НЕБЕСНЫЕ ВОЛКИ

 

Шаманизм, церемонии шайеннов

и их доисторические истоки

 

 

 

                                                                                                                  Часть 3.

 

 

III.  Представления и формы выражения представлений о мире и шаманизм групп северной Сибири и тсистсистас. Сравнительный анализ.

Мои черные горы

по которым я бродил

опустели теперь -

моя земля

золотых трав

в которых я бродил.

Мои черные горы остались позади.

Мои белые вершины остались позади.

Вся моя сила осталась позади.

Из моего большого племени

Я остался один.

Мои озера

в которых я ловил рыбу

остались позади.

Я больше не увижу их.

Опоры моей палатки прогнили

и моя одежда из шкуры висит в лохмотьях.

Все ушло.

Жалобная песнь шамана самоедов, записан-

ная Каем Доннером

 

Примерно за 500 лет до н. э. группы охотников прото-тсистсистас вышли из тайги и вступили на северо-восточную окраину американских равнин. Тот факт, что их далекие предки уже однажды побывали здесь, не сохранился в их памяти. Они пришли незнакомцами в незнакомую им землю. Они пришли с се-вера, где с достопамятных времен охотились в субарктических лесах и лесотун-дре южного Киватина и юго-восточной части района Макензи (см. главу VIII, 1). Там их основными промысловыми животными были карибу и лось. В основ-ном они жили за счет леса, однако в определенные времена года перебирались в тундру (Бесплодные Земли).

Их отход на юг начался приблизительно за 1000 лет до н. э, после того как начавшиеся за 1500 лет до н. э. изменения климата вызвали смещение гра-ницы зоны произрастания деревьев примерно на 300 километров. Примерно за 1000 лет до н. э. тундра занимала значительную часть северной Манитобы и се-веро-восточную часть Саскачевана. К ожесточившимся по причине меняющего-ся ландшафта условиям существования добавилось давление извне. Продвиже-ние охотников Inuit/Eskimo преддорсетской культуры, вторшигся в Бесплодные Земли и следовавших за продвигавшейся на юг тундрой, объединило разроз-ненные племенные группы в пределах конкретной территории. Миграция групп прото-тсистсистас была частью общей миграции на юг северных народов Al-gonkin, в результате которой одни осели в прериях, а другие в южной части Он-тарио, на Великих Озерах и далее в восточном и южном направлениях.  На севере, в районе, расположенном к западу от Гудзонова залива (в юго-восточном районе Макензи и южном Киватине, в северной Манитобе, се-верном Саскачеване и на северо-западе Онтарио) все они были частью того, что Райт (1972b) назвал образом жизни канадского архея. Мне кажется весьма вероятным, что во время отхода на юг у них сложилось представления о мире, схожие с представлениями тсистсистас, описанными в первой главе.  Критическая переоценка этнографических данных об исторических за-падных и центральных группах Algonkin способствовала бы, по моему мнению, выявлению общей исторической основы. Исследование, охватывающее все ис-торические группы Algonkin, пролило бы свет на эту проблему и должно быть принято во внимание, однако подобная задача выходит за рамки данной книги.  Я не утверждаю, что культура прото-тсистсистас с момента их появления на территории теперешних штатов Южная и Северная Дакота и до сегодняшне-го дня не претерпела изменений. Напротив, церемония Массаум и некоторые ее разновидности представляют собой переворот в сфере культуры, результатом которого стало идеальное приспособление к северным равнинам. Однако основные этого древнего мировоззрения сохранились и 2000 лет спустя были перенесены в период резервации.

Факты, приведенные в главе II, наталкивают на вывод, что культуры северной Сибири когда-то делили общее наследие с Algonkin. Разделение, произошедшее в древности, позволяет предположить, что основы культуры и шаманизма тсистсистас, описанные в главе I, должны были существовать уже в глубокой древности.

Эти выводы подкрепляются нижеследующим сравнением, не учитывающим функциональные категории и особенности материальной культуры:

 

Племена

северной

Сибири

Тсистсистас

Вселенная состоит из нескольких слоев

Каждому слою принадлежат могущественные духи

Глубокая земля

Дух земли - хранитель животных

Духи земли находятся под землей

Космическое дерево

Небосвод - шкура, натянутая над землей

Небосвод - котел

Полярная звезда - пуп неба

Множество регионов неба

Высшее Божество в самой высоком регионе неба

Высшее Божество - создатель вселенной

Сотворение вселенной - акт шаманизма

Четверо священных стражников по четырем концам вселенной

Шаманистическая концепция второй вселенной вне первой

Священная гора - вход в Глубокую землю и к духу земли

Церемония получения дичи от духа земли

Исполнители ролей животных на церемонии

Столб в середине церемониальной палатки символизирует Высшее Божество

Церемония обновления земли весной

Церемонии палаток духов для лечения и задабривания духов животных

Палатка духов в качестве священной горы

Палатка потения

История о спасении земли от потопа с помощью птицы

Мамонт - помощник при подъеме земли на поверхность

Большая мифическая змея

Высшее Божество - deus otiosus

Жертвы Высшему Божеству

Принесение в жертву Высшему Божеству животных-альбиносов

Могущественные духи-посредники охраняют космический порядок

Звезды - выходы в боле высокие уровни Верхнего мира

Созвездия - родственники или мифические предки

Звезды служат сигналами к действиям на земле

Значение числа 7

Значение числа 4

Духи неба вызывают смену времен года

Определенные животные священны в определенных регионах вселенной

Могущественные духи-защитники животных

Животные - объекты почитания

Животные сами позволяют убивать себя

Дух земли - женщина

Дух земли - мужчина

Духи регионов (тайга, тундра и др.)

Духи мест

Духи-защитники, присущие определенному виду (духи вида)

Все живые существа, имеющие телесную форму, обладают возрождающимся духом («свободной душой»)

Концепция множества душ или духа из множества частей, одна из которых способна к реинкарнации

Изначальное дарование духов людям и животным ограничено

Духи неуничтожимы

Способность духов к превращению

Духи наследуются в группе по прямой линии или виде

Представление о смерти как длительном процессе разделения душ

Это распространяется на людей и животных

На первой стадии смерти дух человека далеко путешествует

Часть духа остается в скелете до разложения тела

Временное удержание телесной души у человека и животного

Первое и второе погребение человека

Дух умершего воплощается в фигурках и других предметах

Особые законы обращения с костями животных

Захоронение останков животных

Духи животных воплощаются в фигурках

Духи-хранители могут задержать реинкарнацию животных

Духи людей могут отказать в реинкарнации

Духи перемещаются со скоростью мысли

«У всего есть свой голос»

У деревьев и растений есть свои духи

Виды животных, как и группы людей, занимают территории

Животные считаются священными

Охота - священные ритуал, ход которого определяется животными и духами-покровителями

Нарушение законов обращения с животными карается духами

Иногда люди ведут род от животных

Медведь связан с Нижним миром

Медведь - небесный охотник

Ритуалы отсылания iomante

iomante медведей

Орел - священная птица Верхнего Мира

Журавль - священная птица Верхнего Мира

Сорока - священная птица Верхнего Мира

Лебедь - священная птица Верхнего Мира

Люди придают себе внешность животных

Волк - лучший охотник; особые правила обращения с волком

Связки, содержащие духов

Кормление духов по особым причинам

Возможность сознательного отделения большинством людей частей духа

Сознательное отделение частей духа проводится шаманом

Почти у каждого человека есть дух-покровитель

У каждого шамана есть дух-покровитель

У каждого шамана есть духи-помощники

Шаман может получить духа-защитника по наследству

Шаман может искать дух, или быть искомым духом

Шаман может демонстрировать «паранормальные» способности

Шаман избирается духами

Во время инициации шамана расчленяют и восстанавливают

Во время инициации шаман проходит через превращение

Способности шамана определяются силой духов

Духи могут воспользоваться речевым аппаратом шамана для самовыражения

Первые знания шаман получает от духов

Затем он получает дополнительные наставления от опытного шамана

Снаряжение шамана обладает душой

Использование снаряжения шамана другими небезопасно

Снаряжение шамана после его смерти не используется

Маска шамана

Раскраска лица шамана

Одежда шамана

Пояс шамана

Перчатки и сапоги шамана

Головной убор шамана

Бубен шамана

Трещотка шамана

Использование шаманом перьев орла, сороки и журавля

Небесные шаманы

Некоторые шаманы специалисты по астрологии

Земные шаманы

У шамана есть небесный лук

На посохе шамана может быть вырезано лицо духа

oxszem (колесо духов)

Ловцы духов (фигурки животных)

Куклы шамана

Шаманы представляют все регионы вселенной

Шаманы пользуются тайным языком

Шаманы образуют эзотерическую группу

Противоположные шаманы

Шаманы-андрогины

Шаманы убивают на большом расстоянии

Шаманы защищают свою территорию с помощью духов

Шаманы относят души мертвых в загробный мир

Шаманы возвращают души из загробного мира для реинкарнации

Шаманы могут контролировать смерть, в том числе и свою собственную

Шаманы возглавляют церемонии

Целебные охоты

Священные стрелы

Во время определенной церемонии палатки духов в середине палатки стоит дерево

На дереве сделаны семь отметок

Это дерево - мировое дерево*

 

* Схожая роль дерева проявляется как в ходе церемонии shevenchedek и kamlanye у Evenk (стр.) (так и в волчьей палатке Массаума (глава VI, стр.

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz