НЕБЕСНЫЕ ВОЛКИ

 

Шаманизм, церемонии шайеннов

и их доисторические истоки

 

 

 

                                                                                                       Часть  6.

 

 

 

VI. Церемония массаум

Мотзейоф, исконный пророк шайеннов, предсказал все, что случилось потом. Все предсказанное им сбывалось в точности так, как он описывал. О приходе белого че-ловека он сказал так: «Придет к вам некто с длинными волосами на подбородке и на ногах и с множеством разных болезней. Он приведет с собой животное, у которого блестящие глаза, хвост, достающий до земли, и подкова на каждой ноге. Это жи-вотное не будет знать покоя, и волосатый человек тоже не будет знать покоя. Не пытайтесь быть похожими на него. Еще волосатый человек приведет пятнистое жи-вотное с рогами и большими глазами. Это животное будет жить в грязи и есть все.»

О будущем шайеннов он говорил так: «Братья и дети мои и народ мой на этой земле! Слушайте и запоминайте мои слова, ибо они остры как наконечники великих священных стрел и храните мои пророчества в памяти вашей, пока существует ваш народ и земля. И тогда народ шайеннов не исчезнет, пока есть голубое небо, солнце, луна и земля. Не забывайте о ваших священных стрелах. Помните только о них и ни о чем другом. Четыре раза обновите вы древко ваших священных стрел.»

Фрагмент одной из историй о Мотзейофе, записанный Джорджем А. Дорси

Нижеследующее описание церемонии массаум представляет собой ре-конструкцию ее важнейших элементов. Поскольку церемония обладает опреде-ленной присущей ей логической структурой, ее основные этапы и события под-даются компоновке и теперь. Упущение одного из таких элементов исказило бы общую картину церемонии. В течение столетий в массаум проникали новые элементы, но эти дополнения не имели существенного значения, т.к. важней-шие элементы церемонии не могли измениться, не исказив ее роль и назначе-ние.

Поскольку основой существования тсистсистас как народа, живущего охотой на равнинах, служил священный договор церемонии массаум, наруше-ние этого соглашения было в их мировоззрении актом самоуничтожения. Они не нарушали его. Они хранили церемонию больше двух тысяч лет. Они пред-принимали отчаянные попытки сберечь ее даже после того, как были оттеснены в резервации. Лишь через полвека после истребления белыми их священных животных они были вынуждены отказаться от церемонии массаум.  Подробности нижеследующего описания церемонии следует толковать как компоненты ее основы и, следовательно, как ее исконные элементы. Дета-ли, исключенные из данного описания, но упоминаемые в четырех фрагментар-ных сообщениях о церемонии массаум, которые встречаются в литературе или в воспоминаниях участников, я считаю несущественными дополнениями более позднего периода.

В критическом анализе литературы, посвященной церемонии массаум, нет необходимости, т.к. таковой почти не существует. Этнографы, изучавшие шайеннов, либо вовсе игнорировали церемонию (как, например Дорси 1905;

Муни 1907; Пауэлл 1969; Мур 1974), либо, давая ее краткое описание, (например Андерсон 1970: 152-155; Хобель 1978: 23-24) ссылаются на отчет Гриннелла (1923: II, 285-336) о церемонии 1911 года. Из четырех описаний оче-видцев отчет Тросселя (Кертис 1911: 115-116) о церемонии 1909 года и Кертиса (1930: 128-131) о массауме 1926 года слишком кратки и поверхностны, чтобы быть полезными. Магический Лось, давший обещание провести и осуществив-ший церемонию в сокращенном варианте в 1927 году (Эдельманн 1970: прило-жение А), не имел понятие о сути происходящего. Ни один из четырех очевид-цев не получил или не пытался получить представления о том, что он наблюдал, или, как в случае с Магическим Лосем, проделывал сам. Гриннелл, маститый толкователь мировоззрения индейцев, вероятно, смог бы постичь истинный смысл церемонии, если бы получил от жрецов доступ на нее.  В моей версии церемонии я не провожу различия между противореча-щими друг другу (опубликованными и неопубликованными) источниками, по-скольку это несущественно для ее описания. Некоторую информацию о сущно-сти и значении церемонии, приведенную в этой книге, тсистсистас держали в тайне; даже Гриннелл видел только ее внешнюю сторону. Это первая книга, ко-торая раскрывает истинный смысл церемонии массаум, рассказывает правду о долгой жизни тсистсистас на равнинах и провозглашает их права и обязанно-сти.

Для проведения церемонии требовалось кто-то, кто обещал ее и тем са-мым добровольно брал на себя связанную с этим обещанием тяжелую ответст-венность: у тсистсистас этот человек назывался zezetoxevaz - «тот, кто обещал (давал торжественное обещание) провести религиозную церемонию». Цен-тральной фигурой церемонии массаум была Ehyopstah, поэтому главным zezetoxevaz была женщина. Если она была замужем, ее муж мог взять на себя во время церемонии роль ее ритуального супруга. Если она замужем не была, это должен был проделать другой мужчина. В обоих случаях ее партнер также был zezetoxevaz, поскольку как и она также давал торжественное обещание.  Zezetoxevaz, исполнявшая роль Ehyopstah, могла быть женщина из обще-ства Молодого Волка, но это было необязательно. По завершении церемонии она получала право давать наставления по проведению следующих церемоний массаум другим Ehyopstah-zezetoxevaz. Ehyopstah-zezetoxevaz должна была вы-брать жреца и жрицу на роль Nonoma и Esceheman, научивших тсистсистас це-ремонии. Критерием выбора было исполнение в роли zezetoxevaz на одной из предыдущих церемоний. Все трое подыскивали жреца на исполнение роли Motseyoef. Ehyopstah-zezetoxevaz была ответственна за выбор места проведения церемонии. Поскольку решение о выборе места, как уже было сказано выше, имело далеко идущие последствия, оно согласовывалось с руководителями це-ремоний тсистсистас.

После принятия решения о месте проведения церемонии к разрозненным группам тсистсистас направляли гонцов. Если группы собирались во второй по-ловине июля, они образовывали лагерный круг с выходом в направлении Мед-вежьей Лапы. Установив палатки, главные действующие лица должны были пройти через обряды очищения в палатке потения. Это приводило их в состоя-ние, в котором они, не причиняя вреда, могли быть проводниками священной силы.

Главные события пяти дней, изложенные ниже, сопровождались ритуа-лами, подробное описание которых не дается. Они включали в себя молитвы, циклы песен, язык ритуальных жестов, ритуальную раскраску и курение, а так-же комбинации всех этих действий. Используемые при этом трубки относились к древнему «прямому» типу; они изготавливались из костей ноги оленя или ан-тилопы. Пятеро главных действующих лиц имели раскраску священного крас-ного цвета, что во время некоторых циклов действий было обязательным и для помощников или певцов. Описание раскраски, необходимой для превращения Ehyopstah'ы и ее мужа, дается в каждом отдельном случае.

День первый: Махеонокс

В этот день производилось четыре действия:

1. Приношение священного дерева. Учивший церемонии (Nonoma) от-правлялся в ближайший от лагеря лес на поиски дерева в сопровождении учив-шей церемонии (Esceheman), zezetoxevaz и исполнителя роли Motseyoef. При выборе дерева предпочтение отдавалось прямому молодому дельтовидному то-полю (populus deltoides) высотой около восьми метров и диаметром основания примерно двадцать сантиметров. Проведя с духом выбранного дерева церемо-нию курения, они рассказывали о цели своего прихода. Затем дерево валили и обрубали все сучья кроме семи самых верхних. Ehyopstah-zezetoxevaz и ее на-ставница несли дерево в центр лагерного круга.  После того, как партнер zezetoxevaz рыл на этом месте яму, в нее уста-навливали дерево при помощи шестов для палаток, т.к. к нему теперь запреща-лось прикасаться. Семь женщин из общества Молодого Волка укрепляли его, утаптывая вынутую землю у подножия дерева.

2. Сооружение палатки. Каркас волчьей палатки состоял из четырех шестов, которые связывались попарно немного ниже вершины; затем семь женщин одевали его на стоящее дерево. Потом шесты разводили по четырем церемониальным направлениям: на юго-восток, юго-запад, северо-запад и севе-ро-восток. Оставшиеся двадцать четыре шеста ставили в перекрестье, образо-ванное рамой из четырех шестов и накрывали двумя большими покрышками.  Входа у палатки не было; внутрь можно было попасть, только приподняв одну из покрышек. Дерево возвышалось в середине палатки и через дымоход тяну-лось к небу, образуя оставшимися ветвями шелестящий купол.

3. Выравнивание Земли. Траву, покрывающую пол волчьей палатки, уда-ляли. По кругу с деревом в центре снимался дерн до уровня Глубокой Земли так, что между внешней кромкой круга и опорами палатки оставалось про-странство шириной около 60 сантиметров. Куски дерна выносили наружу. Зем-лю между центральным кругом и стеной палатки выстилали белой полынью, считавшейся священным растением. Только с восточной стороны оставалась непокрытой узкая полоска земли. Дно круглого углубления тщательно вырав-нивали.

4. Очаг. В круглом углублении с восточной стороны дерева разводили огонь. Для этого подходила любая порода деревьев кроме кедра и ели. Их за-прещалось использовать, т.к. они олицетворяли Nonoma, дух которого запреща-лось вызывать во время церемонии массаум.

 

В конце первого дня церемонии волчья палатка символизирует вселен-ную до сотворения. Ее возведение начиналось с центрального столба, она слу-жит оболочкой вселенной, в центре которой располагается создавшая вселен-ную сила, Высшее Божество, Maheo, воплощением которого служит дерево. Это и есть мировое дерево, мировая колонна или центр, из которого рождается все-ленная. Таким образом волчья палатка означает возврат к изначальной довре-менной всеобщности, к состоянию, когда Maheo был всем.  «Дерево, которое становится предметом культа, почитается уже не дере-во как таковое, но как иерофания , проявление священного» (Элиэйд 1965: 199).  В сотворенной вселенной мировое дерево служит осью, связывающей Нижний, Средний и Верхний мир.

В культурах северной Сибири дерево, выходящее через дымоход круг-лой палатки, становилось также дорогой на небо. В большей части ритуалов эвенков дерево шамана, turu, было важным компонентом палатки шамана. Тuru представляло собой «высокую молодую лиственницу:которая ставилась в цен-тре палатки шамана и вершиной выводилась через дымоход» (Анисимов 1963а:

85-86; см. также рисунки и иллюстрации 4, 8 и 9). Оно служило шаману лестни-цей на его пути в Верхний Мир; его духи-помощники отдыхали на ветвях. «В представлении шамана лиственница turu была шаманским мировым деревом.» У Ngadju-Dayak мировое дерево, изображаемое с семью ветвями, служило лест-ницей шамана, «по которой он поднимается на небо, чтобы вернуть ускольз-нувшую душу пациента» (Элиэйд 1974: 285).

У тсистсистас мировое дерево церемонии массаум с его семью ветвями символизирует семь уровней вселенной. Оно служит прообразом священного столба церемонии Maxhoetonstov, к которому рядом со Священными Стрелами привязывалось также семь веток (шесть веток вишни и одна ветка сливы). Так столб со Священными Стрелами становился деревом мира.  Числу семь придавалось большое значение на обеих церемониях. Оно, в частности, имеет отношение к небесным духам Семерых Братьев, играющих в мировоззрении тсистсистас значительную роль (Кертис 1930: 143-144, 145-148;

Гриннелл 1926: 178-182, 216-231). На ночном небе они отождествляются с Плеядами как manohotoxceo.

Огонь, разводимый в первую ночь церемонии массаум в волчьей палат-ке, символизирует exhastoz, космическую энергию жизни, которая присуща все-ленной по воле Maheo. Начиная со второго дня церемонии он символизирует также Atovsz, духа Солнца или служит его ритуальным эквивалентом.

День второй: Сотворение вселенной, палатка maiyun, земля тсистси-стас.

В этот день имели место также четыре основных события:

1. Вселенная и maheyuno. Ранним утром учивший церемонии наносил на западной стороне непокрытого участка земли, между деревом мира и краем по-крытого полынью пола знак земли. При этом он не выступал в качестве Nonoma, равно как и другие главные действующие лица ритуала пока еще не исполняли ролей, которые они играли позже на церемонии массаум. Их не су-ществовало во времени, и время как таковое тоже не существовало. Они всего лишь были очевидцами сотворения вселенной.

В ходе следующих манипуляций наставник в непосредственной близости от дерева мира исполнял роль Высшего Божества, Maheo, в Его же - Maheo - присутствии. Большим пальцем руки он делал отпечаток на земле, а затем в не-скольких сантиметрах от него делал еще четыре отпечатка в юго-восточном, юго-западном, северо-западном и северо-восточном направлениях. Теперь на-чиналось непосредственно сотворение вселенной, начиная от ее центра. Палоч-кой наставник делал на месте первой отметки круглое углубление (сингулярное состояние вселенной) диаметром и глубиной около восьми сантиметров. Четы-ре раза он вынимал землю и раскладывал ее по четырем отмеченным местам, придерживаясь при этом последовательности, которую практиковал раньше.  Таким образом получалось четыре небольших холмика. Южные холмики он по-крывал красной, северные - черной краской. Они символизировали четыре священных горы для maheyuno, стражников, поставленных Maheo по четырем сторонам вселенной.

Начиная от углубления в центре, он белым гипсовым порошком рисовал на земле четыре линии в направлении на юг, север, запад и восток. Углубление в середине становилось центром небольшого белого креста, лучи которого были ориентированы по четырем сторонам света между четырьмя холмиками. Знак земли с четырьмя земляными холмиками служил символом вселенной после ее сотворения с Maheo в центре. Затем на четырех основных шестах волчьей па-латки на высоте около двух метров крепились четыре связки белой полыни.  Шесты и связки располагались на одной линии с четырьмя холмами знака зем-ли. Пятая связка привязывалась к западной опоре палатки. Эти связки символи-зировали Maheo и maheyuno; их наличие на шестах превращало волчью палатку во вселенную после акта ее сотворения.

2. Maiyun. С помощью следующих действий создавались maiyun и палат-ка maiyun, Nowah'wus. Наставник, все еще играя сакральную роль Maheo, поки-дал палатку и на уровне головы на покрышке палатки с ее восточной стороны рисовал красный круг, изображавший Atovsz, духа солнца. На западной стороне он изображал темно-синий месяц - духа луны Ameonito. Так возникали день и ночь с их духами-хранителями. Вернувшись в палатку, он рисовал на покрышке рядом со связкой maiyun юго-запада, Sovota, небольшую фигурку человека. Его голову венчали рога, а на ногах были орлиные когти; его тело было усеяно чер-ными точками. Эта фигура была изображением Nonoma.  Затем создавалась Esceheman. Ehyopstah-zezetoxevaz покидала палатку и возвращалась с черепом бизона, который клала на западной стороне покрытого полынью пола, повернув его к дереву мира. После того, как глазницы и ноздри черепа набивали пучками травы, наставник раскрашивал его, проводя черную полосу с тыльной стороны черепа через лоб до носового отверстия. Затем он проводил две параллельные линии белого цвета на правой и левой стороне че-репа. Оставшийся участок, включая роговые отростки, он покрывал сухой красной краской. Три линии символизировали день и ночь, красный цвет черепа - землю. Теперь три пучка травы тоже раскрашивались красной краской; они отныне должны были символизировать все растения, рождающиеся из земли.  В верхней части черепа, между роговыми отростками и глазницами, он голубой краской наносил знак, по форме напоминавший немецкий Железный Крест и изображавший голубую предрассветную звезду середины лета (Ригель).  После изображения красного круга (Солнца) на правой стороне, синего серпа (Луны) на левой стороне палатки Esceheman была создана и присутство-вала на церемонии.

Ее помещали на место, символизирующее ее дом, а раскрашенный череп убирали. На этом месте, на западной стороне покрытого участка пола, делали доходящее до корней трав, касающееся Глубокой Земли углубление, причем вынимать землю начинали с середины, разделяя дерн на четыре части, которые раскладывались в юго-восточном, юго-западном, северо-западном и северо-восточном направлениях. Удаленные куски дерна складывали у покрышки на южной стороне палатки в виде небольшого холмика. Раскрашенный череп по-мещали в углубление. Перед носовым отверстием, с восточной стороны, клали связку белой полыни; с западной стороны, позади черепа, помещали лепешку сухого бизоньего навоза.

С этого момента наставник выступал в роли Nonoma, а наставница в ро-ли Esceheman. Волчья палатка превращалась в палатку maiyun, священную гору.

3. Земля тсистсистас. Порядок размещения участников в волчьей па-латке во время этого этапа церемонии был таким: на полу, покрытом полынью, на юг от черепа бизона, сидела Esceheman, справа от нее Nonoma, за которым следовали женщина и мужчина, обещавшие провести церемонию. Такой поря-док указывал на юго-западное направление, откуда, согласно мировоззрению тсистсистас, Nonoma весной приносит дающие живительную влагу тучи и грозу.  Жрец, исполнявший роль пророка Motseyoef, сидел на юго-восточной стороне перед связкой полыни Hesenota, maheyuno юго-востока вселенной. По-лучив указание от Nonoma, он наклонялся вперед и большим пальцем правой руки рисовал на ровной мелкозернистой поверхности почвы внутреннего круга палатки маленькую спираль диаметром около пяти сантиметров.  Это действие говорило о том, что Nonoma и Esceheman в жилище maiyun, в присутствии maheyuno и силой, данной им Maheo, создали тсистси-стас как народ. За счет этого ритуала Motseyoef становился духовным послан-ником тсистсистас. Теперь ему, как представителю этого народа, отводилось место в мире духов, на юго-востоке. Это также направление на точку восхода голубой звезды.

Круглый знак земли символизирует землю тсистсистас как физическую единицу вселенной и свидетельствует об их праве на жизнь в этом мире в каче-стве тсистсистас так, как это было сформулировано духами. Во время той части церемонии, которая проводилась в волчьей палатке, Motseyoef все время зани-мал свое место на юго-востоке.

4. Научение тсистсистас. Не имеющие дефектов шкуры красного вол-ка, белой волчицы и желтой лисы вносили в палатку и клали на полынь на север от черепа бизона в северо-западной позиции. Раскрашенные погремушки клали с юго-западной стороны. Теперь в палатку входили другие мужчины и женщи-ны.

С наступлением темноты палатка являла себя как палатка духов. От вос-точного луча белого креста до подножия дерева мира через определенные про-межутки клали восемь углей, на которых несколько часов жгли душистую тра-ву. Обоих тсистсистас, находящихся в палатке (Motseyoef и его спутника) учили песням духов, maheonenootoz. Кроме этого их учили призывать духов животных равнин и правилам обращения с ними.

День третий: Эхиопста и лучшие охотники.

В этот день также производились четыре основных действия:

1. Эхиопсту отдают тсистсистас. Ehyopstah создавалась и передава-лась спутнику Motseyoef'а рано утром. Все пятеро главных действующих лиц находились в волчьей палатке. Esceheman рисовала черные кольца вокруг ло-дыжек и запястий Ehyopstah, черное солнце между ее грудей, черный полуме-сяц на ее правой лопатке и вертикальные черные линии на лице. Одна из этих линий шла от волос через лоб до кончика носа; по три линии рисовалось на ка-ждой щеке, они начинались у глаз и доходили до нижней челюсти. Такова была раскраска ее отца.

Nonoma раскуривал костяную трубку протягивал ее Ehyopstah. Трубку курила только она. Этим она брала на себя обязательство служить тсистсистас, как того желали Nonoma и Esceheman.

Затем трубка передавалась мужчине zezetoxevaz. После того, как он де-лил трубку со всеми, Ehyopstah в присутствии родителей и хранителя земли тсистсистас, Motseyoef, ритуально соединялась со своим супругом, с одним из тсистсистас.

До того, как Ehyopstah помогала Nonoma подготовить красного волка, Esceheman раскрашивала лицо дочери таким же образом, только зеленой крас-кой. Такова была раскраска ее матери. Зеленый цвет у тсистсистас символизи-рует новую жизнь, первую весеннюю растительность, показывающуюся из зем-ли, и градины, падающие из туч и сопровождающие дар Nonoma - живитель-ную влагу.

2. Лучшие охотники. После передачи Ehyopstah одну из женщин обще-ства Молодого Волка звали в волчью палатку и поручали привести двух муж-чин, выбранных для приготовления белой волчицы и желтой лисы. Лицо жен-щины было раскрашено так же, как и у всех членов этого общества: красная по-лоса шла от волос до корня носа, нижняя половина лица была окрашена в крас-ный цвет. Все время, пока церемония шла в палатке, она служила посланницей.  После того, как она возвращалась с двумя мужчинами, они занимали ме-сто с северо-западной стороны рядом со шкурами. Вносили семь белых камен-ных мисок, в одной из которых была чистая вода, а в остальных синяя, черная, белая, желтая, светло-красная и темно-красная краски. С помощью Ehyopstah Nonoma начинал подготовку шкуры красного волка, в то время как двое мужчин готовили шкуру белой волчицы и желтой лисы.

На эту работу уходила большая часть дня. Закончив ее, они укладывали все три шкуры на покрытый полынью пол в северо-западной части палатки.  Красный волк размещался рядом с черепом бизона, за ним следовала белая волчица, рядом с которой лежала желтая лиса.

Maheone' honehe, священного красного волка, тщательно расправляли, расчесывали, а голову и туловище раскрашивали. Голову моделировали, сшивая шкуру морды и шеи и набивая ее пучками травы. Лицо от носа до ушей окра-шивали в темно-синий цвет. На этот фон наносили множество поперечных по-лос, цвета которых соответствовали цветам четырех направлений (белый=юго-восток, красный=юго-запад, желтый=северо-запад, черный=северо-восток), а также цвету утренней звезды середины лета - голубому.  Чередуя цвета, они наносили 55 линий разных цветов. Начиная от кон-чика носа, двенадцатая (синяя), двадцать вторая (красная), тридцать третья (желтая), сорок четвертая (черная) и пятьдесят пятая (белая) наносились жирнее остальных. Последняя линия (белая) рисовалась на макушке волка сразу за ушами.

Раскраска туловища волка производилась темно-синей краской. На зад-ней части головы они делали абстрактное изображение лица, к которому прири-совывались торчащие, словно рога, уши. Двумя параллельными, идущими от «лица» через спину и доходящими до хвоста линиями обозначались контуры те-ла мужчины. Центр этой человеческой фигуры, изображавшей Nonoma, обозна-чался красной точкой - сердцем. Двумя дугообразными параллельными линия-ми на боках шкуры изображалась радуга. В радуге на правом боку животного помещали символ солнца, на левом боку - лунный серп. К плечам и бедрам шкуры пришивали четырех маленьких выкрашенных красным колеса, oxzemeo, символизирующих maheyuno. Большое колесо, символизирующее Maheo, они прикрепляли в центральной части спины над «сердцем» фигуры мужчины. С из-нанки шкура окрашивалась в белый цвет.

Тщательно смоделированная голова Evevsev honehe, белой волчицы, ук-рашалась длинной полосой шкуры бизона. Она проходила по спине и хвосту и волочилась по земле, когда на следующий день ее надевал бегун. По обеим сто-ронам полосы, за ушами, крепились два черных блестящих бизоньих рога. Дев-ственно белый мех Evevsev honehe окрашивали изнутри в белый цвет.  На блестящей шкуре Voh'kis, лисы, рисовалась синяя линия, тянущаяся от кончика носа до кончика хвоста. Синие линии вели также от лап вверх к ли-нии на спине. Ее правый бок украшал голубой диск солнца, левый бок - голу-бой лунный серп. Голову также моделировали, чтобы придать лисе ее подлин-ный облик. С изнанки шкура окрашивалась желтым.  На каждой церемонии массаум для раскраски всех трех животных тре-бовались новые, неиспользованные ранее шкуры. Этому правилу изменили только в период резерваций, когда этих животных уже не стало. В давние времена значительные усилия по добыче шкуры предпринимались еще за не-сколько месяцев до церемонии. Она была подчинена строгим правилам. Убить этих животных разрешалось многим, но лишь избранным священным людям позволяли снять с них шкуру, т.к. животные эти имели сакральное значение.

Убивали этих животных только в соответствии с определенным правилами:

шкуры не должны были иметь изъянов, т.е. пулевых отверстий или порезов.  Поэтому охотились либо с помощью ловушек, выкапывая яму, либо, охотясь облавой, душили. По окончании церемонии шкуры, поскольку в них присутст-вовала скрытая сила, приносили в жертву силам природы, т.е. освобождали ее.  После того, как maiyun возрождали всех троих животных к жизни, эта часть церемонии завершалась. Maheone' honehe, maiyun волк и повелитель вол-ков, был также воплощением Nonoma; Evevsev honehe, повелительница волков, была воплощением Esceheman. Их облик и круг их обязанностей по отношению к животным символизировал небо и землю, а также день и ночь. Вместе они были хранителями животных, выпущенных их heszevoxsz, и следили за соблю-дением правил охоты хищными животными, включая и тсистсистас. По поруче-нию maiyun они обучали тсистсистас, как правильно охотиться на отданной им земле на равнинах.

Voh'kis была помощницей повелителей волков, потому что она была свя-зана с голубой звездой. Охота у тсистсистас, как и у волчьих стай равнин, начи-налась с восходом утренней звезды (включая vo, Венеру), которая возвещала отступление ночи и появление солнца.

3. Делить еду с духами. В полдень, когда подготовка шкур еще продол-жалась, женщины общества hohnuhka приносили в волчью палатку еду. Пища состояла из четырех ингредиентов: мяса, а также растений, произрастающих под землей, на земле и над ней (плоды деревьев).  В пищу использовали мясо собаки, поскольку в жилище maiyun не раз-решалось есть мясо животных, физически и духовно родственных Nonoma и Esceheman. Исконной пищей maiyun было мясо ax-xea, большой рогатой змеи, чудовища, на которое охотился Nonoma и на которое не распространялось по-кровительство Esceheman (глава V). Во время церемонии массаум мясо собаки считалось заменителем мяса ax-xea, т.к. оно считалось «альтернативным», т.е.  было мясом животного, прирученного человеком. Чем дольше собака жила ря-дом с человеком, тем быстрее она теряла покровительство Esceheman. Тсистси-стас использовали мясо собаки только в качестве священной пищи на церемо-ниях, где требовалось «неприродное» мясо. По этой причине оно играло опре-деленную роль на собраниях и обрядах инициации общества hohnuhka. Его ис-пользовали также на церемониях палатки духов для их ритуального кормления.  В культуре тсистсистас собаки ценились высоко, пренебрежительное обраще-ние к ним считалось безнравственным.

В полдень к подножью дерева мира и под связками maheyuno клали пять маленьких порций еды, составленных из четырех компонентов; ею кормили ду-хов. Остатки с благоговением раздавали присутствующим и съедали.

4. Научение тсистсистас. С наступлением ночи волчья палатка опять превращалась в палатку духов. Опять на восьми углях, положенных рядом с ос-татками уже сгоревших, жгли душистую траву. Среди песен духов, которые ра-зучивали в эту ночь, были honehe nenootoz, песни духов волков, которые при-сутствовали на церемонии.

 

День четвертый: лагерь - это вселенная.

Пять главных действующих лиц церемонии ничего не ели с тех пор как они за день до этого разделили трапезу с духами. Их пост заканчивался только на пятый день, после завершения церемонии. Вечером четвертого дня к их по-сту присоединялся весь лагерь; исключение составляли только младенцы и ма-ленькие дети. В этот день происходило шесть основных событий.

1. Палатки животных. Ранним утром в лагерном кругу палаток тсистси-стас, приблизительно в ста метрах от него возводился второй круг палаток, вхо-дом также обращенный на Nowah'wus. Эти палатки символизировали пещеры животных под священной горой, а в совокупности они были воплощением всего животного мира равнин. Когда палатки были установлены, те из тсистсистас, которые на следующий день должны были играть роль определенных живот-ных, разыскивали палатки своих видов. Из-за большого числа видов почти по-ловина племени должна была выступать в роли животных. В происходящем участвовали все, независимо от пола и возраста. В лагерь доставляли самые разнообразные предметы и материалы, чтобы изготовить из них богато укра-шенные костюмы, которые надевали на следующий день. Сразу после полудня палатки закрывались. В каждой из них учителя готовили участников к исполне-нию их священных ролей, проводя церемонию очищения, за которой следовали разного рода наставления и в конце концов ритуальное превращение в живот-ных.

Палатка общества hohnuhka уже была поставлена за день до этого на свободном месте на полпути между волчьей палаткой и палатками животных в юго-западной части лагеря. Согласно принципу противоположности, эта палат-ка представляла собой совершенно иную картину: шесты каркаса располагались снаружи, внутренняя сторона покрышки была вывернута наружу, дымовые кла-паны установлены неправильно. Члены общества hohnuhka, прежде чем приго-товить священную пищу для волчьей палатки, уже успевали собраться и завер-шить свою тайную церемонию превращения.

2. Подготовка прихода в мир. В это утро в палатке находились пятеро основных действующих лиц и двое мужчин, подготовивших Voh'kis и Evevsev honehe.

Четыре свежесрезанных, прямых прута дельтовидного тополя укорачи-вали на длину около 70 сантиметров, чтобы использовать их в качестве опор при ходьбе. На конце каждого прута крепились пять связок белой полыни. Так как эти опоры заменяли волкам церемонии массаум, изображавших волков, пе-редние лапы, Maheone' honehe и Evevsev honehe были символически наделены силой центра вселенной (Высшее Божество) и силой четырех священных на-правлений (maheyuno) и таким образом получали контроль над животными по четырем сторонам вселенной. Опоры красного волка раскрашивались в красный цвет, а опоры белой волчицы очищались от коры и раскрашивались в белый цвет. Когда опоры были готовы, их клали на полынь рядом с животными.  Затем готовили трубку, служащую для зазывания животных во время це-ремонии. Это была обернутая жилами, натертая красной краской трубка, изго-товленная из кости ноги оленя. Nonoma учил мужа Ehyopstah'ы правилам поль-зования трубкой. Сначала дно трубки закрывалось пучком жил. Затем ее наби-вали смесью из четырех компонентов (травы, смешанные с жиром почек бизо-на). Когда на следующий день, следуя определенным правилам, трубку курили, эти составляющие символизировали всю растительный и животный мир. Отвер-стие трубки закрывалось животным жиром.

Ehyopstah специальной палочкой вынимала из огня уголек и посыпала его душистой травой. После очищения трубки дымом она оживала. Ее клали перед черепом бизона рядом с палочкой для чистки трубки.  В палатку звали семь женщин из общества Молодого Волка. Их лица были раскрашены как у всех членов их общества, что было описано выше. Они были двойниками духов-помощников волков в человеческом облике. Им пору-чалось сооружение загона для магической охоты. Nonoma проводил над ними обряд очищения и учил их правилам выбора места сооружения загона; после этого они уходили, чтобы приняться за работу.

Теперь в палатку приглашали троих мужчин, выбранных для воплоще-ния трех духов животных. С ними также проводили обряд очищения и учили исполнять их роли.

3. Священный загон. Семеро женщин из общества Молодого Волка воз-водили на расстоянии около десяти метров от волчьей палатки высокую ограду в форме полумесяца, обращенную к лагерному кругу и Nowah'wus. Для строи-тельства им требовалась дюжина палаточных шестов и четыре покрышки. Затем они втыкали в заранее сделанные в земле отверстия свежие деревца и ветки дельтовидного тополя длиной от трех до четырех метров, которые, образовывая два широко расходящихся ряда, тянулись от концов священного загона (ограды) до определенных точек за пределами круга палаток животных, но не доходили до входа в лагерный круг тсистсистас. Это были крылья образовы-вавшие дорогу, по которой гнали животных в священный загон. Часто исполь-зуемое в загонам тсистсистас сужение (глава IV, 1) здесь было излишним. Ко-гда после полудня работа завершалась, женщины между тыльной стороной за-гона и волчьей палаткой сооружали еще три низких изгороди по три столба в каждой.

4. Maheone' honehe, Evevsev honehe и Voh'kis выходят в мир. В волчьей палатке мужчин, которые должны были надеть волчьи шкуры, раскрашивали в соответствии с их ролью. Вся их одежда состояла из набедренной повязки и мо-касин. Тело мужчины, исполнявшего роль красного волка, раскрашивалось в красный цвет, тело мужчины, исполнявшего роль белого волка - в белый. На груди каждого рисовалось черное солнце, на правой лопатке - черная луна. Бе-гуну, игравшему роль белого волка, наносили короткие черные штрихи под гла-зами.

Затем Ehyopstah и ее мужа приводили в состояние, дававшее им способ-ность вывести животных из недр священной горы в мир. Они снимали одежду, оставаясь в набедренных повязках и мокасинах, их тела и волосы раскрашива-лись красным, на запястья и лодыжки наносились черные кольца, а на грудь и лопатку - черное солнце и луна. Потом они одевались. Все ждали.  Один из членов общества Молодого Волка входил и сообщал, что загон готов. Затем Nonoma посылал в лагерь тсистсистас глашатая, извещавшего о выходе священных животных.

Через некоторое время Ehyopstah и ее мужа учили, что нужно делать, чтобы вывести животных. Сначала приходил Maheone' honehe. Они брались за руки и наклонялись над волчьей шкурой. Руками они делали три движения, а четвертым движением крепко брались за шкуру. Четырьмя движениями они поднимали ее и, прежде чем вынести наружу, трижды высовывали голову из-под покрышки палатки. Другими четырьмя движениями они помещали его на первый каркас. Вторым приходил Evevsev honehe, затем Voh'kis. С ними посту-пали точно также и помещали на два других каркаса. Проделав это, Ehyopstah и ее муж возвращались к закрытой палатке.

С этого момента начиналась первая публичная часть церемонии. Со сто-роны лагеря тсистсистас подходили люди и, не подходя близко, рассматривали трех животных. Они стояли молча, внимательно осматривая и уточняя детали.  Из палаток для животных никто не выходил, потому что к этому моменту тси-стсистас уже перевоплотились в животных. Когда желающие рассмотреть жи-вотных расходились, Ehyopstah с мужем уводили животных назад в волчью па-латку.

5. Освящение мира. Вечером в лагере закрывались все палатки и туши-лись огни; в палатки уводили и собак. Никому не разрешалось появляться в ла-герном кругу или за его пределами.

Шла подготовка первого бегуна. Nonoma набрасывал ему на спину крас-ную волчью шкуру и тщательно закреплял ее так, чтобы голова волка выдава-лась над головой человека. В руки ему он давал ему палки для ходьбы. Когда Maheone' honehe покидал палатку и бежал по правой стороне ведущей в загон дороги, начинали звучать трещотки и исполнялись песни волков.  Он выбегал из лагерного круга в прерию и поворачивал вправо. Когда, покинув пределы лагеря, он добегал до первой священной стороны света, он издавал призывной клич охотящегося повелителя волков. Обегая лагерь тсист-систас по кругу, он подавал голос с трех других сторон. Прервав бег на юго-востоке, юго-западе, северо-западе и северо-востоке, он возвращался через вход в лагерный круг, пробегал с наружной стороны ряда кустов левого крыла, пере-секал загон и скрывался в палатке.

Теперь Nonoma клал белую волчицу на спину ее бегуна, закреплял ее и вручал ему опоры для ходьбы. Снова звучали трещотки и песни волков, когда Evevsev honehe покидала палатку и бежала вдоль ряда кустов правого крыла.  Она направлялась к кругу палаток животных, но, не добежав до лагерного круга тсистсистас, сворачивала вправо и бежала между двумя лагерными кругами.  Она тоже останавливала бег на четырех священных сторонах и пела призывные песни хозяина волков, после чего пробегала вдоль левого ряда кустов и возвра-щалась в палатку.

Теперь лагерь превращался во вселенную. В волчьей палатке и мир за ее пределами стал священным. За пределами лагерного круга время останавлива-лось. Палатки животных превратились в heszevoxsz, пещеры духов животных и царстве Esceheman в глубокой земле.

6. Наставление тсистсистас. С наступлением темноты волчья палатка опять превращалась в палатку духов. Рядом с пеплом углей, истлевших в пре-дыдущие ночи, выкладывали восемь новых угольков, и аромат душистой травы  вновь поднимался к небу. Это была последняя ночь, когда тсистсистас учились призывным песням духов животных.

 

День пятый: Явление Эхиопсты, Священная Охота В этот день наблюдались шесть комплексных обрядов.

1. Приход духов. Рано-рано утром, еще до рассвета, основные участники церемонии готовились к выходу из волчьей палатки. Присутствовали пять ду-хов, двое раскрасчиков (наставников), подготовивших Evevsev honehe и Voh'kis, а также трое мужчин, исполнявших роли волков и лисы. Лица и тела раскраши-вали еще раз, воспроизводя раскраску четвертого дня. Бегуна Voh'kis его на-ставник раскрашивал в желтый цвет с вертикальными черными линиями под глазами и рядом синих точек, который тянулся от лодыжек до плеч и вниз по наружной стороне рук к запястьям.

Esceheman рисовала на лице Ehyopstah синий крест; его четыре луча ка-сались ее лба, глаз и носа. Раскрасчик Voh'kis рисовал на лице мужа Ehyopstah то же самое. Семь женщин общества Молодого Волка заходили в палатку, и Esceheman украшала их лица таким же крестом.

Муж Ehyopstah выходил из палатки, поднимал выцветший, нераскра-шенный бизоний череп, лежавший к югу от палатки, и относил его в загон, где клал его на землю в центре ограды, обратив в сторону тропы и Nowah'wus. По-том он возвращался в палатку.

2. Голубая Звезда. Все ждали предрассветной поры. Первыми палатку покидали пять духов. Они стояли лицом к юго-востоку в том же порядке, в ка-ком они вышли из Nowah'wus, когда Ehyopstah уходила с двумя тсистсистас (см.  главу V): слева Esceheman, справа от нее Nonoma, затем Ehyopstah, ее муж и Motseyoef.

Они стояли, ожидая указания неба; наконец Ригель, искрясь голубым светом, появлялся над темным горизонтом. Они стояли и смотрели. Звезда ярко сияла несколько минут, потом тускнела и быстро пропадала из виду.  Все пятеро входили в загон и рассаживались по обе стороны от бизонье-го черепа: Esceheman и Ehyopstah слева, Nonoma, муж Ehyopstah и Motseyoef справа. Сзади располагались семь женщин общества Молодого Волка. Настав-ник Voh'kis сидел рядом с Ehyopstah, слева от него оба волка и второй настав-ник. Перед черепом бизона на связку из белой полыни клали костяную трубку.  У левой стороны ограды на земле лежало магическое копье и кусок сушеного бизоньего мяса. Магическое копье (или «магический шест», описание см. глава IV, 1) было изготовлено одним из шаманов в палатке животных.  Ритуальная охота началась. Весь лагерь, затаясь, ожидал начала рассве-та. Voh'kis выходила из палатки и по следу белой волчицы, оставленному вече-ром, совершала священный бег вокруг heszevoxsz.  С четырех священных сторон она издавала ожидаемый с нетерпением клич. Потом она тоже входила в загон. Nonoma снимал шкуру лисы с бегуна и клал ее внутренней стороной на бизоний череп, направив морду в сторону тро-пы и Nowah'wus.

3. Священная охота. Теперь начиналось великое представление церемо-нии массаум. Поднимались покрышки типи в лагере тсистсистас, и люди из своих палаток наблюдали за происходящим. Из палаток, символизирующих пещеры животных, устремлялся поток одетых в костюмы, маски и раскрашен-ных персонажей, воплощавших разных животных.

Животные, ведущие стадный и групповой образ жизни - бизоны, вапити, олени, антилопы, выдры, бобры, волки и птицы (журавли) - были представлены несколькими актерами. Животные, живущие в одиночку - койот, барсук, гризли барибал , пума, разные виды лис, орел, сокол, ворон, сорока и другие - были представлены отдельными исполнителями. Актеры с большой ловкостью под-ражали движениям и повадкам животных. Эта пестрая толпа бегала, прыгала и кружилась между лагерным кругом тсистсистас и пещерами животных, мед-ленно перемещаясь по часовой стрелке.

Esceheman поднимала священную трубку и клала ее в руки Ehyopstah.  Затем обе в сопровождении семи женщин общества Молодого Волка проходили между крыльями загонной тропы. Здесь вся группа останавливалась.  Ehyopstah, держа обеими руками трубку, направляла ее в сторону выхода из лагеря и Nowah'wus, зазывая таким образом животных. <Nanзhov meohotoxc - Я - звезда утренней зари.> Этот жест подтверждал полномочия Ehyopstah в ка-честве покровительницы животных в пределах той части равнин, которая была отдана под покровительство тсистсистас.

Maheone' honehe, Evevsev honehe и Voh'kis покидали загон бежали вдоль потока животных, заставляя их обойти лагерь животных по кругу, прежде чем они вступят на загонную тропу. Замыкая круг, животные не пересекали выход из лагеря, направленный в сторону Nowah'wus, а направлялись вдоль рядов кус-тов, описывая дугу вокруг закона и волчьей палатки. Когда животные наконец входили и окружали девятерых женщин, раздавались призывные песни.  Из палатки hohnunka выскакивали семь противоположных, одетых в од-ни набедренные повязки, и подбегали к собравшимся. Их тела и волосы были выкрашены белым. Волосы, собранные в узел надо лбом, украшало орлиное пе-ро. Они несли миниатюрные небесные копья, раскрашенные красным; после появления лука и стрел копья были заменены небесными луками и миниатюр-ными стрелами четырех типов. В данном случае они действовали в качестве помощников духов грома и священных охотников, emhoniu, и, находясь в риту-альном альтернативном состоянии, выступали также в роли священных кло-унов.

Они бегали по всему загону и между крыльями загонной тропы вдоль священных животных, имитируя их убийство колющими движениями. Заколо-тые животные спотыкались и, обливаясь кровью, падали на землю, но тут же поднимались снова. Эта пантомима с изображением израненных, истекающих кровью животных производила необычайно сильное впечатление. Завершив та-нец вокруг Esceheman, Ehyopstah и семерых женщин, животные, вытянувшись длинной цепью между крыльев загонной тропы, возвращались в свои пещеры (палатки).

Пока они возвращались, начиналась целительная часть церемонии.  Больные, калеки и тсистсистас, желавшие получить благословение непосредст-венно от духов животных, неподвижно сидели у палаток. Проходя мимо них, священные животные совершали короткие шаманские исцеляющие или очи-щающие обряды. Те hohnunka, которых просили об излечении, применяли к па-циентам свои таинственные альтернативные способы.  Пока животные выходили из загона, Esceheman, Ehyopstah и семь жен-щин возвращались на свои места в загоне. Они ждали. Вторая охота начиналась после того, как пещеры животных снова закрывались.  Esceheman клала Maheone' honehe на спину Ehyopstah'ы и крепко привя-зывала шкуру к шее и плечам женщины так, чтобы голова волка возвышалась над головой женщины. Обе в сопровождении семерых Молодых Волков на-правлялись в центр погонной тропы и ходили вокруг него. Факт ношения Ehyopstah'ой maiyun волка говорил тсистсистас и животным, что красный пове-литель волков Nonoma был ее помощником. Он также свидетельствовал о том, что сила ее отца, Nonoma, была с ней. Животные вновь выбегали из палаток и действия предыдущей охоты повторялись. За второй охотой следовала третья, копируя ее во всех деталях, и снова Ehyopstah несла maiyun волка. Четвертая охота воспроизводила первую, и Ehyopstah еще раз призывала животных с кос-тяной трубкой в руке.

В очередной раз группа женщин молча стояла среди пестрой танцующей массы животных, которой касались охотники hohnunka. В последний раз Ehyopstah предлагала трубку духам животных.

По окончании охоты животные не возвращались в свои пещеры, остава-ясь снаружи, чтобы видеть последние акты совершающегося в загоне ритуала.  Наступал полдень.

4. Магическое копье и священная трапеза. Esceheman и Ehyopstah вместе с женщинами вернулись к загону. Священная трубка покоилась на предназна-ченном для нее месте возле черепа бизона. Теперь Nonoma клал рядом с ней на траву большой кусок сушеного бизоньего мяса. Он вручал Ehyopstah и ее мужу магическое копье и объяснял, что они должны делать. Четырьмя движениями они протыкали острием ритуального оружия мясо, поднимали древко и втыкали его в углубление, сделанное в земле рядом с черепом. Nonoma клал на траву че-тыре лепешки сухого бизоньего навоза в нескольких метрах от магического ко-пья, помечая четыре священных направления.

Вперед выходил бегун Maheone' honehe с привязанной к голове и спине волчьей шкурой. Руками и ногами он вставал на четыре лепешки; в таком по-ложении он обращался к магическому копью, бизоньему черепу и пятерым ду-хам. Это действие символизировало власть maiyun'а волков над охотой на юго-востоке, юго-западе, северо-западе и северо-востоке.  Прибегал койот и, совершив три неудачных попытки, на четвертый раз пролезал под Maheone' honehe. Это демонстрировало власть красного волка на-до всеми хищниками и обязывало койота взять на себя роль помощника в од-ном из следующих действий.

После того, как койот подлезал под Maheone' honehe, Voh'kis, также со-вершив три неудачных попытки, четвертым прыжком срывала сухое мясо с ма-гического копья. Возвещая начало охоты, лиса теперь давала сигнал к заверше-нию четырех успешно завершившихся охот, отдавая мясо, чтобы все могли по-делиться друг с другом.

Hohnunka тут же вырывали у нее мясо и разрывали его на семь кусков.  Они с семи сторон подбегали к лагерю, где делили крошечные кусочки между всеми, чтобы каждому досталась часть освященной духами пищи животных.

5. Койот во главе животных и их бег. Койот становился во главе пест-рой массы животных, когда она через крылья загонной тропы и вход в лагерь удалялась в прерию в направлении Nowah'wus. Тсистсистас шли по обеим сто-ронам на некотором отдалении от нее. Прежде чем веселящаяся толпа достига-ла реки, койот четыре раза останавливал ее. Останавливаясь, каждый раз пели песню массаум. После четвертой песни все начинали мчаться наперегонки к бе-регу и пили из реки; таким ритуалом завершался пост. Этим действием освяща-лась также и река, потому что из нее пили священные животные.  На обратном пути животные снова останавливались четыре раза, чтобы спеть песню массаум; как только они достигали крыльев загонной тропы, толпа рассеивалась. Hohnunka, сопровождавшие их к реке, тоже возвращались в свою палатку, чтобы, совершая ритуал очищения путем натирания тела полынью, выйти из своего альтернативного состояния. Тсистсистас и актеры, игравшие роли животных завершали церемонию таким же ритуалом, который возвращал их в обычное состояние.

6. Палатка maiyun. Основные действующие лица вместе с волками и ли-сой, а также с их наставниками возвращались в волчью палатку.  Они еще раз рассаживались в том же порядке, какой имел место на вто-рой день церемонии, когда была создана земля тсистсистас. На покрытом по-лынью полу к югу от бизоньего черепа сидела Esceheman, справа от нее Nonoma, Ehyopstah и ее муж. Motseyoef cидел в стороне ото всех с юго-восточной стороны сзади земли тсистсистас. Шкуры волков и лисы снимались с бегунов и укладывались с северо-западной стороны палатки. Позади них сидели их наставники.

Ehyopstah поднимала священную трубку и вручала ее Motseyoef, который ломал печать и зажигал трубку. Вслед за Motseyoef ее курили все по очереди (каждый выпускал дым четыре раза), заканчивая наставником Voh'kis, сидящим севернее всех, который сразу возвращал ее Motseyoef. Трубка снова переходила к Motseyoef уже потухшей. Он ворошил пепел и четырьмя движениями высыпал его на землю тсистсистас. Деревянной палочкой для чистки трубки он засыпал символ земли и придвигал пепел вместе с землей к очагу, не оставляя на глад-кой поверхности пола ни следа.

Nonoma стирал сделанный на земле с западной стороны мирового дерева рисунок вселенной. Актеры по очереди останавливались перед ним. Он слегка касался каждого маленькой связкой белой полыни, проводя с головы до земли по обеим сторонам тела. Массаум заканчивался. Участники покидали палатку, унося с собой шкуры, погремушки, костяную трубку и другие предметы. Через некоторое время они отправлялись в палатку потения.  На следующий день члены общества Молодого Волка снимали полог с волчьей палатки. Поскольку она выполняла функцию священной горы, она те-перь принадлежала духам. Полог относили к реке и осторожно пускали по те-чению. Мировое дерево и каркас из 28 жердей оставляли. В течение следующих дней лагерь снимался с места. Группы разделялись и уходили в свои охотничьи угодья, чтобы теперь охотиться на настоящую дичь, следуя законам массаума.

Схема лагеря массаума около 700 г. н.э., через более чем два столетия после введения появления Священных Стрел. Вход в лагерь обращен к северо-востоку, таким образом лагерь располагался к юго-западу от Медвежьей Лапы. Лагерный круг тсистсистас состоит из 260 палаток; поскольку на одну палатку приходилось в среднем шесть человек, лагерь насчитывал около 1560 человек. Есть основания полагать, что фактическая совокупная численность тсистсистас к 700 году н.э. была в два раза больше. (Рисунок: К.Х. Шлезиер).  Пояснение к рисунку.  a Волчья палатка (maheonox) b Каркасы, на которые после полудня на четвертый день церемонии ставились волки и лиса.

с Священный загон

d Крылья загонной тропы

е Палатка общества hohnunka.

f Палатка со Священными Стрелами (nimahenan)

g Лагерь животных (heszevoxsz)

h Лагерь тсистсистас

- - -    Бег красного волка вечером на четвертый день церемонии. Описывая круг, она подает сигнал с четырех священных сторон.  ......    Бег белой волчицы вечером на четвертый день церемонии. Она, описывая круг, тоже подает сигнал с четырех священных направлений.  ......    Бег желтой лисы на рассвете пятого дня церемонии. От волчьей палатки она бежит по следу белой волчицы до последней палатки лагеря животных на северо-востоке. Затем она пробегает между крыльями загонной тропы и заканчивает свой путь в загоне. Это символизирует возвращение Ehyopstah к тсистсистас.

-.-.-.-     Животные, описывающие по часовой стрелке круг по внутренней стороне лагеря тсистсистас, не имеют права пересекать выход к Медвежьей Лапе. Поэтому они двигались по внутренней стороне за волчьей палаткой.  Описав круг, и приближаясь со стороны Медвежьей Лапы, они входили в загон, в который их звала Ehyopstah.

  Иерофант (греч. узнающий тайну священного) - жрец, принадлежавший к роду, в котором из поколения в поколение переходили предметы культа и символы, посвященные определенному божеству.

  Ursus americanus

 

Сайт управляется системой uCoz