НЕБЕСНЫЕ ВОЛКИ
Шаманизм,
церемонии шайеннов
и
их доисторические истоки
Часть 1.
I. Представление о мире и шаманизм
тсистсистас
Волк, каковым я являюсь
при свете
Во мраке
что бы я ни учуял
где бы я ни бегал
где бы я ни стоял
все
будет хорошо
ведь Махео
защищает нас
Эа эа эа хо
Песнь разведчика тсистсистас,
пробирающегося по вражеской терри-
тории
Исследование, ставящее целью
реконструкцию церемонии массаум, необ-ходимо начать с оценки истинного
положения шаманизма тсистсистас и фило-софских принципов, на которых он
базируется. Церемония эта, вызванная к жизни неизвестным шаманом, по своей
форме берет начало от шаманистиче-ского представления о мире. Это касается и
таких возникших позже церемоний племени, как Maxhoetonstov (церемония Священных
Стрел) и Oxheheom (церемония обновления мира: палатка мира, «Танец Солнца»). К
сожалению, эт-нографы, работавшие с тсистсистас до сих пор, не предприняли
исследований их шаманизма и в чаще всего полностью игнорировали это
явление. Следующая глава обращается
именно к данной теме; в ней дается описа-ние сложившегося в древности
представления тсистсистас о жизни и о вселен-ной, существовавшего уже во время
введения церемонии массаум и продол-жающего существовать во многих аспектах по
сию пору. Необходимо учиты-вать, что эти представления корнями уходят далеко в
прошлое прото-тсистсистас.
1.
Представление тсистсистас о мире в его шаманистической интерпретации.
Для обозначения вселенной тсистсистас
пользуются понятием Hestanov. Стоящий
на трявяном покрове земли находится в votosoom, средней области мира, которая
связывает heamaheatanov, верхний мир и atonoom, нижний мир. Нижняя граница votostoom проходит в
нескольких сантиметрах под землей, а именно там, где обрываются корни трав. Под
ними располагается nsthoaman, глубокая земля, вырабатывающая субстанцию для
телесных форм земной жиз-ни.
В области глубокой земли расположены
священные пещеры, maheonoxsz, в них люди, ищущие знания, могут быть приняты и
обучены могущественными духами, maiyun. Maheonoxsz служат прообразами «палаток
духов», где шаманы проводят свои спиритические сеансы. Такие церемониальные
сооружения (в определенных случаях под постройками, именуемыми «хижинами»
подразуме-ваются палаточные конструкции), возводимые для проведения великих
церемо-ний тсистсистас, как волчья палатка массаума, палатка мира Oxheheom и
палат-ка Мотсейофа, сооружаемая во время проведения Maxhoetonstov, сооружены по
образцу maheonoxsz, в которых совершался акт первичного дара этих церемо-ний.
По преданиям тсистсистас самая главная священная пещера расположена в горе
Nowah'wus («где люди получают знания»), Медвежья гора, на северо-восточной
окраине Блек Хиллс.
К области глубокой земли относятся также
heszevoxsz, пещеры животных, в которых собраны hematasoomao (или matasoomao),
бестелесные оболочки («освобожденные души») животных всех видов. Они могут быть
выпущены, чтобы соединиться с телом, т.е. опять стать животными, или
удерживаться там, т.е. им отказано в повторном рождении. Сокращение популяций
животных и исчезновение все большего количества видов преломляется в сознании
тсистси-стас как удерживание hematosoomao; сознательный отказ животным в
повтор-ной жизни охраняющими их maiyun, чтобы разрушение земли промышленно
развитыми национальными странами не коснулось этих древних животных. Ко-гда
большая часть населения планеты исчезнет, maiyun восстановят нормальные условия
жизни и снова откроют heszevoxsz.
Когда в церемониальных сооружениях с
целью подготовки места для про-ведения ритуала удаляется травяной покров вместе
с корнями, участники дей-ства контактируют непосредственно с глубокой землей. Таким
образом касают-ся полной силы субстанции nsthoaman и приближаются к maheonoxsz
и heszevoxsz. Разрисованный череп бизона, который во время церемонии массаум
или Oxheheom укладывается в специально приготовленные для этого ямы,
сим-волизирует maiyun глубокой земли, который, покоясь на nsthoaman, также
уча-ствует в церемонии. Деревья - это сущности, наполненные силой, т.к. их
корни уходят глубоко в nsthoaman. Глубокая земля выходит на поверхность в
местах, не покрытых растительностью, например на камнях и скалах, на горных верши-нах,
песчаных отмелях и пустынных участках, в пещерах и т.д. Такие места как формы
проявления силы.
Зона, где обрываются корни трав, служит
поверхностью нижнего мира, atonoom, и в то же время самой нижней частью
переходной зоны, votostoom, к верхнему миру, heamahestanov. Над поверхностью
почвы votostoom состоит из трех ярусов: noavoom, яруса низкорослых трав, мхов,
растений и мелких живот-ных; notostovoom, яруса высоких трав, кустарников,
людей и крупных живот-ных, и matavoom, яруса деревьев и лесов. Священная пища,
приготавливаемая во время церемонии массаум обществом Hohnuhka для maiyun, состояла
из трех растительных компонентов, представлявших три верхних растительных яруса
из четырех, входящих в votostoom и символизировавших весь растительный мир (термин,
обозначающий самый нижний, четвертый ярус, не поддается восста-новлению).
Четыре яруса votostoom связаны через
область дыхания, ветра и воздуха taxtavoom со следующей зоной верхнего мира -
setovoom или близким небом. Именно
taxtavoom, обладая силой omotomhestoz, т.е. наделяя дыханием, дает жизнь. Граница
taxtavoom проходит над облаками и вершинами Роки Маун-тейнс.
Близкое небо, setovoom, включает горы,
облака и теряется в голубом небе otatavoom. Горы относятся к священным местам,
т.к. их голые вершины связы-вают зону глубокой земли непосредственно с небом.
Грозы, смерчи и стаи пе-релетных птиц весной и осенью перемещаются в зоне
setovoom. Самой почи-таемой частью вселенной тсистсистас считается otatavoom,
голубое небо (дословно: «голубая небесная палатка» или «голубой небесный
шатер», от ota-tav, «голубое небо» и om, «палатка», «шатер»). Его голубой цвет
является види-мым воплощением Высшего Божества Maheo (Maxemaheo). Он сотворил
весь мир, emдmanstoon, и обустроил его так, как описывают тсистсистас.
Исходящая от него космическая сила, exhastoz, пронизывает и сохраняет миропорядок. Представления других малых этнических групп
об устройстве мира расценива-ются ими как равноценные варианты их трактовки.
Церемонии, проводимые ими ежегодно в присутствии Maheo и других божественных
сил, призваны ил-люстрировать установленный Maheo миропорядок vonoom и
поддерживать его. Тсистсистас,
вынужденные жить в условиях нестабильности окружающей сре-ды из-за
вмешательства в нее чужаков, считают разрушение экологии земли эпизодом,
близящемся к своему трагическому финалу.
Церемония массаум воспроизводила сотворение мира Maheo и миропоря-док,
им установленный. Церемония начиналась с небытия всего сущего, време-ни,
предшествующего всем остальным временам. На второй день той части це-ремонии,
которая не предназначена для посторонних глаз, укрывшись от всего мира в
волчьей палатке, несколько позже становящейся символом вселенной, служитель
культа опускался на колени к западу от центрального опорного стол-ба. Поскольку
в центре палатки был уже снят дерн, шаман стоял на коленях на глубокой земле.
Большим пальцем правой руки он делал небольшое углубление в предварительно
выровненной почве, и на расстоянии примерно двадцати сан-тиметров отмечал
четыре точки к северо-востоку, юго-востоку, юго-западу и северо-западу от
углубления.
Вселенная создавалась из исходной точки.
Служитель культа, выступаю-щий в роли Maheo, небольшой палочкой делал отверстие
в почве на месте цен-трального отпечатка большого пальца (сингулярное состояние
вселенной ) и че-тыре раза вынимал из образовавшегося углубления землю,
распределяя ее ма-ленькими кучками по четырем отмеченным им направлениям.
Круглое отвер-стие глубиной и шириной около пяти сантиметров находилось в
середине квад-рата, вершины которого были образованы четырьмя холмиками.
Начиная от от-верстия, он белым порошком выкладывал на почве крест, стороны
которого расходились между холмиками в четырех противоположных
направлениях. Крест и четыре холмика символизировали
вселенную, hestanov. Юго-восточный и юго-западный холмик он помечал красным
порошком, два других - черным. Холмики
символизировали четыре горы maheyuno, священных стражей по кра-ям света.
Затем служитель культа создавал maiyun
(могущественных духов, которые властью, данной им Maheo, правят в семи областях
вселенной) и hematasoomao - бессмертные бестелесные формы растений, животных и
людей. Звезды, hotoxceo, относятся к
otatavoom, голубому небу. Как и все прочие компоненты мироздания тсистсистас,
они помимо физического имеют облик, существующий только как представление
людей. Другие компоненты мирозда-ния в языке тсистсистас также обозначаются
двумя словами, употребление ко-торых строго различается в зависимости от того,
обращены ли они к реальному или воображаемому облику явления. Солнце как
дневное светило называется eshe'e; как maiyun оно именуется Atovsz (в
представлении тсистсистас существо мужского пола). Луна в обыденной речи называется taesh'e («ночное солнце»), как
maiyun она называется (опять-таки как существо мужского пола) Ameonito. Жизнь в этом мире в ее физической и воображаемой
форме даруется Ma-heo и охраняется maiyun по его повелению. Физический облик
растений, жи-вотных и человека формируется под действием maiyun Atovsz
(Солнца), Nonoma (Грома, управляющего облаками), Nemevota (Дождя, подвластного
Nonoma) и Esceheman («нашей бабушки»), maiyun глубокой земли (nsthoaman),
восприни-маемой как существо женского пола. Во время церемоний maiyun называют
только собственными именами, соответствующими воображаемому облику того или
иного явления.
Повседневного понятия для обозначения
maheyuno не существует. Свя-щенный страж юго-востока именуется Hesenota, страж
юго-запада - Sovota, страж северо-запада - Onxsovota, страж северо-востока -
Notamota. При исклю-чительных обстоятельствах maheyuno и maiyun могут предстать
перед Tsista-vostan (форма единственного числа от существительного тсистсистас,
дословно «человек-тсистсистас») в своем физическом облике. Облик, которым они
при этом пользуются, состоит из символов, знакомым тсистсистас. Maiyun, отвечающие за физическую жизнь на
земле, относятся либо к об-ласти глубокой земли, либо ближнего или голубого
неба. В церемониях тсист-систас они почитаются особо, их символизируют животные
или растения. К животным, наиболее близким к Esceheman, maiyun глубокой земли,
относятся барсук, бизон и медведь. Maiyun близкого неба отдает предпочтение
волку, во-рону, стрекозе, соколу и определенному виду журавля (американскому
журав-лю). Беркут и сорока близки maiyun голубого неба и Maheo. В церемониях
тси-стсистас формы животных и растений, считающиеся символами maiyun, час-тично
совпадают с животными и растениями, представляющими семь уровней их вселенной.
В соответствии с давней охотничьей
традицией в церемониях тсистсистас большее значение придается хищникам, нежели
животным, служащим им до-бычей. Одно из исключений, составляет, например,
бизон; в их глазах он явля-ется одновременно охотничьим трофеем и существом,
обладающим высокой духовной силой.
Каждый вид животных имеет своего
духа-защитника («духа вида»), кото-рый, также относясь к maiyun, подчиняется
maiyun глубокой земли и обоих не-бес. Он видится существом мужского пола и при
необходимости может пред-стать в виде животного данного вида, но огромной
величины. Иногда его оши-бочно называют «отцом» вида. Он наказывает охотников
за нарушение законов обращения с животными, находящимися под его защитой,
удерживая дичь или нанося раны злоумышленнику. Но он может проявить и особую
благосклон-ность.
Maiyun медведей, Voxpenako, на церемониях
тсистсистас появляется в ви-де громадного медведя с белой шкурой.
Примечательно, что он имеет облик не североамериканского медведя, а
североазиатского бурого медведя (ursus arctos). Maiyun волков, Maheone' honehe, - это бурый волк громадных
размеров. Воплощением темных сил бытия
служат совы, которые считаются при-зрачными существами, mista, или близки к
таковым. Mista пришли в этот мир, злоупотребив шаманской силой, за что виновные
были наказаны maiyun. Физические тела растений,
животных и человека появляются благодаря процессу размножения, характерного для
данного вида. Однако новая жизнь за-рождается не только благодаря
биологическому слиянию. Основное значение при размножении имеет внедрение
тонких энергий, сохраняющихся в организ-ме на протяжении всей его жизни.
Согласно порядку устройства мира, vonoom,
созданному Maheo, энергия каждого живого существа состоит из дарованного
навечно дыхания, omotome, (источником которого служит космическая сила
exhastoz) и бессмертной he-matasooma, («свободной души»), бестелесной сущности,
состоящей из четырех частей (см. также Штраус 1976, 1978).
В момент физической смерти hematosooma
тсиставостан освобождается. Когда
охотник убивает животное он обязан посредством специального ритуала высвободить
hematosooma из оков тела. У человека и у животных omotome пре-бывает в наиболее
долго неподдающихся разложению частях тела (у человека в скелете, у животных в
скелете, когтях, зубах, перьях и т.д.), от которых omotome отделяется через
некоторое время, чтобы соединиться с hematosooma и стать таким образом
самостоятельным обитателем мира духов. Hematasooma живот-ного возвращается в
звериные пещеры, heszevoxsz, где хранится под присмот-ром maiyun Esceheman и
Nonoma, защитниками животных. Hematasoomao тси-стсистас могут некоторое время быть
вблизи живущих физической жизнью тси-стсистас (а значит может участвовать в
церемониях и собраниях шаманов), мо-гут странствовать по обеим небесам верхнего
мира или воссоединиться с omo-tome для возрождения в облике тсиставостан.
По представлениям прото- и ранних
тсистсистас отделение души от тела происходило в два этапа, каждому из которых
соответствовал свой ритуал по-гребения. Первое, неокончательное погребение
совершалось с целью начать процесс освобождения omotome, а второе с целью
слияния omotome с освобо-дившейся ранее himatasooma. Второе погребение
завершалось шаманом, кото-рый либо отсылал дух, либо временно задерживал его
внутри объекта («удерживание души»). Вероятно, схожие погребальные обряды
устраивались и для животных.
До тех пор, пока omotome умершего
человека или животного пребывало в теле, шаманы обладали способностью
возвращать hematasooma в тело и по-вторно оживлять его. Шаманы и другие люди,
которые с разрешения hemata-sooma животного и maiyun сохраняли те части тела
животного, в которых нахо-дилось
omotome, (например фрагменты рогов, когтей, зубов, перьев и т.д.), в особых
случаях могли вернуть в них hematasooma животного, находящегося под их защитой.
Hematasooma конкретного животного или
hematosoomao животных раз-ных видов могли вступить в связь с hematosooma
человека на период его физи-ческой жизни и таким образом дать ему возможность
влиять на один или не-сколько видов животных. Лицо, обладающее особым умением,
например ша-ман, пользуясь поддержкой находящихся под его защитой животных, мог
ото-слать одну или две части своего личного hematosooma в животных того же вида
и во время охоты навести животных на охотников или направить в приготов-ленные
для них места (загоны, огороженные участки). Каждый человек, выде-ляемый
защищаемыми животными, выполнял по отношению к животным дан-ного вида свои
обязательства, которые определялись ими самими. На сознательное отделение от себя частей hematosooma раньше были
спо-собных почти все тсистсистас. Оно порождало явления, именуемые в европей-ской
литературе паранормальными; кульминацией этих явлений стал шаманизм
тсистсистас. Непроизвольное отделение трех частей hematosooma вело к болез-ни и
физической смерти.
Условием существования первичного порядка
вселенной, заданного Ma-heo, являются этнические единицы, населяющие свои
жизненные пространства - как это делают животные - и выполняющие задачу по их
защите. Ответствен-ность за выполнение этой задачи отражена в церемониях
тсистсистас, переня-тых у maiyun, и проводимых ежегодно в их присутствии. Как и отдельные виды животных, так и каждая
этническая единица заду-мывалась создателем как имеющая hematosomao в
ограниченном количестве, которое соответствует плану жизни во вселенной,
данному Maheo. Животные, прирученные человеком, и культивируемые им растения не
входят в изначаль-ную структуру мира и, поскольку hematasooma недоступна им,
служат вопло-щением чисто физической сущности; согласно этим правилам, они не
сущест-вуют. Это касается и большей части населения. С точки зрения
тсистсистас, процесс приручения этнических групп к цивилизации и связанная с
ним экс-плуатация и разрушение земли вызвали утерю hematasoomao их первичных
функций.
2.
Познание мира и шаманизм тсистсистас
В сознании тсистсистас существовали лишь
небольшие различия между формами жизни в созданном Maheo миропорядке.
Растения, кроме окультуренных, также
состояли из физических и немате-риальных компонентов. Единственным культурным
растениям, отнесенным тсистсистас к «исконным» в период новейшей истории, стал
маис; традиция объясняет это тем, что маис был принят в качестве особого дара
от Esceheman, maiyun глубокой земли. Съедобные растения считались наделенными
силой субстанциями, поскольку давали физическую жизнь животным и людям. Без
переработки растений в артефакты и их
использования во всех сферах жизни человек не мог существовать. Использовать
растения разрешалось только по определенным правилам, а физически уничтоженное
растение необходимо бы-ло задобрить.
Употребляя растительную пищу, животные и
человек становились частью мира растений. Растения, собираемые шаманами и
целителями в лечебных це-лях, запрещалось использовать без позволения
hematosoomao этих растений. Зачастую
растения позволяли некоторым людям познать их и раскрывали им все свои лечебные
свойства. В религиозной традиции тсистсистас известны примеры, когда
hematasoomao шаманов отождествлялись с определенным ви-дом растений; они и
сегодня присутствуют на церемониях в виде растений. Будучи связанными с миром растений, шаманы пользовались своей
силой для лечения больных растений или изменения погодных условий,
неблагопри-ятных для их произрастания.
Поскольку животные, на которых охотились,
существовали за счет изна-чально присущей растениям силы, их мясо считалось
священным. Питаясь мя-сом животных, человек становился также и частью животного
мира. Из-за бренности телесной оболочки и способности hematosoomao
трансформировать-ся охотник иногда убивал бизона, в которого внедрялось
hematosooma тсиста-востан. И наоборот, охотник, частью которого стало
hematasoma бизона, мог убить бизона с hematasooma тсиставостан или бизона, а
также того и другого одновременно. В обоих случаях смерти подвержено только
физическое тело, но не hematosooma. Cмутный страх шамана Iglulik Айя: «Мы, те,
кто охотятся на животных, живем за счет убийства их душ» (Галифакс 1979:
164-165) незнаком тсистсистас. Высвобождение hematosooma после убийства
животного, сопрово-ждаемое трепетным обращением с частями туши, хранившими в
себе omotome (в особенности это касается черепа), навсегда стало одним из правил
охоты, со-блюдение которых контролировалось maiyun (включая и защитников
вида). Тело человека после отделения от
него hematasooma сначала служило пищей животным, например червям, птицам и
койотам; затем, после того, как тело покидало omotome, оно служило пищей
растениям, участвуя таким обра-зом в вечном круговороте жизни и смерти. Все
участники этого процесса - рас-тения, животные и добывающие их люди -
составляли единое целое, которое - как сама жизнь - было пронизано мистической
таинственной силой. Вполне естественно,
что охота почиталась тсистсистас как священный ри-туал, ход которого
определялся не охотником, но самой добычей. Если живот-ные и охраняющие их
maiyun не давали согласия, то убить их было нельзя. Жи-вотные почитались как
красивые, таинственные, могущественные, опасные и великодушные существа. В
традиции тсистсистас известны бесчисленные при-меры, когда животные разговаривали
с людьми, защищали, наставляли их, ода-ривали знаниями и силой, лечили,
сохраняли им жизнь, жертвуя собой и, нако-нец, сами принимали человеческий
облик, чтобы выручить людей в случае крайней необходимости. Так случилось,
например, с Ehyopstah, желтоволосой бизонихой церемонии массаум.
Жизнь и представления тсистсистас были
наполнены физическими и ду-ховными силами животных. Тсистсистас, которые в
своей одежде из меха и ко-жи походили на животных, уподоблялись тем из них, которых
они выделяли среди прочих или тем животным, которые избирали их. Например,
мужчина, которому волки, став его покровителями, открыли доступ к себе путем
вруче-ния ему hematosooma волка, воспринимал себя как тсиставостан и как волк в
человеческом обличье; память тсистсистас хранит случаи, когда и физический
облик мог быть изменен на время или навсегда. Такой человек видел сны о вол-ках
или сны волков, обладал их силой и умением, поступал подобно волку, проникал в
его сущность, говорил с волками и охотился вместе с ними, учился у волков,
защищал их, носил раскраску волка и носил omotome волка на теле или в связке. В
реальной действительности границы между человеком и волком стирались; в мире
духов, matasoom-hestanov, различий между человеком и вол-ком уже не
существовало.
Связь с животными позволяла шаманам
использовать силы, полученные ими от maiyun или hematasoomao
животных-покровителей, для лечения боль-ных животных или для защиты видов
животны, а при необходимости и для за-щиты животных от своих же собратьев по
роду человеческому - охотников. Каждого
члена племени шаманы также считали существом, наделенным силой, равно как и
члены других «первичных» сообществ. Каждый тсиставостан приобретал в течение
жизни личный опыт, подтверждающий истинность миро-воззрения тсистсистас. Так
называемый «поиск видений», явление, о котором много было написано, имел у них
значение отличное от того, которое напраши-вается при ознакомлении с понятием.
Речь шла скорее о формальном подчине-нии индивидуума магическим силам
вселенной: о готовности принять всеобъ-емлющее единство жизни и физической
смерти, об открытости навстречу ex-hastoz, космической силе, о готовности принять
внутрь себя считающееся ре-альным внедрение чуждых hematosoomao.
«Поиск видений» означал также
самоочищение, освобождение от материи и телесных оков, которое делало человека
одним из таинственных и прекрасных созданий этого мира, существующих в объективной
или субъективной реально-сти. Сливались ли с человеком hematosoomao растений,
животных и людей во время «поиска» или нет, или же это делали сами maiyun -
выбор всегда оставал-ся за ними; человек «усыновлялся» потусторонними силами с
пользой для себя и для них, или с пользой для вида. Такая целостная схема взаимоотношений
была понятна и реальна для каждого тсиставостан; она определяла его жизнь. В мире, каждая частица которого была
сопряжена с частицей космоса, жизнь представлялась безопасной и полной чудес.
Физическое существование значило не больше чем кратковременная обремененность;
духовная субстанция была бессмертной и свободной от временных и
пространственных ограничений. В этом и
состоит великое завоевание шаманизма: мир во всех его проявлениях видится как
место, где происходят чудеса, превращения и царит бессмертие, не дающее повода
для страха.
Некоторые тсистсистас считались особо
одаренными благодаря своей не-обычайной чувствительности, большому творческому
дару и готовности к са-мопожертвованию; hematasoomao и maiyun особо выделяли
их. Своим интел-лектом они определяли развитие культуры и при необходимости
вводили новые обычаи. Чаще всего их призывали maheyuno и maiyun, от которых они
получали знания в священных пещерах, maheonoxsz, или же знания исходили от
пещер животных, heszevoxsz. Близость к maiyun и священным местам, а также покор-ное
исполнение своих обязанностей, возложенных на них в этих местах, давало
соплеменникам повод еще при жизни считать их членами мира maiyun. По пре-даниям
тсистсистас эти люди обладали властью над физической смертью и фи-зическим
обликом (включая и самих себя).
Подобные свидетельства встречаются и в
историях о Motseyoef (все исто-рии о Motseyoef носят фрагментарный характер; в
этой работе приводятся как уже опубликованные, так и неопубликованные, устные
свидетельства, см. Гриннелл 1908:
271-272, 282-283; II, 345-347; Кертис 1930: 117), в которых про-рок мальчиком
убивает себя во время встречи шаманов, чтобы в конце вновь вернуть себе жизнь.
Этой уникальной способностью наделены шаманы-андрогины (о дискуссии по этому явлению см. Элиейд
1965: 78-124). Понятие zemaheonevsz
(«таинственный», мн.ч. zemaheonevesso) или ma-heonhetan («тот, кто служит
священному», мн.ч. maheonhetaneo) использовались для названия шаманов, причем
последнее понятие относилось также и к лицам, предоставившим себя в
распоряжение в качестве служителей культа на время одной из великих церемоний.
Эквивалентом понятия «шаманизм» является ehoneheonevestoz. Врачи и целители,
nбetan или nбe (мн.ч. nбo), которые часто обходились без помощи
духа-покровителя или maiyun, шаманами не считаются. Личный дух-помощник или -покровитель (иногда именуемый в
литературе «доверенным»), который представляет hemбtasooma человека или
животного, называется nisimon. Понятие maiyun-ef употреблялось в отношении лица,
наде-ленного от maiyun духовной силой; суффикс ef(iv), прибавляемый к имени
чело-века, указывает на это его качество.
Шаманы всегда составляли эзотерическую,
замкнутую группу, ononeovдtaneo, использующую для обозначения многих явлений
тайный язык. Ononeovдtaneo и ее
сакральный язык сохранились до сих пор в далеко неполном виде; приведенные
здесь понятия взяты из него.
Противиться призыву maiyun шаманы считали невозможным. Новичок мог
обратиться к опытному шаману с целью получить от него необходимое в отдельных
случаях толкование подробностей такого призыва. В оnoneovдtaneo входили мужчины
и женщины. Поскольку свою силу шаман мог получить толь-ко от maheyuno, maiyun,
и hemбtasoomaо, никто не мог унаследовать или полу-чить знания от другого
шамана. После того, как maiyun при посредничестве шаманов ввели такие церемонии
племени, как Maxhoetonstov и Oxheheom, вы-делилась группа служителей культа
zevonhдevesso (vonhдtaneo, служители куль-та мужского пола, и vonhдe,
служительницы культа), отвечающая за их прове-дение. Эти люди оставались шаманы
в течение длительного времени после на-чала резервационного периода. До сих пор
служителям культа обоих полов тре-буется разрешение и поддержка maiyun, т.е.
они подчиняются древним шаман-ским правилам.
Образуя отдельную группу, шаманы
тсистсистас были представителями сил всех семи областей вселенной.
В группе оnoneovдtaneo те шаманы, которые
были связаны с областями неба, составляли отдельную подгруппу. Они были андрогинами,
что символи-зировало примордиальную
эпоху, сотворение вселенной, преодоление проти-воречий. Они воплощали -
некоторые самолично - coincidentia oppositorum , мистерию всеобщности (Шлезиер,
1982b; см. также главу IV, 4). Их непохо-жесть на других, стремление к
примирению противоположных начал выража-лись в их облике и поведении.
С голубым небом были связаны hemaneh
(«полу-мужчина», «полу-женщина»), шаманы-трансвеститы, носившие мужское и
женское имя. Они со-вмещали черты мужской и женской сексуальности в одном лице. Из-за своей ритуальной
бисексуальности они не участвовали в действиях, связанных с про-явлениями пола.
Они символизировали объединение голубого неба и глубокой земли и весьма
почитались как врачи.
Сведения о другой группе шаманов, также
принадлежащих голубому не-бу, сохранились в культуре тсистсистас лишь
отрывочно. Они были связаны с космическим огнем, вероятно с maiyun Солнца,
Atovsz, т.к. во время специаль-ных представлений ели раскаленные угли, пили
кипящий суп, ходили босыми ногами по костру и т.д. Вероятно, эта группа шаманов
после введения церемо-нии массаум слилась с альтернативной группой Hohnuhka,
тайным обществом, которое во время церемонии массаум представляло мир духов или
помощников maiyun. Искажая общепринятые нормы поведения, они во время подобных
це-ремоний выступали в роли священных клоунов. Больных они лечили
нетради-ционными методами, например огнем и подбрасыванием пациента вверх или,
перепрыгивая через него, демонстрируя незаурядные физические возможности. Петтер (1915: 1009) в 1914 году упоминал о
третьей группе шаманов, свя-занных с голубым небом. Он писал: «Старый информант
говорил, что у шайен-нов всегда были люди, знавшие звезды и названия всех
созвездий, но этим зна-нием все чаще и чаще пренебрегали и оно было забыто.»
Для проведения пол-ноценной церемонии массаум эти люди и их знания о небесных
телах были не-обходимы (см. также главу V). Их исчезновение привело к утрате
церемонии. Были ли они шаманами, уже
никому не известно. Поскольку расположение звезд на небе служило шайеннам в
определенные периоды сигналом к действи-ям на земле и поскольку некоторые
звездные скопления считались духами («родственниками на небе»), было бы
удивительно, если бы эти люди шаманами не были.
С ближним небом были связаны шаманы,
которые по причине противо-речащего общепринятым нормам поведения также
именовались hohnuhka и пользовались искаженным языком, т.е. искажали
высказывание так, что они приобретало противоположный смысл. Однако они не
слились с тайным обще-ством Hohnunka. Члены этой группы были призваны maiyun
грома, Nonoma, и выполняли обязанности хранителей особого копья духов
hohnuhkawo' («копья-лука»). Эти шаманы умели призывать в копье духов nonoma
hemahe, стрелу Nonoma, молнию, и приводить в действие силу ее удара на большом расстоя-нии.
Обладая такой громадной силой, они жили отдельно от племени, возложив на себя
обет воздержания и медитации; им запрещалось также вступать в брак. Шаманы, представлявшие среднюю область
космоса, votostoom, или глу-бокую землю, nsthoaman, были призваны на эту
должность либо maiyun Esce-heman («нашей бабушкой»), защитниками отдельных
видов животных («отцами»), животными, находящимися под покровительством, либо
hemбtasoomaо тсистсистас; в любом случае им были доступны hemбtasoomaо
растений, животных и тсистсистас.
Шаманы, близкие Esceheman, влияли в
первую очередь на определенные виды промысловых животных, проводили церемонии
для их защиты и для за-дабривания их духов, а также возглавляли магическую охоту,
во время которой животных приводили в лагерь тсистсистас или в специально
предназначенные для этого сооружения, например, загоны. Магической охоте (см.
главу IV, 1) предшествовала либо церемония духов (nisimбtozom), либо церемония
палатки потения (vonhдom), во время которых шаманы этой группы обращались к
hemбtasoomaо своих духов с целью призвать животных. По окончании магиче-ской
охоты проводилась вторая церемония, целью которой было ритуальное ос-вобождение
hemбtasoomaо убитых животных, их задабривание и отпускание в heszevoxsz. Другая
церемония, проводимая в палатке потения, предназначалась для излечения больных
и калек или для возвращения жизни умершим физиче-ской смертью; при этом шаману
помогала Esceheman со своими духами-помощниками.
Шаманы, связанные с votostoom, отличались
тем, что им помогали духи растений, животных и тсистсистас. Они также проводили
церемонии палатки духов (Шлезиер 1982 а; см. также главу IV, 2), на которых
призывали hemбtasoomaо умерших тсистсистас или даже maiyun, получить от них
инфор-мацию и совет о прошлом, настоящем и будущем. Явления, определяемые
со-временной психологией как нахождение вне оболочки собственного тела и
пси-хокинез были неотъемлемой составной
частью подобных церемоний. E'ehyo'm -
таким понятием тсистсистас обозначали шаманов, способных принести вред на
большом удалении. Кроме hohnuhka (хранителей hohnuhkawo') в эту группу входили
шаманы, распоряжавшиеся oxzem, копьем духов. На его рукоятке рядом с острием
имелось небольшое плетеное кольцо, в которое мог быть призван дух, манипулировавший
затем этим копьем. В эту категорию ша-манов входит и хранитель nimahenan,
хранитель Священных Стрел. С тех пор
как тсистсистас были переданы nimahenan, их хранитель зани-мает высшую ступень
в иерархии maheonhetaneo, лиц, посвящающих себя свя-щенному. Факт владения nimahenan
теснейшим образом связывает его с голу-бым небом; тем не менее он является
представителем всех семи уровней все-ленной. Он действует по поручению пророка
Motseyoef в качестве его последо-вателя, а значит имеет право начертания
символа земли тсистсистас, который изначально был дарован Motseyoef в
присутствии Maheo, maheyuno и maiyun; этим символом отмечается жизненное
пространство, данное его народу (см.
главу V). Таким образом, символ земли признается всеми силами
вселенной. Хранитель nimahenan несет
большую ответственность за внутреннюю сплочен-ность тсистсистас и их этнические
территориальные границы. Оставленные от-крытыми, т.е. не стертые после
проведения церемоний при помощи специаль-ного ритуала символы земли, навсегда оставляют
территорию тсистсистас под защитой сил вселенной. Состоящие из духов-защитников
«мифические ограды», marylya, возводимые, по Анисимову (1963: 106-111),
шаманами Evenk вокруг территорий «кланов», являются отголосками схожих
представлений. Сила шаманов тсистсистас
была строго подчинена обязанности пользо-ваться ею согласно созданному Maheo
порядку; за соблюдением этой обязанно-сти следили maheyuno и maiyun.
Колдовство, ehфnestoz, было возможно (прежде всего за счет ovahoamazistos,
волшебной стрельбы), если только в распоряже-нии была сила для его исполнения.
Согласно этике тсистсистас, тот, кто когда-либо злоупотребил силой, причинив
вред невиновному, навлекал беду на себя и членов своей семьи. Этот неписаный
закон был известен каждому тсиставостан и действует до сих пор. Он не мог
воспрепятствовать колдовству, но ограничи-вал его.
Шаманы тсистсистас действовали на высшем
уровне человеческого со-вершенства в рамках того мировоззрения, которое они
создали сами в давние времена. Каждый шаман пользовался сложными «техниками»,
при помощи ко-торых (например, во время сеансов) он мог сделать доступными
скрытые энер-гии в невидимой или осязаемой форме. При этом он исходил из того,
что пер-вичный источник силы (энергии), exhastoz (см. главу IX), по сути своей
нахо-дится вне его самого и открывался ему через внедрение в него духов,
отклик-нувшихся на его призыв. Техникам такого призыва он учился у скрытых сил,
отозвавшихся ему.
Так называемые «феномены одержимости», о
которых западные авторы упоминают обычно в связи с достижениями шаманизма, не
встречаются у тси-стсистас. Для каждого тсиставостан «четыреждыединство»
(единство четырех отделяемых друг от друга частей) его hemбtasooma было
неоспоримы фактом, подтвержденным личным опытом. Внедрение свободных
hemбtasoomaо или проникновение maiyun в процесс мышления и в представления
человека вос-принималось как отличительных знак, указывающий ему дальнейший
путь (Шлезиер 1981). Когда maiyun говорил при посредничестве души и голосовых
связок человека, это, по моим личным наблюдениям, происходило не в форме
чревовещания или экстатического бормотания, но в виде четко артикулирован-ной,
осмысленной речи.
Пояснение к иллюстрации на стр. 21
Вселенная тсистсистас. Подчеркнутыми
словами выделены ритуальные имена собственные; они служат явлениями реального и
духовного мира одно-временно. В Hestanov, видимом, сотворенном мире, заключен
Matasoomhesta-nov, невидимый в обычных условиях мир духов. Atonoom, нижний мир,
начина-ется под корнями растительного покрова, но включает и непокрытые
расти-тельностью формы ландшафта вместе с высокими горами. Вершины гор
счи-таются особенно священными, так как нижний мир через них непосредствен-но соприкасается
с небом.
Пояснение к иллюстрации на стр. 35
Один из вариантов oxzem, копья духов,
изображенного на одном из ри-сунков тсистсистас 19 века и изготовленного
примерно в 1780г. Его длина око-ло 1,50м. Рукоятка служит физическим
воплощением духа оружия. Правая сторона тела, включая лицо и конечности,
выкрашена в черный цвет, левая - в красный. Кольцо духа скрепляется снаружи
черным, изнутри - красным обру-чем. Копье украшено двенадцатью орлиными
перьями; острие выкрашено в си-ний цвет. Существует множество вариантов копий
духов. Они служили лич-ным свидетельством обладания тайным знанием и
изготавливались при непо-средственным руководстве духов. Обычно копье хоронили
вместе с шаманом, с которым оно было связано при его жизни, или же оставляли в
потаенном мес-те, предоставляя природным стихиям, т.е. возвращали в мир духов.
(Рисунок:
К.Х. Шлезиер).
Сингулярное состояние вселенной - теория ранней стадии развития
вселенной (теория большого взрыва). Согласно принятой в современной науке
теории, первичным состоянием вселенной было такое состояние, при котором она,
имея стремящуюся к бесконечности температуру и плотность, концентрировалась на
стремящемся к бесконечности пространстве (вселенная в сингулярном состоянии) и
в результате взрывоподобного процесса начала расширяться, что сопровождалось
быстрым понижением температуры.
Артефакт - предмет, возникающий под воздействием человека, что-л. созданное
человеком.
Андрогин [ < гр. androgynos двуполый] - форма транссексуальности, при
которой пол, заложенный хромосомами совпадает с половыми железами, однако
образуются половые органы и вторичные половые признаки, свойственные
противоположному полу.
Примордиальный (от. лат. primordialis) - исконный, изначальный,
предшествующий всему существующему.
Coincidentia oppositorum (лат. слияние противоположностей) -
основополагающее понятие метафизики. Противоречия, несовместимые в этом мире,
существование которого ограниченно в пространстве и времени, сливаются в лице
Бога. Из этого всеобъемлющего единства в лице Бога затем образуется мир во всем
его многообразии.
Сексуальность - совокупность норм и признаков поведения, свойственных
определенному полу.
Психокинез (то же, что телекинез) - не выясненный современной наукой
процесс непосредственного влияния человека на материальные системы. К области
микропсихокинеза относятся явления количественного измеряемого воздействия на
микрофизические системы (например на генератор случайных чисел) наблюдателем,
который в зависимости от своего желания оказывает попеременное позитивное или
негативное воздействие на случайный процесс; к области макропсихокинеза
относится исследование качественных явлений связанных с «физическими
медиумами», с недавних пор ведется изучение спонтанного психокинеза
(полтергейст).