа-ми Безанта на большей части этой территории имело место еще раньше. После 600 г. н.э. группы Авонлеи концентрировались в западной части Высоких Рав-нин между Альбертой и Вайомингом. Таким образом они отчасти были причи-ной отступления групп Пеликан Лейк в Скалистые Горы и в бассейн Биг-Хорн.  Примерно в 700 г. н.э. группы Авонлеи покинули бассейн Саскачеван, и этим регионом владели только охотники фазы Безант. В южной Монтане и приле-гающих районах Вайоминга объекты Авонлеи продолжали до 1000 г. н.э. (там же: рис. 7; Хастед 1969: 92-95).

На юге Альберты у скалы-ловушки для бизонов Хэд-Смэшд-Ин (Ривс 1978) Авонлея хронологически сменяет Пеликан Лейк; у охотничьей стоянки Галл Лейк в юго-западном Саскачеване последнее присутствие Авонлеи дати-руется 660 г. н.э. (Кехое 1973: 77).

Основу хозяйства фазы Авонлеи составляла высокоэффективная охота на бизонов в местах их крупных популяций. Коллективная охота была важна; использовались скалы, ограждения и ловушки. Авонлея известна своими охот-ничьими стоянками. Жилища располагались на террасах рек и в пещерах; фор-мы поселения до сих пор не известны. Мелкие животных составляли лишь ма-лую часть пропитания (Ривс: 1970: 106). Собирательство включало рыболовство и ловлю птиц.

Несмотря на то, что в местах охоты на бизонов Авонлеи церемониаль-ных сооружений не найдено, однако два археолога (Кехоу и Кехоу 1968: 28) по-лагают, что церемонии по зазыванию животных играли у них значительную роль. Керамика встречается на всем протяжении фазы Авонлеи (Симс 1977: 92-93). Формой погребения были первичные захоронения в согнутом или вытяну-том положении (Ривс 1970: 106).

В заслугу Авонлейской фазе следует отнести введение стрелы и лука на северных Равнинах. Интересно, что группы Безанта, как правило мирно сосед-ствующие с группами Авонлеи, познакомившись со стрелой и луком, в течение нескольких веков после этого еще пользовались атлатлем (копьеметалкой). В Безанте переход от атлатля и копья к стреле и луку произошел лишь после 400 г. н.э. (там же: 89). Сопоставление определенных категорий культуры с архео-логическими свидетельствами фазы Авонлеи позволяет сделать однозначный вывод о том, что эта фаза не представляет тсистсистас.  Кехое (1973: 76078, 192), не соглашаясь с необоснованными возраже-ниями других исследователей, считал, что группы Авонлеи принадлежали к атапаскской группе языков и что они пришли на равнины Альберты и Саскаче-вана с севера, где охотились на бизонов вудленда. Он считает группы Авонлеи, заселявшие около 1000 г. н.э. территорию на границе Монтаны и Вайоминга, предками исторических Атапасков центральных равнин, а также групп Dinй/Navajo и Apache на юго-западе. Свидетельств, опровергающих данную версию, не существует.

Можно также предположить, что Авонлея в Альберте трансформирова-лись в исторических Sacree, чьи контакты с историческими Blackfoot были тес-ными и продолжительными. Не удивительно поэтому, что языки Apache на юго-западе США имеют теснейшие лингвистические связи с Sacree на севере (Краусс и Голла 1981: 68). Эти лингвисты на основе дифференциации этих язы-ков выдвинули постулат об атапакской миграции, которая, начавшись у исто-ков Юкона и на севере Британской Колумбии, развивалась в двух направлениях.  Первое - в сторону речной системы Макензи, дошедшее до Гудзонова залива, второе - на юг вдоль восточной части Скалистых Гор (там же: 68). Эта послед-няя миграция, вероятно, совпадает с приходом Avonlea на северные равнины.  Археологические свидетельства в районе Большого Невольничьего озера служат свидетельством первой миграции. Ноубл (1981: 102-103) определяет традицию как главную атапакскую. Ее самое ранее проявление, Комплекс Хеннесси, пришел с запада; между 500 и 200 гг. до н.э. он занимал территорию от Большого Невольничьего озера до озера Атабаска и на восток до Киватина.  Группы Авонлея не принадлежали к этому комплексу, т.к. в нем отсутствуют стрела и лук.

Однако на севере Британской Колумбии лук и стрела были в распоряже-нии второй атапакской миграции, которая продвинулась на юг на Высокие Равнины Альберты. Например, в каньоне реки Фрейзер насаженные на древка наконечники стрел появляются около за 1000 лет до н.э., а наконечники с зазуб-ринами на углах около 350 г. н.э. (Ривс 1970: 178).

в)Группы традиции Лорел..

Термин >Лорел< сначала использовался применительно к курганам се-верной Миннесоты и юго-запада Онтарио, расположенным по обеим берегам реки Рейни. Дж. Райт (1967: 2) называет Лорел традицией из-за сохранения в течение длительного времени единой материальной культуры, в которой не на-рушена последовательность как временная, так и региональная. Симс (1977: 80) использует понятие «комплекс Лорел» (Laurel Composite), т.к. его региональным вариантам «свойственна совокупность общих характеристик: гарпуны с под-вижными наконечниками (toggle head harpoons), частично совпадающие типы наконечников метательных орудий, а также керамические сосуды конической формы с узором, имитирующим отпечатки раковин, нанесенным с различной интенсивностью:» Объекты традиции Лорел простираются от центрального Саскачевана через большую часть Манитобы и Онтарио до северо-запада Квебека. На юге они достигают северной Миннесоты и Мичигана. Дж. Райт (1972: 59; 1981: 89-90) описывает группы Лорел как архаические народы Канадского Щита, заим-ствовавшие изготовление керамики. Родственные им группы в Квебеке и на Лабрадоре не переняли керамику, таким образом сохранив свою идентичность с архаикой Канадского Щита. Дж. Райт исправил даты начала Лорела с 300 г. до н.э. (1981: 90) на 600 г. до н.э. (личная информация). По Симсу (1977: 81, табл.  5) встречаются даты до 1030 г. н.э., не обнаруживаю тенденцию к концентра-ции.

В западной части региона традиция Лорел накладывается на традицию Блекдак начиная от конца восьмого века (Симс 1977: 101, рис. 18). Эта тради-ция завершилась в Миннесоте, вероятно, в 15 веке. В западной части Онтарио, к северу и западу от озера Верхнего, она существовала до исторического време-ни. Южной границей Blackduck являются бореальные лесные районы северной Миннесоты, осиновые парковые ландшафты долины реки Рэд-Ривер, долина Пембина и долина реки Ассинибойн, а также равнины юго-западной Манитобы (Симс 1977: 103, рис. 18). Различия в материальной культуре обеих традиций весьма незначительны, что указывает на общность основ хозяйства и происхож-дения.

Группы Laurel и Blackduck почти без изменений переняли образ жизни от своих архаических предков с Канадского Щита. Единственными новшества-ми стали керамика и курганы для вторичных погребений. Предполагают, что импульсы исходили с юга. Поскольку никаких сходств керамики Лорел с дру-гими комплексами керамики не наблюдается, Дж. Райт (1967: 132-133) высказал предположение о ее сибирском происхождении. Что касается курганов, то все исследователи убеждены в том, что они сооружались этими группами в юго-западной части занимаемой ими территории и что эта концепция была перенята ими от других. Это вполне возможно, но поскольку эти группы имели культуру, родственную культуре прото-тсистсистас и тсистсистас и весьма схожее с ними мировоззрение, они должны были практиковать вторичные погребения задолго до сооружения курганов в этом регионе. Чернецов (1963: 41) в своей работе, по-священной концепциям души у Ob-Ugrian (глава II), напоминает нам, что «у степных кочевников и полукочевых охотников было очень широко распростра-нено оставление мертвых в жилище или постройке, напоминающем его. Приме-ром служит размещение тел в курганах, оставление умерших в палатке, как у Nenet, или в доме со всем их имуществом, как у Yakut, Kamchadal и некоторых Ugri».

Объекты Лорел расположены большей частью у озер и рек. Симс (1977:

83) выделил по меньшей мере три различных формы хозяйствования, основан-ных на охоте, рыболовстве и собирательстве:

1.  рыболовство на Великих Озерах разной интенсивности в зависимости от времени года, за которым следовала охота разного рода;

2.  сезонные перемещения по биомам смешанных хвойных лесов из сосен и твердых пород и парков Миннесоты и

3.  разрозненность объектов в зависимости от ресурсов на востоке и севе-ре Манитобы и прилегающих районах Онтарио.

Наиболее полезную информацию дают остатки поселений, которые ис-пользовались при строительстве курганов. Большинство курганов имеет более 16 метров в диаметре и 1,80 метров в высоту и могут содержать до 100 вторич-ных погребений. Они обычно состоят из остатков скелета, обернутых в связки.  Следовательно, тело сначала помещали на платформу или каркас, где оно раз-лагалось, а затем хоронили окончательно (Дж. Райт 1972: 61). Среди погребаль-ной утвари встречаются такие изделия из кованной меди местного происхожде-ния, как шила, рыболовные крючки, резцы и бусины. Редко встречающийся на объектах Лорел обсидиан из Вайоминга свидетельствует о торговле с группами прерий, вероятно, как с Avonlea, так и с Besant.  Группы Laurel не были тсистсистас, потому что в рассматриваемый пе-риод они заселяли лишь окраину северных Равнин. Однако обе группы (или со-вокупность групп) имеют общее происхождение и, скорее всего, имели про-должительные контакты.

С точки зрения лингвистики группы Laurel и Blackduck - как и группы более позднего «Селкиркского горизонта» в этом районе - можно причислить к языковой группе Algonkin, что однозначно доказывают исследования Дж. Райта (1972; 1981) о населении Канадского Щита. Археологические различия между этими тремя группами незначительны, хотя формы проявлений культуры этни-ческих групп, составлявших эти традиции (или горизонты), должны обнаружи-вать интересные вариации.

Группы Laurel и Blackduck были прямыми предками центральных Al-gonkin. Я убежден, что они также были предками западных Algonkin (глава VIII, 2, 3) равно как и исторических Arapaho-Atsina и, может быть, Suhtai. Группы Selkirk являются прямыми предками исторических племен Algonkin в северо-западных бореальных лесах, на границе района распространения Algonkin.

г)Группы фазы Вэлли

Для объектов этой фазы характерна керамика, которая называется «негладкой шнуровой керамикой Вэлли» (Cord Roughened). Ее отличительными признаками является вертикальный или спиральный орнамент, выполненный с помощью веревки, расширение в средней части сосуда, прямой край без плечи-ка, одна пунктирная линия по внутренней стороне края и редкие надрезы; дно сужено и округлено (Симс 1977: 88). Ривс (1970: 107, таблица 4) причислил к этой фазе 18 компонентов.

Объекты Вэлли распределены по востоку Канзаса и Небраски и тянутся вверх по течению Миссури на запад до Хавра, Монтана. Нойман (1975: 84) ус-тановил, что основные формы керамики Вэлли родственны некоторым гончар-ным изделиям комплекса Сонота. Он также видит принципиальное сходство наконечников метательных орудий с боковыми насечками, дротиков для атлат-ля, костяных трубочек и шил фазы Вэлли и Сонота. Это не удивительно, по-скольку Сонота является частью фазы Безант. Хотя Besant и Valley характеризо-вались разными системами жизнеобеспечения, группы обеих фаз некоторое время одновременно присутствовали в Монтане, Северной Дакоте и в северной части Южной Дакоты. Симс (1977: 88) считает Центральные Равнины (Канзас) и Южную Дакоту центральной территорией фазы Вэлли и рассматривает ее распространение на север по течению Миссури второстепенным. Юго-запад Монтаны был для этих групп периферийной территорией.  По Ривсу (1970: 108-109) фаза Вэлли развивалась в первом веке нашей эры.; в 500-600 г. н.э. она трансформировалась в фазу Лозеке. Распределение объектов фазы Лозеке - в северо-восточной Небраске, юго-восточной части Южной Дакоты и северо-западной Айове - явно свидетельствует об отступле-нии групп Valley из долины реки Миссури на север. Симс (1977: 88) описывает фазу Вэлли как одновременную, и даже более позднюю, чем культуру Канзас Сити Хоупвелл, которая датируется с 100 г. до н.э. до 900 г. н.э.  Объектом деятельности по добыванию средств к существованию групп Valley были различные виды ресурсов рек. Значительную роль играло собира-тельство раковин, и охота на мелкую дичь, копытных (deer), антилоп, живущих у воды птиц, черепах и кроликов. Охота на бизонов не играла большой роли.  Ривс (1970: 111) полагает, что, опираясь на наличие большого количества кера-мики и долговременных жилищ, можно сделать вывод о возделывании маиса и считает группы Valley полуоседлыми охотниками, собирателями и садоводами.  Удивляет отсутствие камней для растирания и плоских камней. Жилища распо-лагались на террасах ручьев и рек; церемониальных сооружений не найдено.  Формами погребения были вторичное захоронение в яме без насыпанного хол-ма или вторичное захоронение в плоском углублении либо на ровной земле с насыпанным холмом (там же: 111).

Сопоставление определенных категорий культуры с археологическими свидетельствами фазы Вэлли позволяет сделать однозначный вывод о том, что эта фаза не представляет тсистсистас.

Фаза Вэлли свидетельствует о вторжении групп из центральных равнин и восточных регионов на северные равнины. С точки зрения лингвистики их следует считать членами языковой группы Caddoan; в нее входили также исто-рические Pawnee и Arikara.

 

2.  Тсистсистас на северных равнинах с 500 г. до н.э. по 700 г. н.э.

С точки зрения археологии тсистсистас отождествляются здесь с восточ-ной региональной подфазой фазы Безант. Как Ривс (1970), так и Симс (1977) относят комплекс Сонота Ноймана (1975) к Безанту. Я рассматриваю Соноту как часть восточного Безанта.

а)Фаза Безант: археологические свидетельства

Термин >Безант< произошел от названия долины в Саскачеване. Он ис-пользуется для обозначения характерного типа наконечников атлатля («Безант с боковыми насечками»), который впервые был описан и назван Бойдом Веттлау-фером на объекте Мортлах. Соответствующий - появившийся позднее - тип на-конечника стрелы называется «прерия с боковыми насечками», в некоторых местах его называют «Саманта». По Ривсу (1970: 89) технологический переход в Безанте от атлатля и копья к луку и стреле состоялся после 420 г. н.э.  Ривс (1970: 89) отнес к этой фазе 51 компонент; за истекшее время стало известно еще несколько. Региональных подфаз до сих пор выявить не удалось.  Объекты Безант тянутся от юго-западной Манитобы через Саскачеван до Альберты, достигая на юге Монтаны и восточного Вайоминга, а на востоке - Южной и Северной Дакоты. В бассейне Бигхорн и Шошоне на территории Вай-оминга Безант отсутствует, однако отдельные наконечники Безант здесь встре-чаются.

Наиболее ранние объекты Безанта расположены в восточной части занимаемой им территории. Баундари Маунд 3 (курган) на Миссури в северной части Южной Дакоты показал дату 250 г. н.э., которую обнаруживший его Нойман (1975: 88) ошибочно счел слишком ранней. Симс (1977: 90) считает наиболее ранней датой Безанта в юго-западной Манитобе примерно 100 г. до н.э. Ривс (1970: 91), соглашаясь с тем, что на востоке и на западе Безант начался в разное время, датирует его начало в районе Северной Дакоты и Миссури ме-жду 1-100 г. н.э., в районе Белл-Фурш и западной Монтаны - примерно 100-200 гг. н.э., и в бассейне Саскачеван - примерно 150-200 гг. н.э. Я считаю, что ран-няя датировка в Северной Дакоте согласуется с предложенным мной периодом прихода прото-тсистсистас в прерии Манитобы и Саскачевана и с миграцией тсистсистас на юго-запад в направлении Блек Хиллс (глава V, 1). Если это вер-но, то в будущем на северо-восточной окраине равнин должны быть получены датировки, превышающие даты Баундери Маунд 3.

В Манитобе границу Besant образуют группы Laurel, в Миннесоте - группы Malmo. Некоторые особенности погребальных обычаев этих групп схо-жи с группами Besant. В Саскачеване группы Besant делили после прихода групп Avonlea делили с ними свою территорию. Сооружение магических колес из камней на Горе Лосей (глава V, 3) тем не менее указывает на то, что они пы-тались засвидетельствовать свои права на это место. Поскольку направление отхода групп Pelican Lake на запад совпадает с направлением вторжения Besant и Avonlea на северные равнины, вполне резонно возложить ответственность за него на двух последних. Если haztova hotоxceo, враги из преданий тсистсистас (см. стр ), встреченные ими в Блек Хиллс и изгнанные оттуда, действительно были людьми, оказавшими сопротивление непрошеным гостям, - что весьма вероятно - то это должны были быть группы Pelican Lake.  Завершение Безанта, как и его трансформации, остаются загадкой в ли-тературе по археологии.

В Альберте и бассейне Саскачеван западная подфаза Безант около 750 г.  н.э. сменяется фазой Олд Вимен (Ривс 1970: 92, рис. 7), которая длилась до 19 века (Ривс 1978: 165-166; Дэвис и Цайер 1978: 227). Поскольку археологические исследования говорят лишь о постепенном переходе от одной фазы к другой, не свидетельствуя об изменения образа жизни, следует предположить, что обе фа-зы представляют одинаковые этнические группы. Таким образом западные Be-sant представляют западных Algonkin, которые являются предками различных подразделений Blackfoot поздней фазы Олд Вимен и исторического времени.  Восточные группы Besant (тсистсистас) после 600 г. н.э. окончательно покинули юго-западную часть своих территорий (запад и юг Блек Хиллс), мед-ленно перемещаясь в регион, оставленный ими тысячу лет назад. Их последо-вавший позже отход из восточной части занимаемой ими территории и из Блек Хиллс совпадает с появление прото-Mandan (Mandan до введения церемонии Okipa, см. главу VIII, 2c), которые принадлежали к Initial-Middle-Missouri-Tradition; таким образом вполне логично видеть в этих последних причину от-ступления тсистсистас.

Вуд (1967: 119-166) проследил развитие традиции Mandan на Миссури через Thomas Riggs Focus (1100-1400) и Huff Focus (1400-1600) до исторических Mandan (1797-1886). Церемония Okipa, необходимым условием проведения ко-торой было наличие ритуальной палатки перед расширенной плаза , появилась в начале Thomas Riggs Focus около 1100 г. н.э., поскольку оба признака являют-ся неотъемлемым компонентом поселений этого Focus (Вуд 1967: 156-157). С двенадцатого века до начала периода резерваций они составляли центр каждого поселения Mandan, хотя расположение плазы и способ постройки палатки Okipa менялись с течением времени. В начале Thomas Riggs Focus поселения Mandan находились по Миссури от Уайт-Ривер в Южной Дакоте до устья Литтл-Миссури в Северной Дакоте, т.е. на отрезке длиной 560 км (Вуд 1967: 130).  Прямым предком Thomas Riggs Focus и ранних Mandan является Initial-Middle-Missouri-Tradition, которая включает такие археологические объекты, как Камбрия, Милл-Крик и Большой Оазис и датируется между 800 и 1300 гг. н.э.  (Симс 1977: 112; Людвиксон и др. 1981: 136, 142). Археологические объекты простираются от юго-запада Миннесоты до северо-запада Айовы, реки Биг-Су и низовьев реки Джеймс, а также по течению Миссури в Южной Дакоте от Уайт-Ривер до реки Шайенн (Людвиксон и др. 1981: 136, 142). Приход прото-Mandan, археологические свидетельства которого зафиксированы в Камбрии, Милл Крик и Большом Оазисе, вызвал появление в регионе оседлых деревень с соче-танием огородничества и охоты.

Таким образом археология подтвердила достоверность большей части преданий Mandan, в которых описывается общая миграция с юго-востока вверх по течению Миссисипи и продвижения отдельных групп с окраин равнин Мин-несоты и Айовы в прерии северо-востока (Максимилиан: II, 93-103; Боуэрс 1950: 25-26, 156-63). Эти предания упоминают также, что отдельные группы прото-Mandan достигли на западе Блек Хиллс, а на севере юга-востока Манито-бы, прежде чем все группы собрались на Миссури незадолго до 1100 г. н.э. Од-нако и в дальнейшем использовали в определенные времена года территорию к северу от Блек Хиллс.

Группой, о которой легенда говорит, что она совершила переход от пер-вых поселений прото-Mandan в устье Уайт-Ривер до Блек Хиллс, были Awigaxa (Боуэрс 1950: 160). Групу возглавлял шаман Накидка-Из-Хорошего-Меха, череп которого хранился в одной из важнейших ритуальных связок Mandan ( Макси-милиан II, 100; Боуэрс 1950: 160, 196). Как следует из рассказа Волчьего Вожа-ка (Боуэрс 1950: 162), одна из групп Awigaxa пропала «когда готовила жилы не-далеко от Блек Хиллс».

Вероятно, причину ее исчезновения можно отыскать в предании Awigaxa, записанном Максимилианом зимой 1933-34 гг. в Форт Кларк; в ней наверняка говорится о первых врагах, встреченных этими людьми. Когда они появились в районе Блек Хиллс, «то тогда они еще не знали врагов. Потом, ко-гда женщина Мандан скоблила шкуру, пришел шайенн и убил ее» (Максимилиан: II, 100). Следствием этого инцидента стала длительная война с тсистсистас (там же: 100-103), которые, по всей видимости, защищали свою территорию от непрошеных гостей. Это привело к тому, что Накидка-Из-Хорошего-Меха создал у Awigaxa военные общества (там же: 101), которые разбили тсистсистас в большой битве. Далее в легенде описывается, как позже к Awigaxa присоединилась группа Hidatsa, также страдавшая от набегов тсист-систас (там же: 102). Объединив силы, эти группы смогли оказать успешное со-противление вылазкам тсистсистас; это произошло после перемещения Awigaxa к Миссури в Северную Дакоту (там же: 102).

Поскольку ранние войны в районе Блек Хиллс, согласно информантам Максимилиана и Боуэрса, велись до формирования Okipa, они относятся к пе-риоду, предшествующему Thomas Riggs Focus, и, следовательно, должны быть датированы периодом Initial-Middle-Missouri-Tradition около и позже 800 г. н.э.  Поскольку первая группа Hidatsa поселилась рядом с Mandan только после рас-пространения Thomas Riggs Focus на Литтл Миссури, т.е. после 1100 г. н.э., то период войн между тсистсистас и Mandan, которые упоминаются в легенде, длился почти триста лет. С точки зрения археологии, Hidatsa, по всей вероятно-сти, представлены объектом, предварительно названным «Devil's Lake - Suris-ford Burial Complex», компоненты которого расположены в восточной части Се-верной Дакоты, юго-западной Манитобе и юго-восточном Саскачеване (Симс 1977: рис. 18, 122-124). Предложенный Симсом (там же: 124) период существо-вания этого комплекса - 1000-1600 г. н.э. - согласуется с моей версией.  Присутствие Awigaxa в районе Блек Хиллс было недавно подтверждено данными археологии. Эдрайен Ханнус (личная информация) обнаружил объек-ты Initial-Middle-Missouri-Tradition в истоках Фог Крик в бэдлендс Южной Да-коты. Поселения Initial-Middle-Missouri-Tradition найдены юго-восточной ок-раине Блек Хиллс (объект 39FA23), на восточном склоне (объект Фелпс) и на севере на реке Белл Фурш (39BU2). Эти объекты до сих пор между 950 и 1300 гг. н.э. (Эдрайен Ханнус, личная информация). Примечательно, что последний объект, названный обнаружившими его археологами Линной и Бобом Алексами «Fortified Smiley Evans» и датируемый примерно 1000 г. н.э., расположен всего лишь в нескольких километрах к северу от Медвежьей Лапы. Хог и др. (1980:

31, 298) обнаружили объекты этой традиции также и в южной части Блек Хиллс, в основном под навесами скал. По их мнению эти группы часто исполь-зовали Блек Хиллс в качестве базы жизненных ресурсов.  На юге Манитобы и Саскачевана время исчезновения фазы Безант при-ходится примерно на 1000 г. н.э. (Ривс 1970: рис. 7; Симс 1977: 90). По всей ве-роятности, еще до этого первые их группы ушли на юг в район рек Рэд-Ривер и Миннесота (см. пояснения по комплексу Арвилла, Симс 1981). Их курганы бы-ли в этом районе были исследованы группой Смитсоновского Института в 1871 г. (Гриннелл 1918: 360). Почти двумя столетиями ранее (после 1680) их голов-ной отряд покинул район реки Миннесота и озера Траверс, чтобы вернуться к Миссури - опять-таки в сторону Блек Хиллс и Медвежьей Лапы. Согласно их же легендам, тсистсистас, - по крайней мере руководители церемоний - регу-лярно посещали священную гору в течение всех упомянутых здесь периодов времени.

Ривс (1970: 176) считает Besant представителями культурной традиции, отличающейся как от Тунакса, так и от садоводческих традиций Равнин. Он на-звал эту традицию >Напикван< и полагает, что она произошла от групп, кото-рые вторглись на Равнины извне.

Фризон (1978: 223), раскопав два восточных объекта Безант (Руби и Мадди Крик), сообщал следующее: «Вторгшись на северо-запад равнин, куль-тура Безант создали или развила самые совершенные методы добычи бизонов, которые когда-либо видела эта земля. Охотники обладали способностью впи-сывать в определенные детали созданного природой ландшафта хитроумные сооружения искусственного происхождения и изготовлять высокоэффективные изгороди и загоны для бизонов. Результатом было то, что они были в меньшей степени зависимы от ям и ловушек в высохших руслах рек и таким образом могли расширить район своих вылазок, охватив излюбленные места обитания бизонов. Особого интереса заслуживают усилия, затраченные на сооружение обеих изгородей [относительно объектов Руби и Мадди Крик] и религиозных конструкций объекта Руби. Последнее свидетельствует о том, что роль шамана при добыче бизонов имела большое значение уже по меньшей мере 1800 лет назад. Ограждения, оружие и комплекс сооружений для загона свидетельствует о высоком развитии умения обращаться с бизонами, а также о пристальном внимании к различным мелочам, определяющим успех охоты».  Я убежден, что все группы Besant, которые пришли на северные равни-ны из бореальных лесов, делили общее представление о мире. После прихода с некоторыми их объединениями (clusters of bands) произошли определенные из-менения; например, у тсистсистас возник массаум. Отдельные объединения мигрировали в различных направлениях, подвергаясь влиянию определенных экологических и культурных условий. Когда группы Besant были занимали тер-риторию от востока Северной Дакоты до Альберты, региональные различия стали проявляться все сильнее, хотя основу жизнедеятельность всех групп по прежнему составляло прежнее господствующее представление о мире. Различия между ними были сравнительно сильно выражены в наиболее удаленных точках занимаемого ими пространства. Пересечения и обмен западных и восточных групп были наиболее частыми в центральной части распространения Безанта.  Именно здесь было бы наиболее трудной задачей отделить одно объединение от остальных, основываясь на данных археологии.  Вообще я придерживаюсь мнения, что восточная подфаза Безанта зани-мала в основном юго-запад Манитобы, юго-восток Саскачевана, Северную и Южную Дакоту и северо-восток Вайоминга, концентрируясь в течение времени в определенном регионе. Я считаю, что миграции западной подфазы проходили прежде всего в западном Саскачеване, Альберте и на Высоких Равнинах Мон-таны, также концентрируясь в определенные периоды в конкретном регионе.  Можно исходить из того, что группы обеих подфаз совершали дальние походы и набеги на территорию друг друга. В пользу этого предположения говорит та важная функция, которую выполняет кремень реки Найф в наборе артефактов как западных так и восточных групп.

Археологические свидетельства показывают, что такие церемониальные сооружения, как курганы и магические колеса из камней встречаются только на объектах восточного Безанта и отсутствуют в западном. Почти наверняка мож-но утверждать, что группы пользовались палаткой потения; однако археологи-чески это доказано только для восточного Безанта (Руби). Очаги в форме чаше-видных углублений, заполненных землей, располагающиеся по соседству с ку-чей обоженных камней, встречаются, по-видимому, у всех групп (Ривс 1970: 96) и могут рассматриваться как часть палаток потения (глава IV, 3). Раскаленные камни использовались, конечно же, и для приготовления пищи в емкостях из кожи - техника, принижающая значение керамики. Керамика встречается чаще на объектах восточного Безанта нежели западного; в данном случае имеются в виду простые конические сосуды с точечным или шнуровым орнаментом. От-личительной чертой ритуальной охоты восточных групп Besant было использо-вание тщательно выстроенных деревянных загонов, похожих на описанный за-гон массаума; сбрасывание со скал не применялось. Западные группы пользо-вались скалами, ловушками в руслах пересохших рек и загонами.  Материалом, которому отдавали предпочтение каменотесы восточного Безанта, был кремень реки Найф с юго-запада центральной части Северной Да-коты и из месторождений типа каменоломни Вест Хорз на юго-западе Южной Дакоты (объект 39SH37, исследованный Эдрайеном Ханнусом, личная инфор-мация), однако он же встречается и на объектах западного Безанта. Кроме него западные группы в южной Монтане пользовались такими местными материа-лами, как базальт и обсидиан (Дэвис и Цайер 1978: 227-230), в то время как в Альберте большую роль играл местный кремнистый известняк реки Эйвон (Ривс 1970: 95).

Зимние и летние жилища обеих подфаз можно считать почти идентич-ными на основании их схожей социальной организации, системы объединений и кочевого образа жизни. На летних стоянках восточных Besant встречаются, однако, могильные холмы (например на объекте Штельцер, Нойман 1975: 3-37).  Росс Глен, зимняя стоянка западных Besant на юго-востоке Альберты, исследо-ванная Квиггом (1981), состоит из восемнадцати каменных окружностей, обо-значающих местонахождения палаток диаметром до восьми метров, образую-щих две расположенных по соседству группы. Объекты, подобные этому, про-должаются на северных равнинах вплоть до раннего исторического периода.  Основой хозяйства фазы Безант всех регионов была коллективная охота на бизонов. Собирательство включало ловлю птиц и рыболовство, а также не-большую долю сбора раковин. На протяжении всей фазы Безант «костяные подпорки» (воткнутые в землю кости крупных животных с торчащей поверхно-стью сустава) использовались в качестве «наковален» при изготовлении камен-ных орудий; техника, которая в восточной Европе применялась еще в верхнем палеолите, например в Костенки I на Дону (Кляйн 1969: 120, 127-129; Семенов 1964: 174).

 

б) Восточный Безант: важные археологические особенности Если оценка Соноты ее основным исследователем Нойманом (1975: 79-95) верна, и если учитывать дискуссию Симса (1977: 89-90) по южной Манито-бе, то на данный момент археологические находки позволяют выявить пять предполагаемых центров ритуальных сооружений восточного Безанта, состоя-щих из курганов.

Первый центр находится в Южной Дакоте на западной стороне Миссури примерно в 13 километрах ниже устья Гранд-Ривер. Здесь в радиусе 3,5 км.  расположены девять курганов, два на объекте Свифт Берд, четыре на Грувер Хенд и четыре на Арпан. К курганам Грувер Хенд примыкает поселение Штельцера, летняя стоянка Безанта. Второй центр расположен вверх по тече-нию на этой же стороне, сразу за границей с Северной Дакотой. Здесь на терри-тории в три километра обнаружены пять курганов, четыре на объекте Баундари Маунд и один у Алькире. Третий центр состоит из восьми курганов объекта Шмидт, расположенного вверх по течению на юго-запад от Бисмарка, Северная Дакота, опять-таки на западном берегу Миссури. Четвертый центр состоит из двух курганов объекта Балдхилл на востоке, на восточном берегу в верхнем те-чении реки Шайенн. Наконец пятый центр находится на севере, а именно в рай-оне Килларни долины Пембина на юге центральной Манитобы, где в радиусе трех километров охотничьи угодья, жилища и курганы восточного Безанта.  Странно, что в Блек Хиллс подобных центров до сих пор не обнаружено.  Вероятно, это произошло в силу того, что район не был в достаточной степени исследован археологами.

Курганы всех пяти центров имеют средний диаметр 22 метра и высоту 75-90 см. Находящиеся под курганом ямы овальной или прямоугольной формы с плоским дном и вертикальными стенками. Их размеры колеблются от 2,40x1,80 до 3,60x1,80 метров, а глубина начиная от основания холма - от 60 до 120 см. Часто продольные стороны ям обложены жердями. Нойман (1975: 94) считает, что участки ям были обложены циновками. В ямах помещаются связки от 8 до 50 вторичных захоронений лиц обоих полов и всех возрастных групп.  Часто связки содержат останки нескольких человек, при этом большая часть скелета отсутствует. Часто на костях обнаруживаются следы порезов, указы-вающие на то, что перед окончательным погребением части скелетов расчленя-ли и очищали. Кости и связки натирались красной охрой. Среди многочислен-ной погребальной утвари встречаются также и экзотические предметы, изготов-ленные из морских раковин (Olivella и Dentalium); такие находки говорят о тор-говых контактах, достигающих побережья Тихого океана.  В непосредственной близости от ям располагаются захоронения бизонов с неповрежденными скелетами, чаще всего это телята или годовалые животные, размещенные вокруг ямы. Между ними лежат черепа взрослых животных. На кургане 2 объекта Свифт Берд, например, захоронено восемнадцать бизонов, в на кургане Арпан 1 не менее сорока восьми. Исследования показали, что вос-точные люди Besant перед тем, как выкопать яму срезали дерн со всей площади, которую затем занимал холм.

Объект Руби, расположенный на крайнем юго-востоке Бассейна реки Паудер, представляет собой объект Безанта с единственным компонентом, со-стоящим из трех частей: загона для бизонов, церемониального сооружения и места для обработки или стоянки. Фризон (1971; 1978: 213-223) раскопал два первых участка и затронул третий. Объект датирован 280 г. н.э. Согласно Фри-зону, наличие костей телят в возрасте от пяти до восьми месяцев указывает на то, что загон использовался на протяжении всей осени.  Ограждение загона была выстроено в излучине русла высохшей реки, крутой берег которой заменял часть ограждения. Загон нельзя было видеть с плоской местности, находящейся выше. Вход в загон, последний отрезок веду-щей в него по склону загонной тропы, имел крутой излом, скрывающий загон от животных до тех пор, пока они не забегали в него. Особенно прочно вы-строены те элементы входа, которые подвергались сильной нагрузке под боль-шим весом бизонов. В промежуток между попарно стоящими столбами были вставлены толстые стволы деревьев, образующие стену, способную принимать удары животных. Наконечники Безанта (от дротиков и копий) впервые появля-ются в той точке входа, с которой раньше всего можно было видеть загон.  Весьма вероятно, что частью сооружения сначала были также расходящиеся веерообразно крылья из кустарника, ведущие из расположенной выше местно-сти ко входу в загон. Однако их обнаружить не удалось. Фризон (1978: 222) предположил, что загон был рассчитан на стада численностью от 25 до 40 жи-вотных (включая молодняк) (смотри также рис. на стр. 88-89).  Другой загон для бизонов, раскопанный Фризоном недалеко от Мадди Крик, в 160 км юго-западнее объекта Руби в юго-восточном Вайоминге, имеет много общего. Фризон (там же: 221) считает, что он имеет тесную культурную связь с загоном объекта Руби. Он считает также, что рядом с загоном могло на-ходиться культовое сооружение, которое, однако, было позднее разрушено де-формациями местности.

Сооружение, названное Фризоном (1971: 85-86) церемониальным соору-жением объекта Руби, представляет собой конструкцию, расположенную в 1,80 метра восточнее входа в загон. Ямы, в которые были вкопаны столбы, позволя-ют выявить очертания сооружения длиной 12 и шириной 4,5 метра (там же: рис.  1). Оно имело форму овала, сужающегося к югу и северу. Другие ямы для стол-бов образуют поперечную линию в самой широкой части постройки. В южной части в земле сделаны три небольших углубления, каждое из которых содержит третий или четвертый спинной позвонок бизона. Южная часть ям окружена во-семью бизоньими черепами. Два других небольших углубления находились на западной стороне между сооружением и входом в загон. В одном обнаружены четыре спинных позвонка, в другом - шейные позвонки (там же: рис. 3).  Ямы для столбов перпендикулярны поверхности земли; сооружение, та-ким образом должно было иметь вертикальные стены. Фризон, принимая во внимание расположение и размеры сохранившихся гнилых столбов, считает, что южная часть могла иметь крышу. Очаг не найден. Яма для столба, состав-лявшего часть ограды загона, окруженная остатками костей (там же: рис.3), по-зволяет сделать вывод о том, что новый столб был установлен до того, как сюда были загнаны бизоны.

 

в) Интерпретация особенностей археологии восточного Безанта с точки зрения культуры Далее категории тсистсистас рассматриваются применительно к курга-нам и характеристикам объекта Руби.

Hohaneho - название небольшого холмика, насыпаемого в ритуальных палатках во время религиозных обрядов. Слово Vуs (мн.ч. - vуsoz) обозначает священный холм или гору, которая поднимается из nsthoaman, глубокой земли, и может ассоциироваться с пещерой или норой. Курган Безанта представляет собой vуs, т.к. он возведен на nsthoaman, которая открывается путем удаления дерна перед началом его возведения. Могильную яму следует трактовать как искусственную священную пещеру, vox.

Для первичных захоронений использовались помосты, сооружаемые на деревьях, или каркасы поблизости от места смерти, где начинался процесс раз-ложения, т.е. отделение omotome умершего (глава I, 1). Через несколько лет ос-танки собирали, очищали, составляли связку и относили в заранее приготов-ленное место для вторичного захоронения. Это происходило, судя по наличию телят в захоронениях с бизонами, в конце лета или осенью. К тому же выкопать яму в промерзшей земле не представлялось возможным.  Церемония освобождения omotome тех лиц, чьи останки были собраны, начиналась со строительства большой палатки духов. Ее размер зависел от ко-личества бизонов, которых хоронили рядом с могилой. Из-за своего размера па-латка представляла собой, очевидно, вертикальную конструкцию, похожую на круглую палатку Oxheheom (Палатку новой жизни, «Танец Солнца»), но не имеющую центрально столба. Его, вероятно, заменял каркас из четырех стол-бов, который был связан с наружными столбами стропилами.  После строительства и покрытия каркаса по всей площади палатки сни-мали дерн и выносили его наружу. Между четырьмя центральными столбами выкапывали яму и выкладывали ее полынью. На нее укладывали связки с ос-танками. Черепа бизонов, которые, по всей вероятности, были раскрашены, размещали рядом с ямой. Возможно, что туши бизонов, убитых в непосредст-венной близости от палатки духов, заносили внутрь перед началом церемонии.  Во время церемонии связки, а также, вероятно, и бизонов посыпали красной охрой - священной краской. Возможно, при этом жгли душистую тра-ву. Цель церемонии, проводимой под руководством шамана, заключалась в ос-вобождении omotome умерших, чтобы они могли соединиться с уже свободны-ми hemбtasoomao (глава I, 1) и стать целыми, т.е. полноценными духами в мире духов. Духи убитых животных также отделялись от их телесных оболочек; пол палатки становился пещерой животных, heszevox, в царстве maiyun глубокой земли.

По завершении церемонии яму снова засыпали. Чтобы придать холму форму, центральный каркас и стропила, ведущие к лицевому каркасу, убирали и клали вдоль краев ямы. Возводимый холм был достаточно высоким, чтобы скрыть туши бизонов (до одного метра). Поверхность холма покрывалась плот-но уложенным дерном, снятым с пола палатки. После этого все, что находилось под дерном, становилось частью глубокой земли и больше никогда не могло быть вскрыто тсистсистас.

Что происходило с лицевым каркасом, определенно сказать нельзя. Ве-роятно, его убирали, чтобы холм не выделялся среди холмистой равнины.  Поскольку тсистсистас хоронили туши бизонов вместе с человеческими останками, желая защитить их от хищников, концепция холма идеально соот-ветствует требованиям религии и, кроме того, весьма функциональна. Запах разлагающихся туш бизонов, заключенный под уплотненным, хоть и невысо-ким, холмом, не мог вырваться наружу и привлечь питающихся падалью хищ-ников. Кроме того, холм сохранялся довольно долгое время.  Весьма вероятно, что прото-тсистсистас практиковали схожие погре-бальные обычаи еще на севере до появления на равнинах. Невозможно устано-вить, достигла ли концепция могильного холма тсистсистас или прото-тсистсистас извне и была ли она перенята ими. Однако необходимо учесть, что использование земляных палаток, имевшее место в более поздний период (в районе Рэд-Ривер и Миннесота-Ривер), было не столько результатом стороннего влияния, сколько логическим следствием концепции могильного холма. В итоге эти круглые земляные палатки представляют собой холмы искусственного про-исхождения, которые сооружались на выкопанной земле и опирались на каркас их четырех столбов, скрепленный с несущими опорами лицевого каркаса стро-пилами. Atonoomhetaneo - так тсистсистас называли людей, живущих в земля-ных жилищах (от atonoom «Нижний Мир» и hetaneo «люди»).  Naoetaevoan - название шамана, обладающего силой призывать бизонов; vohaenohonistoz означает заключение бизонов в загон, а слово vohaeбtoz обозна-чает уклон, ведущий к загону. Это церемониальные термины. Расположение по-строек объекта Руби в том виде, в каком оно предписано церемонией массаум, говорит о классической магической охоте тсистсистас (глава IV, 1). Мне неиз-вестен другой народ равнин, у которого заключение животных в загон и сама его структура были бы составными частями общеплеменной церемонии. Свя-щенная охота массаума служила моделью каждой магической охоты тсистси-стас.

Лагеря, сходного по величине с объектом Безанта Росс Глен, состоящего из 18 палаток и - из рассчета в среднем шесть человек на палатку - населения немногим более ста человек, было бы достаточно, чтобы соорудить объекты Руби в течение недели или десяти дней. По оценке Фризона (1978: 216) группе охотников, состоящей из двадцати человек, работающих ускоренным темпом, для выполнения этой работы потребовалось бы от десяти дней до двух недель.  При этом необходимо учесть, что при сооружении загонов женщинам (обществу Молодого Волка) также отводилась важная церемониальная и физи-ческая роль, как это видно из массаума.

Заслуживает упоминания и другой, игнорируемый в литературе фактор, - удивительная подвижность ранних групп тсистсистас, ставшая возможной благодаря использованию крупных, похожих на волков собак для перевозки снаряжения для палаток и лагеря. Джордж Бент (Хайд 1968: 9), собравший сви-детельства о тсистсистас, относящиеся к эпохе до появления лошади, утвержда-ет, что «у племени было много больших собак, и этих животных использовали для перевозки или буксировки грузов. Когда люди передвигались по равнинам с бизонами, эти собаки везли небольшие палатки и палаточные шесты, все лагер-ное снаряжение и багаж. Собак использовали также, как позже стали использо-вать лошадей. На некоторых собаках были небольшие вьючные седла или пе-реметные сумки, они несли грузы на спине; другие снабжались небольшими во-локушами из двух коротких шестов, концы которых волочились по земле за со-бакой. Груз крепился к штангам на маленьких поперечных шестах. Собаки тех далеких времен не походили на сегодняшних индейских собак. Они, скорее, на-поминали волков; они не лаяли, а выли по-волчьи и были полудикими. Старики говорят, что каждое утро при первом свете дня все собаки лагеря, а их было не-сколько сотен, собирались в стаю и вместе выли, будя весь лагерь.» Можно предположить, что лагерю из 18 палаток с населением немногим более ста человек требовалось примерно столько же взрослых собак для пере-возки грузов. Вместе со щенками и молодыми животными численность собак в лагере такого размера вполне могла доходить до 150 - 180 животных, которым постоянно требовалось значительное количество мяса. Большая подвижность групп Besant, в пользу которой говорит широкое распространение объектов, ос-новывалась, таким образом, на транспортировке грузов собаками, которая, в свою очередь, зависела от постоянной удаче в охоте.  Вероятно, на объекте Руби загон был выстроен после того, как было от-ведено место под палатку духов. Поскольку конструкция как загона, так и па-латки духов определялась naoetaevoan, причиной отличий в конструкции этих сооружений в местах охоты были его личные пожелания, которые, в свою оче-редь, соответствовали требованиям его духов-помощников (глава I). На объекте Руби в палатке духов были части бизона (черепа и позвонки), еще содержащих omotome бизонов.

В Сибири к позвонкам приносимых в жертву животных также относи-лись с особым почтением, как, например, у Evenk. Широкогоров (1935: 200) упоминает, что «в определенных случаях некоторым частям духи отдавали осо-бое предпочтение и эти части считались знаком жертвы, как, например, позвон-ки принесенных в жертву животных, которые крепились на столбе, или черепа овец, медведей и лошадей, положенные на специальную платформу.» Овальная конструкция палатки духов напоминает палатку потения тси-стсистас, которая также использовалась для церемоний зазывания животных.  Своим каркасом овальной формы и единственным столбом, скрепляющим кар-кас подобно спинному хребту, палатки потения тсистсистас (стр.) вполне могли символизировать бизона. Фризон (1971: 85) считает один из найденных на объ-екте столбов коньковым брусом, идущим от южного конца до середины карка-са. Вероятно, другой брус связывал середину с северным концом. Из-за боль-шого размера каркаса требовалось два столба, чтобы создать что-либо напоми-нающее «хребет».

Вертикальному каркасу палатки Руби отдавалось предпочтение по срав-нению с конструкцией типи, поскольку во время церемонии в ней могло раз-меститься больше людей. Купер (1944: 79) в своем отчете о конструкции палат-ки духов у шестнадцати центральных групп Algonkin говорит о существенных различиях: «Во всех 16 случаях эта палатка была либо цилиндрической, бочко-образной, либо >вертикальной< - однако она не походила формой на улей, не имела низкого купола (какой обычно бывает у палаток потения) и не была ко-нической формы как типи.»

В этой палатке проводились церемонии по зазыванию животных и по «отсыланию» их духов. Следуя предписанию массаума, бегуны, изображающие волков, могли выйти, чтобы позвать стадо бизонов. Как говорилось в главе о магической охоте (IV,1), тсистсистас предпочитали заключать в загон неболь-шие стада от 20 до 40 животных.

Учитывая методы магической охоты тсистсистас, можно предположить, что загон Руби за период в два с половиной месяца использовался в общей сложности четыре раза.

Пояснение к рисунку на стр. 156:

Северные Равнины с прилегающими районами: а)200 г. до н.э.

равнина: тундра и

Археологические находки и их лингвистическая принадлежность:

Пеликан Лейк (ацтекско-таноанская семья); Лорел (алгонкинская семья)

Авонлея (атапакская семья) Блэкдак (алгонкинская семья)

Вэлли (каддоанская семья) Прото-мандан (семья хока-сиу)

Безант (алгонкинская семья)

Пояснение к рисунку на стр. 158:

Северные равнины с прилегающими районами в)800 г. до н.э.

Пояснение к рисунку на стр. 175:

Реконструкция кургана 2 на объекте Свифт Берд, расположенного на западном берегу Миссури примерно в 11 км. южнее устья Гранд-Ривер. Мето-дом радиоуглеродного анализа установлена дата 350 г. н.э.  На верхнем рисунке показан вид сверху, на нижнем - поперечное сече-ние. Диаметр холма - 25 м., максимальная высота - 1м. При сооружении хол-ма в его основании было сделано углубление до корней растений, глубина около 25 см. Размеры могилы - 3,50 х 2,15м.; глубина - 55 см. от углубленного осно-вания холма. Перед захораниванием связок яму выстилали полынью. Перед тем, как могилу засыпали и сооружали холм, связки и части туш бизонов посыпали красной охрой.  а)могила b)небольшое углубление в форме миски, заполненное красной охрой 1,2 Связки, содержащие вторичные захоронения у основания кургана рядом с могильной камерой, содержащие останки шести человек.  3,4,5,6,7,8 Связки вторичных захоронений в могильной камере. Содер-жат останки 32 человек обоих полов и разного возраста.  Помимо почти целиком сохранившихся останков семи бизонов вокруг могильной камеры на основании холма размещены 11 бизоньих черепов; таким образом, захоронение содержит останки 18 бизонов (Рисунок: К.Х. Шлезиер).

Пояснение к рис. на стр. 177:

Гипотетическая реконструкция палатки духов объекта Свифт Берд.  Ориентировка могильной камеры с северо-запада на юго-восток указывает на то, что центральный  каркас из четырех столбов имел такую же ориента-цию. Исходя из размеров холма и числовой символики тсистсистас, лицевой каркас в форме круга состоял, по-видимому, из 16 столбов. Это число позволя-ет ориентировать стропила как по ритуальным направлениям (юго-восток, юго-запад, северо-запад, северо-восток), так и по сторонам света - в общей сложности по восьми направлениям. На рисунке видна могильная камера и ос-нование холма со снятым дерном, на котором после окончания церемонии со-оружался курган. На время церемонии палатка покрывалась листвой, уклады-ваемой на стропила и поперечные шесты центрального каркаса. (Рисунок: К.Х.  Шлезиер).

  У индейцев пуэбло центральная площадь в селении.

 

 

1

 

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz