НЕБЕСНЫЕ ВОЛКИ

 

Шаманизм, церемонии шайеннов

и их доисторические истоки

 

 

 

                                                                                                               Часть 1.

 

 

I. Представление о мире и шаманизм тсистсистас

Волк, каковым я являюсь

при свете

Во мраке

что бы я ни учуял

где бы я ни бегал

где бы я ни стоял

все

будет хорошо

ведь Махео

защищает нас

Эа эа эа хо

Песнь разведчика тсистсистас,

пробирающегося по вражеской терри-

тории

Исследование, ставящее целью реконструкцию церемонии массаум, необ-ходимо начать с оценки истинного положения шаманизма тсистсистас и фило-софских принципов, на которых он базируется. Церемония эта, вызванная к жизни неизвестным шаманом, по своей форме берет начало от шаманистиче-ского представления о мире. Это касается и таких возникших позже церемоний племени, как Maxhoetonstov (церемония Священных Стрел) и Oxheheom (церемония обновления мира: палатка мира, «Танец Солнца»). К сожалению, эт-нографы, работавшие с тсистсистас до сих пор, не предприняли исследований их шаманизма и в чаще всего полностью игнорировали это явление.  Следующая глава обращается именно к данной теме; в ней дается описа-ние сложившегося в древности представления тсистсистас о жизни и о вселен-ной, существовавшего уже во время введения церемонии массаум и продол-жающего существовать во многих аспектах по сию пору. Необходимо учиты-вать, что эти представления корнями уходят далеко в прошлое прото-тсистсистас.

1.  Представление тсистсистас о мире в его шаманистической интерпретации.

Для обозначения вселенной тсистсистас пользуются понятием Hestanov.  Стоящий на трявяном покрове земли находится в votosoom, средней области мира, которая связывает heamaheatanov, верхний мир и atonoom, нижний мир.  Нижняя граница votostoom проходит в нескольких сантиметрах под землей, а именно там, где обрываются корни трав. Под ними располагается nsthoaman, глубокая земля, вырабатывающая субстанцию для телесных форм земной жиз-ни.

В области глубокой земли расположены священные пещеры, maheonoxsz, в них люди, ищущие знания, могут быть приняты и обучены могущественными духами, maiyun. Maheonoxsz служат прообразами «палаток духов», где шаманы проводят свои спиритические сеансы. Такие церемониальные сооружения (в определенных случаях под постройками, именуемыми «хижинами» подразуме-ваются палаточные конструкции), возводимые для проведения великих церемо-ний тсистсистас, как волчья палатка массаума, палатка мира Oxheheom и палат-ка Мотсейофа, сооружаемая во время проведения Maxhoetonstov, сооружены по образцу maheonoxsz, в которых совершался акт первичного дара этих церемо-ний. По преданиям тсистсистас самая главная священная пещера расположена в горе Nowah'wus («где люди получают знания»), Медвежья гора, на северо-восточной окраине Блек Хиллс.

К области глубокой земли относятся также heszevoxsz, пещеры животных, в которых собраны hematasoomao (или matasoomao), бестелесные оболочки («освобожденные души») животных всех видов. Они могут быть выпущены, чтобы соединиться с телом, т.е. опять стать животными, или удерживаться там, т.е. им отказано в повторном рождении. Сокращение популяций животных и исчезновение все большего количества видов преломляется в сознании тсистси-стас как удерживание hematosoomao; сознательный отказ животным в повтор-ной жизни охраняющими их maiyun, чтобы разрушение земли промышленно развитыми национальными странами не коснулось этих древних животных. Ко-гда большая часть населения планеты исчезнет, maiyun восстановят нормальные условия жизни и снова откроют heszevoxsz.

Когда в церемониальных сооружениях с целью подготовки места для про-ведения ритуала удаляется травяной покров вместе с корнями, участники дей-ства контактируют непосредственно с глубокой землей. Таким образом касают-ся полной силы субстанции nsthoaman и приближаются к maheonoxsz и heszevoxsz. Разрисованный череп бизона, который во время церемонии массаум или Oxheheom укладывается в специально приготовленные для этого ямы, сим-волизирует maiyun глубокой земли, который, покоясь на nsthoaman, также уча-ствует в церемонии. Деревья - это сущности, наполненные силой, т.к. их корни уходят глубоко в nsthoaman. Глубокая земля выходит на поверхность в местах, не покрытых растительностью, например на камнях и скалах, на горных верши-нах, песчаных отмелях и пустынных участках, в пещерах и т.д. Такие места как формы проявления силы.

Зона, где обрываются корни трав, служит поверхностью нижнего мира, atonoom, и в то же время самой нижней частью переходной зоны, votostoom, к верхнему миру, heamahestanov. Над поверхностью почвы votostoom состоит из трех ярусов: noavoom, яруса низкорослых трав, мхов, растений и мелких живот-ных; notostovoom, яруса высоких трав, кустарников, людей и крупных живот-ных, и matavoom, яруса деревьев и лесов. Священная пища, приготавливаемая во время церемонии массаум обществом Hohnuhka для maiyun, состояла из трех растительных компонентов, представлявших три верхних растительных яруса из четырех, входящих в votostoom и символизировавших весь растительный мир (термин, обозначающий самый нижний, четвертый ярус, не поддается восста-новлению).

Четыре яруса votostoom связаны через область дыхания, ветра и воздуха taxtavoom со следующей зоной верхнего мира - setovoom или близким небом.  Именно taxtavoom, обладая силой omotomhestoz, т.е. наделяя дыханием, дает жизнь. Граница taxtavoom проходит над облаками и вершинами Роки Маун-тейнс.

Близкое небо, setovoom, включает горы, облака и теряется в голубом небе otatavoom. Горы относятся к священным местам, т.к. их голые вершины связы-вают зону глубокой земли непосредственно с небом. Грозы, смерчи и стаи пе-релетных птиц весной и осенью перемещаются в зоне setovoom. Самой почи-таемой частью вселенной тсистсистас считается otatavoom, голубое небо (дословно: «голубая небесная палатка» или «голубой небесный шатер», от ota-tav, «голубое небо» и om, «палатка», «шатер»). Его голубой цвет является види-мым воплощением Высшего Божества Maheo (Maxemaheo). Он сотворил весь мир, emдmanstoon, и обустроил его так, как описывают тсистсистас. Исходящая от него космическая сила, exhastoz, пронизывает и сохраняет миропорядок.  Представления других малых этнических групп об устройстве мира расценива-ются ими как равноценные варианты их трактовки. Церемонии, проводимые ими ежегодно в присутствии Maheo и других божественных сил, призваны ил-люстрировать установленный Maheo миропорядок vonoom и поддерживать его.  Тсистсистас, вынужденные жить в условиях нестабильности окружающей сре-ды из-за вмешательства в нее чужаков, считают разрушение экологии земли эпизодом, близящемся к своему трагическому финалу.  Церемония массаум воспроизводила сотворение мира Maheo и миропоря-док, им установленный. Церемония начиналась с небытия всего сущего, време-ни, предшествующего всем остальным временам. На второй день той части це-ремонии, которая не предназначена для посторонних глаз, укрывшись от всего мира в волчьей палатке, несколько позже становящейся символом вселенной, служитель культа опускался на колени к западу от центрального опорного стол-ба. Поскольку в центре палатки был уже снят дерн, шаман стоял на коленях на глубокой земле. Большим пальцем правой руки он делал небольшое углубление в предварительно выровненной почве, и на расстоянии примерно двадцати сан-тиметров отмечал четыре точки к северо-востоку, юго-востоку, юго-западу и северо-западу от углубления.

Вселенная создавалась из исходной точки. Служитель культа, выступаю-щий в роли Maheo, небольшой палочкой делал отверстие в почве на месте цен-трального отпечатка большого пальца (сингулярное состояние вселенной ) и че-тыре раза вынимал из образовавшегося углубления землю, распределяя ее ма-ленькими кучками по четырем отмеченным им направлениям. Круглое отвер-стие глубиной и шириной около пяти сантиметров находилось в середине квад-рата, вершины которого были образованы четырьмя холмиками. Начиная от от-верстия, он белым порошком выкладывал на почве крест, стороны которого расходились между холмиками в четырех противоположных направлениях.  Крест и четыре холмика символизировали вселенную, hestanov. Юго-восточный и юго-западный холмик он помечал красным порошком, два других - черным.  Холмики символизировали четыре горы maheyuno, священных стражей по кра-ям света.

Затем служитель культа создавал maiyun (могущественных духов, которые властью, данной им Maheo, правят в семи областях вселенной) и hematasoomao - бессмертные бестелесные формы растений, животных и людей.  Звезды, hotoxceo, относятся к otatavoom, голубому небу. Как и все прочие компоненты мироздания тсистсистас, они помимо физического имеют облик, существующий только как представление людей. Другие компоненты мирозда-ния в языке тсистсистас также обозначаются двумя словами, употребление ко-торых строго различается в зависимости от того, обращены ли они к реальному или воображаемому облику явления. Солнце как дневное светило называется eshe'e; как maiyun оно именуется Atovsz (в представлении тсистсистас существо мужского пола).  Луна в обыденной речи называется taesh'e («ночное солнце»), как maiyun она называется (опять-таки как существо мужского пола) Ameonito.  Жизнь в этом мире в ее физической и воображаемой форме даруется Ma-heo и охраняется maiyun по его повелению. Физический облик растений, жи-вотных и человека формируется под действием maiyun Atovsz (Солнца), Nonoma (Грома, управляющего облаками), Nemevota (Дождя, подвластного Nonoma) и Esceheman («нашей бабушки»), maiyun глубокой земли (nsthoaman), восприни-маемой как существо женского пола. Во время церемоний maiyun называют только собственными именами, соответствующими воображаемому облику того или иного явления.

Повседневного понятия для обозначения maheyuno не существует. Свя-щенный страж юго-востока именуется Hesenota, страж юго-запада - Sovota, страж северо-запада - Onxsovota, страж северо-востока - Notamota. При исклю-чительных обстоятельствах maheyuno и maiyun могут предстать перед Tsista-vostan (форма единственного числа от существительного тсистсистас, дословно «человек-тсистсистас») в своем физическом облике. Облик, которым они при этом пользуются, состоит из символов, знакомым тсистсистас.  Maiyun, отвечающие за физическую жизнь на земле, относятся либо к об-ласти глубокой земли, либо ближнего или голубого неба. В церемониях тсист-систас они почитаются особо, их символизируют животные или растения. К животным, наиболее близким к Esceheman, maiyun глубокой земли, относятся барсук, бизон и медведь. Maiyun близкого неба отдает предпочтение волку, во-рону, стрекозе, соколу и определенному виду журавля (американскому журав-лю). Беркут и сорока близки maiyun голубого неба и Maheo. В церемониях тси-стсистас формы животных и растений, считающиеся символами maiyun, час-тично совпадают с животными и растениями, представляющими семь уровней их вселенной.

В соответствии с давней охотничьей традицией в церемониях тсистсистас большее значение придается хищникам, нежели животным, служащим им до-бычей. Одно из исключений, составляет, например, бизон; в их глазах он явля-ется одновременно охотничьим трофеем и существом, обладающим высокой духовной силой.

Каждый вид животных имеет своего духа-защитника («духа вида»), кото-рый, также относясь к maiyun, подчиняется maiyun глубокой земли и обоих не-бес. Он видится существом мужского пола и при необходимости может пред-стать в виде животного данного вида, но огромной величины. Иногда его оши-бочно называют «отцом» вида. Он наказывает охотников за нарушение законов обращения с животными, находящимися под его защитой, удерживая дичь или нанося раны злоумышленнику. Но он может проявить и особую благосклон-ность.

Maiyun медведей, Voxpenako, на церемониях тсистсистас появляется в ви-де громадного медведя с белой шкурой. Примечательно, что он имеет облик не североамериканского медведя, а североазиатского бурого медведя (ursus arctos).  Maiyun волков, Maheone' honehe, - это бурый волк громадных размеров.  Воплощением темных сил бытия служат совы, которые считаются при-зрачными существами, mista, или близки к таковым. Mista пришли в этот мир, злоупотребив шаманской силой, за что виновные были наказаны maiyun.  Физические тела растений, животных и человека появляются благодаря процессу размножения, характерного для данного вида. Однако новая жизнь за-рождается не только благодаря биологическому слиянию. Основное значение при размножении имеет внедрение тонких энергий, сохраняющихся в организ-ме на протяжении всей его жизни.

Согласно порядку устройства мира, vonoom, созданному Maheo, энергия каждого живого существа состоит из дарованного навечно дыхания, omotome, (источником которого служит космическая сила exhastoz) и бессмертной he-matasooma, («свободной души»), бестелесной сущности, состоящей из четырех частей (см. также Штраус 1976, 1978).

В момент физической смерти hematosooma тсиставостан освобождается.  Когда охотник убивает животное он обязан посредством специального ритуала высвободить hematosooma из оков тела. У человека и у животных omotome пре-бывает в наиболее долго неподдающихся разложению частях тела (у человека в скелете, у животных в скелете, когтях, зубах, перьях и т.д.), от которых omotome отделяется через некоторое время, чтобы соединиться с hematosooma и стать таким образом самостоятельным обитателем мира духов. Hematasooma живот-ного возвращается в звериные пещеры, heszevoxsz, где хранится под присмот-ром maiyun Esceheman и Nonoma, защитниками животных. Hematasoomao тси-стсистас могут некоторое время быть вблизи живущих физической жизнью тси-стсистас (а значит может участвовать в церемониях и собраниях шаманов), мо-гут странствовать по обеим небесам верхнего мира или воссоединиться с omo-tome для возрождения в облике тсиставостан.

По представлениям прото- и ранних тсистсистас отделение души от тела происходило в два этапа, каждому из которых соответствовал свой ритуал по-гребения. Первое, неокончательное погребение совершалось с целью начать процесс освобождения omotome, а второе с целью слияния omotome с освобо-дившейся ранее himatasooma. Второе погребение завершалось шаманом, кото-рый либо отсылал дух, либо временно задерживал его внутри объекта («удерживание души»). Вероятно, схожие погребальные обряды устраивались и для животных.

До тех пор, пока omotome умершего человека или животного пребывало в теле, шаманы обладали способностью возвращать hematasooma в тело и по-вторно оживлять его. Шаманы и другие люди, которые с разрешения hemata-sooma животного и maiyun сохраняли те части тела животного, в которых  нахо-дилось omotome, (например фрагменты рогов, когтей, зубов, перьев и т.д.), в особых случаях могли вернуть в них hematasooma животного, находящегося под их защитой.

Hematasooma конкретного животного или hematosoomao животных раз-ных видов могли вступить в связь с hematosooma человека на период его физи-ческой жизни и таким образом дать ему возможность влиять на один или не-сколько видов животных. Лицо, обладающее особым умением, например ша-ман, пользуясь поддержкой находящихся под его защитой животных, мог ото-слать одну или две части своего личного hematosooma в животных того же вида и во время охоты навести животных на охотников или направить в приготов-ленные для них места (загоны, огороженные участки). Каждый человек, выде-ляемый защищаемыми животными, выполнял по отношению к животным дан-ного вида свои обязательства, которые определялись ими самими.  На сознательное отделение от себя частей hematosooma раньше были спо-собных почти все тсистсистас. Оно порождало явления, именуемые в европей-ской литературе паранормальными; кульминацией этих явлений стал шаманизм тсистсистас. Непроизвольное отделение трех частей hematosooma вело к болез-ни и физической смерти.

Условием существования первичного порядка вселенной, заданного Ma-heo, являются этнические единицы, населяющие свои жизненные пространства - как это делают животные - и выполняющие задачу по их защите. Ответствен-ность за выполнение этой задачи отражена в церемониях тсистсистас, переня-тых у maiyun, и проводимых ежегодно в их присутствии.  Как и отдельные виды животных, так и каждая этническая единица заду-мывалась создателем как имеющая hematosomao в ограниченном количестве, которое соответствует плану жизни во вселенной, данному Maheo. Животные, прирученные человеком, и культивируемые им растения не входят в изначаль-ную структуру мира и, поскольку hematasooma недоступна им, служат вопло-щением чисто физической сущности; согласно этим правилам, они не сущест-вуют. Это касается и большей части населения. С точки зрения тсистсистас, процесс приручения этнических групп к цивилизации и связанная с ним экс-плуатация и разрушение земли вызвали утерю hematasoomao их первичных функций.

2.  Познание мира и шаманизм тсистсистас

В сознании тсистсистас существовали лишь небольшие различия между формами жизни в созданном Maheo миропорядке.

Растения, кроме окультуренных, также состояли из физических и немате-риальных компонентов. Единственным культурным растениям, отнесенным тсистсистас к «исконным» в период новейшей истории, стал маис; традиция объясняет это тем, что маис был принят в качестве особого дара от Esceheman, maiyun глубокой земли. Съедобные растения считались наделенными силой субстанциями, поскольку давали физическую жизнь животным и людям. Без переработки растений в артефакты  и их использования во всех сферах жизни человек не мог существовать. Использовать растения разрешалось только по определенным правилам, а физически уничтоженное растение необходимо бы-ло задобрить.

Употребляя растительную пищу, животные и человек становились частью мира растений. Растения, собираемые шаманами и целителями в лечебных це-лях, запрещалось использовать без позволения hematosoomao этих растений.  Зачастую растения позволяли некоторым людям познать их и раскрывали им все свои лечебные свойства. В религиозной традиции тсистсистас известны примеры, когда hematasoomao шаманов отождествлялись с определенным ви-дом растений; они и сегодня присутствуют на церемониях в виде растений.  Будучи связанными с миром растений, шаманы пользовались своей силой для лечения больных растений или изменения погодных условий, неблагопри-ятных для их произрастания.

Поскольку животные, на которых охотились, существовали за счет изна-чально присущей растениям силы, их мясо считалось священным. Питаясь мя-сом животных, человек становился также и частью животного мира. Из-за бренности телесной оболочки и способности hematosoomao трансформировать-ся охотник иногда убивал бизона, в которого внедрялось hematosooma тсиста-востан. И наоборот, охотник, частью которого стало hematasoma бизона, мог убить бизона с hematasooma тсиставостан или бизона, а также того и другого одновременно. В обоих случаях смерти подвержено только физическое тело, но не hematosooma. Cмутный страх шамана Iglulik Айя: «Мы, те, кто охотятся на животных, живем за счет убийства их душ» (Галифакс 1979: 164-165) незнаком тсистсистас. Высвобождение hematosooma после убийства животного, сопрово-ждаемое трепетным обращением с частями туши, хранившими в себе omotome (в особенности это касается черепа), навсегда стало одним из правил охоты, со-блюдение которых контролировалось maiyun (включая и защитников вида).  Тело человека после отделения от него hematasooma сначала служило пищей животным, например червям, птицам и койотам; затем, после того, как тело покидало omotome, оно служило пищей растениям, участвуя таким обра-зом в вечном круговороте жизни и смерти. Все участники этого процесса - рас-тения, животные и добывающие их люди - составляли единое целое, которое - как сама жизнь - было пронизано мистической таинственной силой.  Вполне естественно, что охота почиталась тсистсистас как священный ри-туал, ход которого определялся не охотником, но самой добычей. Если живот-ные и охраняющие их maiyun не давали согласия, то убить их было нельзя. Жи-вотные почитались как красивые, таинственные, могущественные, опасные и великодушные существа. В традиции тсистсистас известны бесчисленные при-меры, когда животные разговаривали с людьми, защищали, наставляли их, ода-ривали знаниями и силой, лечили, сохраняли им жизнь, жертвуя собой и, нако-нец, сами принимали человеческий облик, чтобы выручить людей в случае крайней необходимости. Так случилось, например, с Ehyopstah, желтоволосой бизонихой церемонии массаум.

Жизнь и представления тсистсистас были наполнены физическими и ду-ховными силами животных. Тсистсистас, которые в своей одежде из меха и ко-жи походили на животных, уподоблялись тем из них, которых они выделяли среди прочих или тем животным, которые избирали их. Например, мужчина, которому волки, став его покровителями, открыли доступ к себе путем вруче-ния ему hematosooma волка, воспринимал себя как тсиставостан и как волк в человеческом обличье; память тсистсистас хранит случаи, когда и физический облик мог быть изменен на время или навсегда. Такой человек видел сны о вол-ках или сны волков, обладал их силой и умением, поступал подобно волку, проникал в его сущность, говорил с волками и охотился вместе с ними, учился у волков, защищал их, носил раскраску волка и носил omotome волка на теле или в связке. В реальной действительности границы между человеком и волком стирались; в мире духов, matasoom-hestanov, различий между человеком и вол-ком уже не существовало.

Связь с животными позволяла шаманам использовать силы, полученные ими от maiyun или hematasoomao животных-покровителей, для лечения боль-ных животных или для защиты видов животны, а при необходимости и для за-щиты животных от своих же собратьев по роду человеческому - охотников.  Каждого члена племени шаманы также считали существом, наделенным силой, равно как и члены других «первичных» сообществ. Каждый тсиставостан приобретал в течение жизни личный опыт, подтверждающий истинность миро-воззрения тсистсистас. Так называемый «поиск видений», явление, о котором много было написано, имел у них значение отличное от того, которое напраши-вается при ознакомлении с понятием. Речь шла скорее о формальном подчине-нии индивидуума магическим силам вселенной: о готовности принять всеобъ-емлющее единство жизни и физической смерти, об открытости навстречу ex-hastoz, космической силе, о готовности принять внутрь себя считающееся ре-альным внедрение чуждых hematosoomao.

«Поиск видений» означал также самоочищение, освобождение от материи и телесных оков, которое делало человека одним из таинственных и прекрасных созданий этого мира, существующих в объективной или субъективной реально-сти. Сливались ли с человеком hematosoomao растений, животных и людей во время «поиска» или нет, или же это делали сами maiyun - выбор всегда оставал-ся за ними; человек «усыновлялся» потусторонними силами с пользой для себя и для них, или с пользой для вида. Такая целостная схема взаимоотношений была понятна и реальна для каждого тсиставостан; она определяла его жизнь.  В мире, каждая частица которого была сопряжена с частицей космоса, жизнь представлялась безопасной и полной чудес. Физическое существование значило не больше чем кратковременная обремененность; духовная субстанция была бессмертной и свободной от временных и пространственных ограничений.  В этом и состоит великое завоевание шаманизма: мир во всех его проявлениях видится как место, где происходят чудеса, превращения и царит бессмертие, не дающее повода для страха.

Некоторые тсистсистас считались особо одаренными благодаря своей не-обычайной чувствительности, большому творческому дару и готовности к са-мопожертвованию; hematasoomao и maiyun особо выделяли их. Своим интел-лектом они определяли развитие культуры и при необходимости вводили новые обычаи. Чаще всего их призывали maheyuno и maiyun, от которых они получали знания в священных пещерах, maheonoxsz, или же знания исходили от пещер животных, heszevoxsz. Близость к maiyun и священным местам, а также покор-ное исполнение своих обязанностей, возложенных на них в этих местах, давало соплеменникам повод еще при жизни считать их членами мира maiyun. По пре-даниям тсистсистас эти люди обладали властью над физической смертью и фи-зическим обликом (включая и самих себя).

Подобные свидетельства встречаются и в историях о Motseyoef (все исто-рии о Motseyoef носят фрагментарный характер; в этой работе приводятся как уже опубликованные, так и неопубликованные, устные свидетельства, см.  Гриннелл 1908: 271-272, 282-283; II, 345-347; Кертис 1930: 117), в которых про-рок мальчиком убивает себя во время встречи шаманов, чтобы в конце вновь вернуть себе жизнь. Этой уникальной способностью наделены шаманы-андрогины  (о дискуссии по этому явлению см. Элиейд 1965: 78-124).  Понятие zemaheonevsz («таинственный», мн.ч. zemaheonevesso) или ma-heonhetan («тот, кто служит священному», мн.ч. maheonhetaneo) использовались для названия шаманов, причем последнее понятие относилось также и к лицам, предоставившим себя в распоряжение в качестве служителей культа на время одной из великих церемоний. Эквивалентом понятия «шаманизм» является ehoneheonevestoz. Врачи и целители, nбetan или nбe (мн.ч. nбo), которые часто обходились без помощи духа-покровителя или maiyun, шаманами не считаются.  Личный дух-помощник или -покровитель (иногда именуемый в литературе «доверенным»), который представляет hemбtasooma человека или животного, называется nisimon. Понятие maiyun-ef употреблялось в отношении лица, наде-ленного от maiyun духовной силой; суффикс ef(iv), прибавляемый к имени чело-века, указывает на это его качество.

Шаманы всегда составляли эзотерическую, замкнутую группу, ononeovдtaneo, использующую для обозначения многих явлений тайный язык.  Ononeovдtaneo и ее сакральный язык сохранились до сих пор в далеко неполном виде; приведенные здесь понятия взяты из него.  Противиться призыву maiyun шаманы считали невозможным. Новичок мог обратиться к опытному шаману с целью получить от него необходимое в отдельных случаях толкование подробностей такого призыва. В оnoneovдtaneo входили мужчины и женщины. Поскольку свою силу шаман мог получить толь-ко от maheyuno, maiyun, и hemбtasoomaо, никто не мог унаследовать или полу-чить знания от другого шамана. После того, как maiyun при посредничестве шаманов ввели такие церемонии племени, как Maxhoetonstov и Oxheheom, вы-делилась группа служителей культа zevonhдevesso (vonhдtaneo, служители куль-та мужского пола, и vonhдe, служительницы культа), отвечающая за их прове-дение. Эти люди оставались шаманы в течение длительного времени после на-чала резервационного периода. До сих пор служителям культа обоих полов тре-буется разрешение и поддержка maiyun, т.е. они подчиняются древним шаман-ским правилам.

Образуя отдельную группу, шаманы тсистсистас были представителями сил всех семи областей вселенной.

В группе оnoneovдtaneo те шаманы, которые были связаны с областями неба, составляли отдельную подгруппу. Они были андрогинами, что символи-зировало примордиальную  эпоху, сотворение вселенной, преодоление проти-воречий. Они воплощали - некоторые самолично - coincidentia oppositorum , мистерию всеобщности (Шлезиер, 1982b; см. также главу IV, 4). Их непохо-жесть на других, стремление к примирению противоположных начал выража-лись в их облике и поведении.

С голубым небом были связаны hemaneh («полу-мужчина», «полу-женщина»), шаманы-трансвеститы, носившие мужское и женское имя. Они со-вмещали черты мужской и женской сексуальности  в одном лице. Из-за своей ритуальной бисексуальности они не участвовали в действиях, связанных с про-явлениями пола. Они символизировали объединение голубого неба и глубокой земли и весьма почитались как врачи.

Сведения о другой группе шаманов, также принадлежащих голубому не-бу, сохранились в культуре тсистсистас лишь отрывочно. Они были связаны с космическим огнем, вероятно с maiyun Солнца, Atovsz, т.к. во время специаль-ных представлений ели раскаленные угли, пили кипящий суп, ходили босыми ногами по костру и т.д. Вероятно, эта группа шаманов после введения церемо-нии массаум слилась с альтернативной группой Hohnuhka, тайным обществом, которое во время церемонии массаум представляло мир духов или помощников maiyun. Искажая общепринятые нормы поведения, они во время подобных це-ремоний выступали в роли священных клоунов. Больных они лечили нетради-ционными методами, например огнем и подбрасыванием пациента вверх или, перепрыгивая через него, демонстрируя незаурядные физические возможности.  Петтер (1915: 1009) в 1914 году упоминал о третьей группе шаманов, свя-занных с голубым небом. Он писал: «Старый информант говорил, что у шайен-нов всегда были люди, знавшие звезды и названия всех созвездий, но этим зна-нием все чаще и чаще пренебрегали и оно было забыто.» Для проведения пол-ноценной церемонии массаум эти люди и их знания о небесных телах были не-обходимы (см. также главу V). Их исчезновение привело к утрате церемонии.  Были ли они шаманами, уже никому не известно. Поскольку расположение звезд на небе служило шайеннам в определенные периоды сигналом к действи-ям на земле и поскольку некоторые звездные скопления считались духами («родственниками на небе»), было бы удивительно, если бы эти люди шаманами не были.

С ближним небом были связаны шаманы, которые по причине противо-речащего общепринятым нормам поведения также именовались hohnuhka и пользовались искаженным языком, т.е. искажали высказывание так, что они приобретало противоположный смысл. Однако они не слились с тайным обще-ством Hohnunka. Члены этой группы были призваны maiyun грома, Nonoma, и выполняли обязанности хранителей особого копья духов hohnuhkawo' («копья-лука»). Эти шаманы умели призывать в копье духов nonoma hemahe, стрелу Nonoma, молнию, и приводить в действие силу ее удара на большом расстоя-нии. Обладая такой громадной силой, они жили отдельно от племени, возложив на себя обет воздержания и медитации; им запрещалось также вступать в брак.  Шаманы, представлявшие среднюю область космоса, votostoom, или глу-бокую землю, nsthoaman, были призваны на эту должность либо maiyun Esce-heman («нашей бабушкой»), защитниками отдельных видов животных («отцами»), животными, находящимися под покровительством, либо hemбtasoomaо тсистсистас; в любом случае им были доступны hemбtasoomaо растений, животных и тсистсистас.

Шаманы, близкие Esceheman, влияли в первую очередь на определенные виды промысловых животных, проводили церемонии для их защиты и для за-дабривания их духов, а также возглавляли магическую охоту, во время которой животных приводили в лагерь тсистсистас или в специально предназначенные для этого сооружения, например, загоны. Магической охоте (см. главу IV, 1) предшествовала либо церемония духов (nisimбtozom), либо церемония палатки потения (vonhдom), во время которых шаманы этой группы обращались к hemбtasoomaо своих духов с целью призвать животных. По окончании магиче-ской охоты проводилась вторая церемония, целью которой было ритуальное ос-вобождение hemбtasoomaо убитых животных, их задабривание и отпускание в heszevoxsz. Другая церемония, проводимая в палатке потения, предназначалась для излечения больных и калек или для возвращения жизни умершим физиче-ской смертью; при этом шаману помогала Esceheman со своими духами-помощниками.

Шаманы, связанные с votostoom, отличались тем, что им помогали духи растений, животных и тсистсистас. Они также проводили церемонии палатки духов (Шлезиер 1982 а; см. также главу IV, 2), на которых призывали hemбtasoomaо умерших тсистсистас или даже maiyun, получить от них инфор-мацию и совет о прошлом, настоящем и будущем. Явления, определяемые со-временной психологией как нахождение вне оболочки собственного тела и пси-хокинез  были неотъемлемой составной частью подобных церемоний.  E'ehyo'm - таким понятием тсистсистас обозначали шаманов, способных принести вред на большом удалении. Кроме hohnuhka (хранителей hohnuhkawo') в эту группу входили шаманы, распоряжавшиеся oxzem, копьем духов. На его рукоятке рядом с острием имелось небольшое плетеное кольцо, в которое мог быть призван дух, манипулировавший затем этим копьем. В эту категорию ша-манов входит и хранитель nimahenan, хранитель Священных Стрел.  С тех пор как тсистсистас были переданы nimahenan, их хранитель зани-мает высшую ступень в иерархии maheonhetaneo, лиц, посвящающих себя свя-щенному. Факт владения nimahenan теснейшим образом связывает его с голу-бым небом; тем не менее он является представителем всех семи уровней все-ленной. Он действует по поручению пророка Motseyoef в качестве его последо-вателя, а значит имеет право начертания символа земли тсистсистас, который изначально был дарован Motseyoef в присутствии Maheo, maheyuno и maiyun; этим символом отмечается жизненное пространство, данное его народу (см.  главу V). Таким образом, символ земли признается всеми силами вселенной.  Хранитель nimahenan несет большую ответственность за внутреннюю сплочен-ность тсистсистас и их этнические территориальные границы. Оставленные от-крытыми, т.е. не стертые после проведения церемоний при помощи специаль-ного ритуала символы земли, навсегда оставляют территорию тсистсистас под защитой сил вселенной. Состоящие из духов-защитников «мифические ограды», marylya, возводимые, по Анисимову (1963: 106-111), шаманами Evenk вокруг территорий «кланов», являются отголосками схожих представлений.  Сила шаманов тсистсистас была строго подчинена обязанности пользо-ваться ею согласно созданному Maheo порядку; за соблюдением этой обязанно-сти следили maheyuno и maiyun. Колдовство, ehфnestoz, было возможно (прежде всего за счет ovahoamazistos, волшебной стрельбы), если только в распоряже-нии была сила для его исполнения. Согласно этике тсистсистас, тот, кто когда-либо злоупотребил силой, причинив вред невиновному, навлекал беду на себя и членов своей семьи. Этот неписаный закон был известен каждому тсиставостан и действует до сих пор. Он не мог воспрепятствовать колдовству, но ограничи-вал его.

Шаманы тсистсистас действовали на высшем уровне человеческого со-вершенства в рамках того мировоззрения, которое они создали сами в давние времена. Каждый шаман пользовался сложными «техниками», при помощи ко-торых (например, во время сеансов) он мог сделать доступными скрытые энер-гии в невидимой или осязаемой форме. При этом он исходил из того, что пер-вичный источник силы (энергии), exhastoz (см. главу IX), по сути своей нахо-дится вне его самого и открывался ему через внедрение в него духов, отклик-нувшихся на его призыв. Техникам такого призыва он учился у скрытых сил, отозвавшихся ему.

Так называемые «феномены одержимости», о которых западные авторы упоминают обычно в связи с достижениями шаманизма, не встречаются у тси-стсистас. Для каждого тсиставостан «четыреждыединство» (единство четырех отделяемых друг от друга частей) его hemбtasooma было неоспоримы фактом, подтвержденным личным опытом. Внедрение свободных hemбtasoomaо или проникновение maiyun в процесс мышления и в представления человека вос-принималось как отличительных знак, указывающий ему дальнейший путь (Шлезиер 1981). Когда maiyun говорил при посредничестве души и голосовых связок человека, это, по моим личным наблюдениям, происходило не в форме чревовещания или экстатического бормотания, но в виде четко артикулирован-ной, осмысленной речи.

Пояснение к иллюстрации на стр. 21

Вселенная тсистсистас. Подчеркнутыми словами выделены ритуальные имена собственные; они служат явлениями реального и духовного мира одно-временно. В Hestanov, видимом, сотворенном мире, заключен Matasoomhesta-nov, невидимый в обычных условиях мир духов. Atonoom, нижний мир, начина-ется под корнями растительного покрова, но включает и непокрытые расти-тельностью формы ландшафта вместе с высокими горами. Вершины гор счи-таются особенно священными, так как нижний мир через них непосредствен-но соприкасается с небом.

Пояснение к иллюстрации на стр. 35

Один из вариантов oxzem, копья духов, изображенного на одном из ри-сунков тсистсистас 19 века и изготовленного примерно в 1780г. Его длина око-ло 1,50м. Рукоятка служит физическим воплощением духа оружия. Правая сторона тела, включая лицо и конечности, выкрашена в черный цвет, левая - в красный. Кольцо духа скрепляется снаружи черным, изнутри - красным обру-чем. Копье украшено двенадцатью орлиными перьями; острие выкрашено в си-ний цвет. Существует множество вариантов копий духов. Они служили лич-ным свидетельством обладания тайным знанием и изготавливались при непо-средственным руководстве духов. Обычно копье хоронили вместе с шаманом, с которым оно было связано при его жизни, или же оставляли в потаенном мес-те, предоставляя природным стихиям, т.е. возвращали в мир духов. (Рисунок:

К.Х. Шлезиер).

  Сингулярное состояние вселенной - теория ранней стадии развития вселенной (теория большого взрыва). Согласно принятой в современной науке теории, первичным состоянием вселенной было такое состояние, при котором она, имея стремящуюся к бесконечности температуру и плотность, концентрировалась на стремящемся к бесконечности пространстве (вселенная в сингулярном состоянии) и в результате взрывоподобного процесса начала расширяться, что сопровождалось быстрым понижением температуры.

  Артефакт - предмет, возникающий под воздействием человека, что-л. созданное человеком.

  Андрогин [ < гр. androgynos двуполый] - форма транссексуальности, при которой пол, заложенный хромосомами совпадает с половыми железами, однако образуются половые органы и вторичные половые признаки, свойственные противоположному полу.

  Примордиальный (от. лат. primordialis) - исконный, изначальный, предшествующий всему существующему.

  Coincidentia oppositorum (лат. слияние противоположностей) - основополагающее понятие метафизики. Противоречия, несовместимые в этом мире, существование которого ограниченно в пространстве и времени, сливаются в лице Бога. Из этого всеобъемлющего единства в лице Бога затем образуется мир во всем его многообразии.

  Сексуальность - совокупность норм и признаков поведения, свойственных определенному полу.

  Психокинез (то же, что телекинез) - не выясненный современной наукой процесс непосредственного влияния человека на материальные системы. К области микропсихокинеза относятся явления количественного измеряемого воздействия на микрофизические системы (например на генератор случайных чисел) наблюдателем, который в зависимости от своего желания оказывает попеременное позитивное или негативное воздействие на случайный процесс; к области макропсихокинеза относится исследование качественных явлений связанных с «физическими медиумами», с недавних пор ведется изучение спонтанного психокинеза (полтергейст).

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz