Вихио.

 

                                                                                               Часть  4.

 

 

 

                                              СВЯЩЕННАЯ ШАПКА.

 

         ПРОРОК ПРЯМЫЕ РОГА. ОПАСНОСТЬ ОСКВЕРНЕНИЯ ТАЛИСМАНА.

 

     Как уже  говорилось,  Священная  Шапка первоначально была принадлеж-

ностью народа сахтай и только позже она стала  неотъемлемой  частью  всех

шейеннов.  Также как это было со Священными Стрелами, ее принес легендар-

ная личность, пророк сахтай Прямые Рога, который получил ее от Всевышнего

на священной горе. Он вместе со своей женой посетил эту гору, которую на-

зывают  как  Черную  гору,  расположенную к северу от Пайпстоуна в Минне-

соте,  во  время  великого голода.  В это время он носил имена Стоящий На

Земле и Шелестящий Маис.  Во время длительного четырехгодичного  паломни-

чества Прямые Рога встретился с Хеммавихио - Создателем, Громом и другими

духами,  которые обучили его церемонии Постройки Новой Жизни или Магичес-

кой постройки,  другими словами - Танцу Солнца.  Выполнение этого ритуала

обновляло землю и давало великое благословление народу. Вернувшись домой,

Прямые  Рога  провел церемонию обновления земли и вслед за этим появилось

много бизонов и другой пригодной в пищу дичи.  Когда этот  святой  одевал

Священную Бизонью Шапку,  ее рога торчали прямо вверх,  поэтому его стали

звать Tomsivsi или Прямые Рога.  Также как это было со Стрелами, все, что

исходило от Шапки считалась волеизъявлением Творца.Прямые Рога жил намно-

го раньше Сладкой Магии (он предсказывал его  появление),  поэтому  Шапка

старше Священных Стрел. Именно она определяла благополучие той новой жиз-

ни,  которую шайенны начали вести на равнинах, отказавшись от земледелия.

Энергия Шапки питала жизнь на равнинах. В прошлом она обновляла стада би-

зонов,  а в наши дни - поголовье домашнего скота шайеннов. Пророк предуп-

редил  сахтай  о том,  что этот талисман является верховным предводителем

всех бизонов и если с ним будут обращаться надлежащим образом,  он прине-

сет изобилие еды, одежды, даст хорошее здоровье и удачу. Кроме того Шапка

всегда должна была оставаться обителью мира и дружбы.  Если же она  будет

повреждена или над ней прольется кровь,  бизоны исчезнут и на племя обру-

шатся болезни и несчастья.

     В 1820 г,  когда шайенны вынесли Стрелы против кроу,  один из вождей

Солдат Тетивы Лука по имени Два Изгиба поклялся погибнуть в бою. При этом

он  просил  Хранителя  Шапки разрешить ему взять талисман в бой.  Но жена

Хранителя возразила, если Два Изгиба собирается погибнуть - его кровь па-

дет на Шапку и осквернит ее,  таким образом воину отказали в его просьбе.

Во время сражения Два Изгиба ворвался в лагерь кроу и саблей  начал  кру-

шить врагов,  следом за ним последовали соплеменники. Благодаря тому, что

в этом походе вместе с шайеннам находились их великие талисманы,  Священ-

ные Стрелы и Священная Шапка, они одержали великую победу, полностью зах-

ватив лагерь противника.  Два Изгиба остался жив,  он проявил такую храб-

рость, что шайенны освободили его от клятвы смерти. Тем не менее, если бы

этому храбрецу разрешили одеть Шапку,  он  подверг  бы  талисман  большой

опасности (ПП).

     В 1853 г, шайенны вынесли свои талисманы на бой с пауни. Одеть Шапку

было  поручено воину Большая Челюсть,  но когда тот затягивал ремешок та-

лисмана под подбородком,  завязка оборвалась. Это была большая беда, пов-

реждение  Шапки  навлекало на шайеннов несчастья.  Испуганный Длинная Че-

люсть тут же дал обет принести жертвоприношения. Но битва была проиграна.

В  этом же году в Мексике был почти полностью уничтожен большой отряд ша-

йеннов (ПП).

     В 1873-74  гг  временный  Хранитель Шапки Разбитая Тарелка отказался

передать талисман законному наследнику,  Угольному  Медведю  (подробности

см.  ниже).  Но  вмешались военные общества и настояли на передаче.  Жена

Разбитой Тарелки оторвала от Шапки один из рогов и талисман перешел в ру-

ки наследника в изуродованном виде. Факт осквернения был обнаружен только

тогда,  когда уже ничего нельзя было исправить. Как и предсказывал пророк

Прямые Рога на шайеннов обрушились несчастья.  Вместе с другими племенами

прерий они были покорены,  а их прежний образ жизни  безвозвратно  утерян

(ПП).

     Так сбылось предсказание великого пророка.

 

 

 

           ОПИСАНИЕ ШАПКИ. ОБЕРЕГ НИМХОЙ. ВЫНОС НИМХОЙ В СРАЖЕНИЯХ.

 

     Священная Шапка символизировала женское начало, плодородие и поэтому

была  сделана  из скальпа,  снятого с головы самки бизона.  Ее шайеннское

название Is-si-wun первоначально обозначало стадо коров бизона.  С боку к

ней прикреплялись выскобленные и отшлифованные рога бизонихи,  с нанесен-

ным на них магическим узором. Шапка постоянно находилась в типи ее Храни-

теля.  Она лежала в "гнезде", мешке, сделанном их шкуры бизона, волосы на

которой не удалялись,  а оставлялись в естественном виде. По краям "гнез-

до" было украшено бизоньими хвостами.

     В хорошую,  ясную погоду "гнездо" с Шапкой выставлялось наружу, при-

вязываясь  над входом к двум палаточными шестам.  Шайенны должны были ви-

деть ее и знать,  что они постоянно находятся под покровительством  этого

талисмана, распространяющего вокруг себя благополучие и здоровье. На ночь

связка Шапки укреплялась на треноге в головах постели ее Хранителя.

     Шкура бизонихи на Шапке была полностью покрыта крупным голубым бисе-

ром,  так, чтобы не был виден ни один волос. Бисер аккуратно приклеивался

к волоскам, таким образом, что, казалось, он переливается и двигается.

     В период войн,  когда какой-нибудь из военных отрядов был в  походе,

над  ровной бисерной поверхностью могли подняться несколько бисеринок.  В

этом случае шайенны знали,  что в бою погибнет столько их воинов, сколько

бисеринок  выступило  на поверхность.  По завершению военных действий все

бисерины возвращались на место и поверхность Шапки снова становилась ров-

ной.

     Кроме Шапки в "гнезде" ноходились 4 священные трубки,  сделанные  из

красного камня, одна большая и три маленькие, они использовались в специ-

альных церемониях.

     Одной из  этих  церемоний  было введение в должность вождей северных

шайеннов.  Другая являлась ритуалом прошения Людей Бизона. О Людях Бизона

следует  сказать  отдельно.  Они представляли собой магическое общество в

церемониях которых использовалась либо Священная Шапка, либо одна из пря-

мых маленьких трубок, хранящихся в "гнезде". Жрецы Бизона были как-бы по-

мощниками Хранителя Шапки и зачастую проводили совместные церемонии. Свя-

щенная  связка  Людей Бизона хранилась вместе с Иссивун - подвешивалась к

треножнику на котором находилось "гнездо" Шапки и состояла  из  маленькой

прямой  трубки,  палочки для удаления пепла,  нескольких косиц "душистой"

травы,  сухожилия, клочок бизоний шерсти и магический корень неизвестного

происхождения. Собственно церемония Людей Бизона была направлена на исце-

ление болезней,  избавления от разного рода невзгод и включала  церемонию

палатки-потельни. (АР)

     Еще один предмет, хранившийся в связке, назывался Нимхой (Nimhoyoh),

что означало - То Что Отводит.  С одной стороны это был талисман, который

оберегал от невзгод и болезней,  с другой,  военный  оберег,  отклонявший

неприятельские стрелы и пули.  Он представлял собой кусок выделанной кожи

к которому прикреплялись пять вражеских скальпов, снятых с представителей

пяти племен: кроу, юта, пауни, шошонов, черноногих (пиеганов). Скальп шо-

шона был прикреплен после битвы на Роузбад в 1876 г,  где  шайенны  убили

одного  из  скаутов индейцев,  принадлежавших к этому племени.  Хранитель

иногда давал Нимхой воинам, чтобы они могли защитить себя в сражении. Та-

кой случай произошел в ноябре 1876 г,  когда Маккензи на реке Паудер раз-

рушил лагерь Тупого Ножа.  Магический Медведь получил Нимхой и  прикрепил

его  к  шесту.  Во время нападения кавалеристов шайенны укрылись к горах,

наблюдая сверху,  как солдаты крушат их палатки. В этот момент Магический

Медведь выехал на открытое место,  направляясь прямо к белым. Он размахи-

вал своим оберегом во все стороны.  Солдаты стреляли в него но  все  пули

отклонились  в сторону.  Продемонстрировав свою храбрость Магический Мед-

ведь повернул назад. В него продолжали стрелять, но ни одна пуля не попа-

ла в цель.  В следующий раз он выносил Нимхой в сражении с Майлсом, кото-

рое произошло в январь 1877 г. Неразорвавшийся снаряд попал в бок его ло-

шади,  сбив ее с ног (на этом месте осталась большая отметина), но Нимхой

делал неуязвимым его обладателя.  Лошадь  поднялась,  Магический  Медведь

вскочил на нее и размахивая оберегом помчался назад к шайеннам (СВЛ, ПП).

    Скальпы Нимхой были съемными,  в некоторых церемониях их использовали

отдельно от кожаной  основы,  например,  так было в обряде Магической Па-

латки (Танце Солнца). (СВЛ)

 

 

                      ХРАНИТЕЛИ. РОЛЬ ЖЕНЫ ХРАНИТЕЛЯ.

 

     Так же, как и Стрелы, Шапка находилась на попечении мужчины, ее Хра-

нителя,  в жилах которого должна обязательно течь кровь сахтай. И так же,

как это было со Стрелами, эта должность была наследуема. Хранитель должен

был обладать высокими моральными  качествами,  быть  храбрым,  спокойным,

немногословным, иметь уравновешенный характер. Прямые Рога наставлял сах-

тай таким образом:  "Если Хринитель будет все время молиться,  будет  все

делать медленно,  неспеша и добросовестно, в этом случае все будет хорошо

и дичь никогда не переведется" (ПП).  Первого Хранителя шапки пророк Пря-

мые  Рога выбрал самолично и самолично-же проинструктировал его в особен-

ностях хранения талисмана.  Как правило Хранитель обладал  отменным  здо-

ровьем.  Шапка,  которая  была в первую очередь связана с благополучием и

здоровьем племени,  оказывала на него такое действие,  что он практически

никогда  не болел.  За всю историю племени ни один из Хранителей Шапки не

был убит или даже ранен. Все они жили полноценной жизнью до глубокой ста-

рости  и умирали в возрасте почти ста лет.  Погребали Хранителя на холме,

завалив его тело камнями,  а рядом выкладывали  четыре  бизоньих  черепа,

ориентируя на запад - восток,  север - юг.  Согласно верованиям шайеннов,

этот ритуал обеспечивал изобилие бизонов (напомним, что Шапка была симво-

лом  бизоньего  стада),  в  противном случае они могли уйти на север и не

вернуться.

     Если свести данные Гриннелла,  Пауэлла,  Джона Стоит В Лесу (Г1, ПП,

СВЛ, ЭР) в единый список, то Хранители Шапки будут располагаться в следу-

ющем порядке:

 

     ХОЛОДНЫЙ МЕДВЕДЬ.  К  сожалению об этом Хранителе нет никаких сведе-

ний.

 

     ПОЛМЕДВЕДЯ, умер в 1869,  в год, когда погиб предводитель Солдат Со-

баки Высокий Бык.

 

     РАЗБИТАЯ ТАРЕЛКА,  иначе Белая Ворона, жена которого не хотела отда-

вать талисман законному наследнику Угольному Медведю и оторвала от  Шапки

один рог.

 

     УГОЛЬНЫЙ МЕДВЕДЬ   (ДРЕВЕСНОУГОЛЬНЫЙ   МЕДВЕДЬ,   ЧЕРНЫЙ   МЕДВЕДЬ),

1827(?)-1896 (1900-?).

     Родился где-то между 1820 и 1830-ми гг.,  возможно в 1827,  1828 или

1836. Был сыном шайеннского праведника Полмедведя,из клана сахтай, храни-

теля  Esevone,  Священной  Шапки,  который был на этой должности до самой

своей смерти в 1869 или 1870 г.  Угольный Медведь и его  брат  Завернутые

Волосы, оба принадлежавшие к обществу Лисенка, в момент смерти своего от-

ца были далеко. Чувствуя приближение смерти и зная об отсутствии Угольно-

го  Медведя,  Полмедведя  обучил священным знаниям и способам обращения с

Шапкой своего друга Разбитую Тарелку (Ворона-Белый, Crow White) и его же-

ну,  Стоящую Женщину (Язык Мокасина или Ho'ko). После того как в 1974 или

1974 году Уголь Медведь возвратился домой, он собрал лошадей и другие по-

дарки  для временного Хранителя,  Поскольку Угольный Медведь был сахтай и

сыном предыдущего хранителя Полмедведя,  теперь эта должность должна была

перейти к нему. Когда Разбитая Тарелка отказался передать талисман, воен-

ные общества сообщили ему, что будет лучше, если он сдаст полномочия мир-

ным путем.  Поскольку он продолжал упорствовать,  всеми уважаемые шайенны

забрали у него Esevone и передали святыню Уголь Медведю.  Позже, во время

церемонии  было  обнаружена,  что  один из рогов Esevone отсутствует,  из

связки исчезли и другие священные предметы.  Стоящая Женщина  изуродовала

Священную Шапку, совершив действие, которое вызвало в жизни шайеннов про-

должительный период неудач.  Несмотря на то, что взамен исчезнувшего рога

Угольный Медведь поставил новый,  его народ продолжали терпеть несчастья.

Разбитая Тарелка и его семья стали изгнанниками  и  согласно  пророчеству

пострадали больше всех.

     Угольный Медведь служил хранителем в тяжелый период  истории  своего

народа.  Несмотря  на то,  что шайенны в 1876 г.  выиграли битву на Литтл

Бигхорн,  другие столкновения с армией США закончились смертью многих ша-

йеннов.  В ноябре 1876 г.  во время нападения Маккензи на лагерь Утренней

Звезды (Тупого Ножа),  Угольный Медведь вынес талисман с поля боя.  После

сдачи в плен в форте Робинсон,  шайеннам велели перебираться на Индейскую

Территорию (штат Оклахома),  Угольный Медведь и его жена отправились туда

вместе со Священной Шапкой.  Таким образом, он стал единственным Храните-

лем Шапки,  который прожил несколько лет среди южных  шайеннов.  Говорят,

что  Хранитель вместе со святыней вернулся на свою северную родину в 1881

(1882-?) г.  Хотя в осквернении талисмана не было вины Угольного Медведя,

для Хранителя Священной Шапки он умер очень рано. Обычно Хранители, охра-

няемые магической силой талисмана, жили долгой, здоровой жизнью. В палат-

ке Священной Шапки Уголь Медведю помогал жрец по имени Кофе, так и не же-

нившийся шайенн, а также жена Хранителя. У Угольного Медведя было две же-

ны, Счастливая Путешественница и Белая Женщина, а также 11 детей. Он умер

в 1896 г, и был похоронен с помощью ритуала, который требовало его особое

священное положение.

 

     РАНЕНЫЙ ГЛАЗ,  был на роли хранителя 1900-1920. ЧЕРНАЯ ПТИЦА, храни-

тель с 1920 по 1930-ые гг. ДОРОГИ СКАЛ.

 

     ПЕСЧАНЫЙ ЖУРАВЛЬ,  1873-1950. Его отцом был Уголь Медведь, а матерью

- Счастливая Путешественница(согласно других источников - Утренняя Звезда

или Женщина Кролик). Уголь Медведь был Хранителем до самой своей смерти в

1896 г.,  пробыв на этой должности более 38 лет.  Он был женат на женщине

из племени арапахо,  которая вначале была против того,  чтобы ее муж стал

Хранителем Esevone.  Известно его непреклонное желание продолжать священ-

ный путь своего народа, он обучил сахтайскому Танцу Солнца нескольких мо-

лодых людей,  которые позже стали уважаемыми жрецами этой церемонии.  Ре-

зультатом такой позиции и такого обучения было появление нового поколения

религиозных  лидеров,  что давало шайеннам уверенность в продолжении свя-

щенных традиций. Песчаный Журавль также известен тем, что в 1911 г. помо-

гал  провести  последнюю  среди северных шайеннов церемонию Массаум.  Его

рассказ о даре Священной Бизоньей Шапки (опубликован в книге Мари Сандоз)

и его варианты, был самым первым сообщением о пророке Прямые Рога. В 1948

г.  Песчаный Журавль сделал для священной Шапки  новый  мешок,  поскольку

старый  уже  к этому времени износился.  После смерти Песчаного Журавля в

марте 1950 г, хранителем Esevone стал его брат Быстрая Голова.

 

     БЫСТРАЯ ГОЛОВА, второй сын Угольного Медведя, содержал Шапку до 1953

г.  - с 1953 по 1958 Хранителя не было, Шапка находилась у дочери Быстрой

Головы, Джозефины.

 

     ХРОМАЯ, ДЖОЗЕФИНА БЫСТРАЯ ГОЛОВА (СТОЯЩАЯ  ВОЗЛЕ  ОГНЯ),  1900-1980.

Хромая вышла из семьи Хранителей, ее дедом был Угольный Медведь, а отцом

- Быстрая Голова, который обучила ее священным знаниям Шапки и обязаннос-

тям жреца.После смерти ее отца в 1952 г. обязанности Хранителя были пред-

ложены Джону Зубы.  Когда он отказался принять сан, Священную Шапку пере-

дали в распоряжение Хромой.  Предполагалось, что она будет временно зани-

мать эту должность,  но эти "временные" обязанности продлились до 1958 г.

И она выполняла свои ежедневные обязанности по отношении к Шапке с  боль-

шой заботой и преданностью.  В 1969 г.,  когда закончилась роль хранителя

Джеймса Черного Волка,  Esevone была вновь передана под опеку Хромой. Она

вновь  осталась на этой должности до 1973 г.,  когда Хромая попросила по-

дыскать нового хранителя. Она умерла в 1980 г, ее преемником стал Джо Ма-

ленький Койот.

 

     АМЕРИКАНСКИЙ КОНЬ, познакомился с обрядностью Шапки, когда общался с

Песчаным Журавлем,  во время выборов Хранителя, предложил свою кандидату-

ру,  которая была одобрена.  В 1959 г. по неизвестным обстоятельствам пы-

тался покинуть агентство шайеннов вместе с Шапкой. Был остановлен полицией

и по требованию военных обществ сдал Шапку.

 

     МАЛЕНЬКИЙ КОЙОТ, ГЕНРИ, был Хранителем с 1959 по 1965, участник сов-

ременной церемонии Магической Палатки (Танца Солнца), исполнял ее держа в

руках один из древнейших талисманов Копье-колесо. Его мать была племянни-

цей Угольного Медведя.  Военные общества выбрали Маленького Койота Храни-

телем после низложения Американского Коня.

 

     ЧЕРНЫЙ ВОЛК, Хранитель Шапки с 1965 по 1969.

 

     МАЛЕНЬКИЙ КОЙОТ,  ДЖО  (НОЧНОЙ  БОЕЦ  или НОЧНОЙ УБИЙЦА),  родился в

1940-х. Хранитель Священной Шапки, предводитель и лидер военного общества

Лисят. Маленький Койот был из семьи воинов и жрецов.  Его прадедушкой был

сахтай Белая Лягушка или Бахрома,который сражался с врагами своего народа

и был жрецом церемоний Массаум и Танца Солнца.  Его прабабушка,  тоже  из

сахтай, являлась племянницей хранителя Священной Шапки Угольного Медведя.

Дед Маленького Койота,  Генри Маленький Койот,  был хранителем Esevone  с

1959 по 1965.  Его жена,  Бренда Друг Медведя Маленький Койот, была также

из семьи хранителя Esevone.  Ее прадедушка,  Черная  Птица,  занимал  эту

должность с 1920-х по 1930-ые.

     Весной 1973 г. военные общества северных шайеннов выбрали Маленького

Койота на должность Хранителя Шапки,  а Совет Вождей утвердил этот выбор.

Чуть позже новый Хранитель, к которому эта должность перешла от Джозефины

Быстрой Головы, решил просить разрешения взять Священную Бизонью Шапку на

Ноаха-восе (Медвежью Гору),  для проведения церемонии  обновления.  После

серии поручительств такое разрешение было дано и началась продолжительная

подготовка.  Таким образом после 1870 г.  Шапка была впервые вынесена  на

священную гору.

     В 1972 г. издательство Харпер и Роу выпустило книгу некоего северно-

го шайенна Хаймиостса Сторма "Семь Стрел". Джо Маленький Койот направил в

это издательство письмо, которое вскоре было опубликовано. Он писал: "Не-

которые моменты верований,имеющие место в книге мистера Хаймиостса Сторма

и которые ведут свое происхождение от нашей духовной жизни,  поданы в со-

вершенно  неузнаваемом  и абсолютно неприемлемом виде теми,  кто обладает

знанием,  квалификацией и имеет право обсуждать такие вещи,  ведущие свое

происхождение не от игры фантазии, а от опыта реальной жизни."

     После того,  как Маленький Койот стал Хранителем ему разрешили  про-

должить  контакт с Исследовательским Центром Северных Шайеннов и Ассоциа-

цией Улучшения Человечества,  организациями которые принимали усилия  для

сохранения и восстановления племенных традиций. Как первый исполнительный

директор ассоциации,  он делал все,  чтобы эта работа не прерывалась.  За

время  короткого пребывания в роли Хранителя (1973-74),  он пытался найти

магическую защиту для своего народа от современной угрозы, включая горные

разработки.  Поскольку Маленький Койот получил образование в Гарварде, он

стал нефтяным и газовым администратором северных шайеннов.

 

     К сожалению, на этом список прерывается, поскольку дальнейшая хроно-

логия Хранителей Священной Шапки нам неизвестна.

 

     В прошлом,  когда лагерь шайеннов переносился на другое место,  жена

Хранителя передвигалась пешком, неся "гнездо" Шапки у себя за спиной. При

этом она не могла пользоваться ни лошадью, ни волокушей травуа. Когда ко-

лонна останвливалась на отдых и мужчины  раскуривали  свои  трубки,  жена

Хранителя  тоже  снимала с себя свою ношу и отдыхала.  Но сделать это она

могла только в стороне от других.  Позже,  хотя связка и оставалась у нее

за спиной, она уже ехала на лошади. (Г1) Теперь же эту реликвию могут пе-

ревозить и на автомобиле. (ПП)

 

    ЗАПРЕТЫ В ПАЛАТКЕ ХРАНИТЕЛЯ. КАК БРОУГЕР ИСПОЛЬЗОВАЛ ТИПИ ХРАНИТЕЛЯ.

 

     Типи Хранителя считалось священным и в нем предписывалось  соблюдать

определенное поведение,  что в старые времена неизменно выполнялось. Нап-

ример, вошедший в палатку не должен был стоять в ней, ему следовало сразу

пройти внутрь и сесть.  В типи нельзя было громко разговаривать, только в

полголоса.  Если в палатку приводили ребенка, это делалось с целью приоб-

щения к благодати,  исходящей от святыни, его обязательно предупреждали о

том, что нельзя разговаривать громко, молились за него и определенный че-

ловек, отвечающий за этот ритуал, возлагал руки над узлом с Шапкой, а за-

тем проводил ими по обеим сторонам ребенка сверху вниз,  перенося благот-

ворную энергию Шапки на маленького шайенна.  Если кто-нибудь нечаянно по-

падал в это типи камешком или палочкой,  ему следовало  побывать  внутри,

где над ним так же проводили руками, предварительно подержав их на земле.

     В связи с палаткой Хранителя  существовали  и  другие  запреты.  Так

нельзя было допускать, чтобы вода из посуды, плевок или мокроты высмарки-

вания,  попадала на пол.  . Следствием нарушения этого запрета был приход

бури  с  проливным дождем.  Так же нельзя было раздувать огонь ртом,  для

этого нужно было пользоваться длинным пустотелым стеблем.  В случае нару-

шения этого запрета возникал сильный ветер. Кроме того, во время нахожде-

ния в типи нельзя было чесать себя ногтями. Поэтому визитеры обязаны были

приносить с собой заостренную палочку, чтобы при необходимости воспользо-

ваться ею.  В противном случае место,  которое почесали ногтями, начинало

сильно  зудеть.  Как уже говорилось в палатке нельзя было громко говорить

или шуметь.  Если кому то было нужно разрубить внутри палку  или  разбить

кость,  следовало прежде постучать, рукой или палкой, четыре раза по шес-

ту, находящемуся справа от входа, если смотреть в сторону выхода изнутри.

Часто  для  этого  пользовались  палочкой,  предназначенной для ворошения

костра. После этого в палатке можно было стучать. Но если не сделать это-

го,  то шайенн,  нарушивший запрет мог оглохнуть. Шест, по которому нужно

было постучать в этом случае,  был одним из тех,  к которому  привязывали

"гнездо" в дневное время.  Он входил в треногу, с которой начинают возво-

дить типи шайенны и сиу,  и постоянно находился на отведенном ему  месте.

Если  в  палатке  разжигалась трубка то она прежде направлялась в сторону

этого шеста и только затем к небу и земле.

     После того,  как устанавливали палатку Хранителя, ее уже нельзя было

передвигать.  Если же без этого обойтись было нельзя, то весь лагерь раз-

бирали,  а затем собирали на новом месте,  даже если оно находилось всего

за сотню метров от старого.

     Кроме того,  Хранителю запрещалось оставлять талисман без присмотра.

Летом 1906 г.  Хранитель Раненный Глаз на несколько дней покинул  типи  с

"гнездом"  Шапки.  Налетел сильный ветер,  палатку повалило и связка нес-

колько дней лежала на земле,  так как простые шайенны не знали правил об-

ращения с талисманом,  поскольку это было обязанностью Хранителя,  и боя-

лись подойти.  Наконец некто отважился поднять ее и подвесить.  Делал  он

это  беспрестанно  молясь и прося у Шапки прощение за незнание правил об-

хождения.  Когда возвратился Раненый Глаз,  он очистил храбреца,  натерев

его белой полынью,  а затем предсказал великую бурю,  которая должна быть

вызвана падением его типи и "гнезда". Действительность превзошла все ожи-

дания,  через две недели налетел шквал,  который повалил большие деревья,

на куски разнес ветряную мельницу и разрушил все палатки в лагере Ранено-

го Глаза. Единственным уцелевшим типи была палатка Хранителя.

     Типи Хранителя Шапки считалось местом добра  и  мира,  поэтому  если

внутри  него находился враг,  он считался неприкосновенным и мог чувство-

вать себя в такой же безопасности, если бы был у себя дома.

     В 1877 г.  генерал Майлс отправил к северным шайеннам мирную делега-

цию, она состояла из шайеннки Сладкой Женщины, находившейся у него в пле-

ну,  и переводчика Броугера,  которого индейцы звали Большие Леггины. Въ-

ехав в лагерь враждебных шайеннов,  Броугер остановился у палатки Священ-

ной Шапки и протянул руку для рукопожатия ее Хранителю,  Угольному Медве-

дю.  Но Угольный Медведь не захотел пожать ее. Тогда Броугер не долго ду-

мая шмыгнул внутрь его жилища,  поскольку знал, что здесь он будет в пол-

ной сохранности. Таким образом ему удалось передать вождям приглашение на

мирные переговоры. Это был тот случай, когда Две Луны, второстепенный ли-

дер Солдат Лисы, получил широкую известность, как предводитель той группы

шайеннов, которая согласилась отправиться на переговоры. (СВЛ, гл. 13)

 

 

                             ДЕМОНСТРАЦИЯ ШАПКИ.

 

     Распаковка "гнезда" и демонстрация самой Шапки проводилась в  исклю-

чительных случаях,  скажем во время эпидемии,  обновлении Священных Стрел

или когда ее одевал на голову воин во время атаки на врага. В первом слу-

чае она демонстрировалась в открытой палатке, куда шайенны заходили с юж-

ной стороны, а выходили с северной. Они проходили между Шапкой и палаточ-

ными шестами.  Шапка находилась на ложе из белой полыни,  на бизоньей ле-

пешке,  которая в свою очередь помещалась посреди ряда из пяти других би-

зоньих  лепешек.  При этом пол в палатке был полностью посыпан белым пес-

ком. Когда шайенны подходили к святыне, они молились и, подержав руки над

Шапкой, затем проводили ими над своими детьми.

     Когда проводилось обновление  Стрел,  Шапку  выставляли  для  общего

обозрения рядом с дверным отверстием в типи Хранителя. Для этого растила-

ли одеяло, на которое выкладывали Нимхой. Рядом, с левой стороны, устраи-

вали Шапку. Она лежала на бизоньей лепешке посредине ряда из пяти других,

сориентированных с  востока на запад.  Каждый шайенн или  шайеннка  могли

подойти и постоять на одеяле с Нимхой.  После этого они были уверены, что

к ним не пристанут ни болезни ни злые духи.

     Последний раз "гнездо" полностью раскрывали в 1850 г. В резервацион-

ные годы демонстрация Шапки была редким  явлением.  Ее  открывали  только

тогда,  когда  кто-нибудь желал сделать ей подношение крупного бисера.  В

этом случае Шапку распаковывали и показывали тем,  кто делал  пожертвова-

ния. (Г1, СВЛ)

     Шапку могли показывать и без полного распаковывания узла. Джон Стоит

В Лесу (СВЛ) дает перечень такого рода демонстраций:

     1876 - за неделю до сражения с Кастером.

     1906 - когда Хранитель Раненый Глаз проводил церемонию Бизона.

     1934 - по просьбе генерала Хью Скотта.

     1948 - для замены кожаной сумки в которой хранилась  Шапка.

     1959 - для проверки ее содержимого после того, как Шапка побывала за

            территорией резервации.

 

 

 ШАПКА КАК  ИСТОЧНИК  ЗДОРОВЬЯ.  БЛАГОСЛОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ.  ПОКРЫШКА ПАЛАТКИ.

                   ОЧИЩЕНИЕ ГЛАШАТАЯ. ЧЕСТВОВАНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.

 

     Каждое утро,  после того,  как Хранитель просыпался, он брал тяжелую

палку или дубинку, выходил наружу, приближался к палаточному шесту с пра-

ва от входа и с силой ударял по нему четыре раза,  так чтобы его услышали

в лагере.  Это означало, что Священная Шапка посылала народу свое благос-

ловление и можно начинать новый день,  заниматься своими обычными  делами

не опасаясь неприятностей.  Иногда снаружи вывешивали Нимхой, который от-

водил не только пули,  но и отгонял болезни,  оберегая здоровье шайеннов,

как  это было перед и после сражения с Кастером в 1876 г (ПП).  Надо ска-

зать,  что узел Шапки часто использовался в церемониях с целью оздоровле-

ния и лечения. (СВЛ)

     Животворная сила,  исходящая от Шапки очень благотворно  действовала

на детей.  Поэтому матери маленьких шайеннов пользовались всяким случаем,

чтобы благословить своих сыновей и дочерей.  Когда они  видели,  что  ка-

кой-нибудь  воин направляется к палатке Хранителя,  намереваясь совершить

жертвоприношения,  они тут же собирали своих маленьких детей и  следовали

за ним в палатку. После того, как Хранитель выкуривал трубку, принесенную

ему посетителем,  к этому мужчине одного за другим подводили  детей.  Он,

стоя перед палаткой,  должен был взять в руки те вещи,  которые собирался

принести в жертву и восемь раз провести ими вдоль тела ребенка  от  плечь

до пят,  четыре раза с левой стороны и четыре с правой. Девятым движением

он проводил по голове, от лба к затылку. Эта процедура отводила от ребен-

ка все болезни,  давая ему здоровье, силу и удачу. Закончив свои действия

с детьми,  посетитель передавал подношения Хранителю Шапки и тот мог пос-

тупить с ними по своему усмотрению. Он мог привязать их к "гнезду", а мог

отнести на холм и оставить там в  качестве  жертвоприношения  Всевышнему.

(Г1)

     Покрышка палатки Хранителя Шапки также обладала  благотворным  дейс-

твием.  При замене ее на новую каждый шайенн мог пройтись по расстеленной

на земле заново приготовленной покрышке.  Таким образом люди очищались  и

отгоняли болезни. Такой обряд, к примеру, проводился сразу после битвы на

Роузбад. Сохранился он и в наши дни, Питер Пауэлл имел возможность наблю-

дать его (ПП)

     Со Священной Шапкой был связан еще один обычай,  который,  надо ска-

зать,  не являлся привилегией этого талисмана, а мог проводиться и в при-

сутствии Хранителя Стрел.  В прошлом ни один глашатай,  которому  солдаты

поручали  обойти лагерь с объявлением,  не мог приступить к своим обязан-

ностям, не пройдя определенной церемонии с одним из священных талисманов.

Он  направлялся к Хранителю Шапки или Хранителю Стрел и,  встав напротив,

протягивал ему соединенные руки,  повернутые  ладонями  вверх.  Хранитель

сплевывал или делал вид,  что сплевывает в шахматном порядке на основание

большого и указательного пальцев левой и правой рук глашатая,  а также  в

основание мизинцев соединенных ладоней. Затем он четыре раза сплевывал по

окружности ладоней.  После этого глашатай проводил своей правой рукой  по

правой ноге,  от лодыжки до бедра,  левой рукой по правой, от запястья до

плеча, затем правой так же проводил по левой и, наконец, левой рукой - по

левой ноге. Далее он клал обе ладони на голову,так, чтобы пальцы соедини-

лись на темени, а запястья находились над ушами и, подержав так некоторое

время, опускал их вниз. Теперь он мог пойти со своим объявлением по лаге-

рю.  В прошлом шайенны верили, что если глашатай перед обходом не пройдет

через эту церемонию, на лагерь обрушится страшный ураган. (Г1)

     Существовал еще один обычай,  связанный  со  Священной  Шапкой.  При

возвращении  военного  отряда домой шайенны чествовать тех,  кто совершил

выдающиеся подвиги.  Засчитать первый ку было величайшей честью, затем на

этом же вражеском воине можно было засчитать второй и третий ку, а снятие

скальпа приравнивалось к четвертому.  Иногда сразу много воинов  одновре-

менно удостаивались воинских почестей, а иногда один или два. Но если от-

ряд не засчитал ни одного ку и не убил ни одного врага,  торжества не бы-

ло. Если же поход был удачным, вожди узнавали об этом и выясняли достиже-

ния воинов.  Очевидцы совершенного подвига рассказывали об увиденном, за-

тем начиналось шествие.  Во главе его шли воины, засчитавшие первый, вто-

рой,  третий и четвертый ку, затем следовали вожди и остальные воины. Они

входили  в  лагерный круг с восточной стороны и начинали молиться,  в это

время глашатай выкрикивал имена тех, кто засчитал ку и снял скальпы. Люди

радовались  и  хвалили их.  Затем воины шли к палатке Священной Шапки.  К

этому времени Хранитель был уже готов принять их. Глашатай снова выкрики-

вал  имена  засчитавших  ку и добывших склальпы,  и первый из них выходил

вперед и передавал скальпы Хранителю.  Тот поднимал их вверх,  произносил

речь и молился,  повернувшись в сторону правого конца лагеря, затем пово-

рачивал на юго-запад,  северо-запад и в сторону левой стороны,  затем  он

снова  поднимал  их и прикреплял к булавкам фронтальной стороны типи Свя-

щенной Шапки,  где на скальпы мог посмотреть любой шайенн.  Это была одна

из разновидностей подношения. (СВЛ, гл. 4)

 

 

 

                             ОСКВЕРНЕНИЕ ШАПКИ.

 

     Все беды  обрушились  на  шайеннов после того,  как они утеряли свои

Священные Стрелы, но еще больше несчастий им пришлось пережить, когда был

осквернен их другой талисман - Священная Шапка: женщина в корыстных целях

оторвала у нее один из рогов.  Произошло это вероятно в 1873 г.  и случи-

лось примерно так:

     После того, как умер Хранитель Шапки Полмедведя, эта должность долж-

на  была  перейти  к его сыну Угольному (Черному) Медведю,  который в это

время отсутствовал.  Поэтому,  когда Полмедвея  почувствовал  приближение

смерти,  он  позвал своего друга Разбитую Тарелку и попросил его временно

присмотреть за талисманом,  пока не вернется его сын,  при этом он объяс-

нил,  как  нужно  с ним обращаться,  чтобы не навлечь несчастий на племя.

Полмедведя умер,  а лагерь переместился в район реки Литтл Бигхорн.  Туда

же приехал и сын скончавшегося,  Угольный Медведь. Чуть позже он появился

перед типи временного Хранителя, пригнав в уплату за заботу о Шапке четы-

рех своих лучших лошадей, несколько бизоньих шкур и стрел. Он законно по-

лагал, что Шапка теперь должна перейти к нему, но Разбитая Тарелка посчи-

тал иначе и оставил талисман у себя.  Шайенны начали проявлять беспокойс-

тво,  т.к.  знали,  что Разбитая Тарелка принимал должность Хранителя  на

время и поэтому пытались убедить его передать полномочия Угольному Медве-

дю,  но тот не менял своего решения.  По одной из версий на его поведение

сильно влияла жена, которая не хотела расставаться с Шапкой и своей ролью

жены Хранителя.  В конце концов вмешались солдаты, по одним сведениям это

были Лисы,  по другим - Глупые Собаки или Красные Щиты, но не Лоси - тра-

диционные покровители Шапки. Они явились в типи Разбитой Тарелки и не це-

ремонясь забрали "гнездо" и передали его Угольному Медведю. Когда солдаты

изымали Шапку,  жена временного Хранителя,  будучи в рассерженном состоя-

нии,  пролила из чашки на пол воду,  нарушив таким образом запрет. Вскоре

после этого начался ливень, который продолжался весь день. Но, тем не ме-

нее, дело было сделано. Никто не знал, что жена Разбитой Тарелки оторвала

от Шапки, с которой так не хотела расставаться, один рог и спрятала его у

себя под платьем.  Никому и в голову не пришло проверить целостность свя-

тыни,  настолько сама мысль об этом была кощунственной.  Да и сам процесс

распаковки  связки  мог быть приурочен только к конкретной необходимости.

Получилось так,  что Угольный Медведь стал Хранителем, причем самым моло-

дым за всю историю шайеннов, и при этом не заплатил своему предшественни-

ку за передачу должности, что являлось нарушением традиции. Но и Разбитая

Тарелка не заплатил Полмедведю, так шайенны оправдывали нового Хранителя.

     Похитив рог,  Разбитая Тарелка и его жена отправились  жить  к  сиу.

Разбитая  Тарелка уже больше никогда не возвращался к шайеннам.  Его жена

ни на минуту не расставалась с рогом,  храня его в  специальном  кармане,

пришитым под платьем (по другим данным рог висел у нее на шее в виде аму-

лета, ПП2, 821). После ее смерти он перешел к ее сестре, которая была за-

мужем за Волочащейся Выдрой,  а затем,  в свою очередь, к вождю южных ша-

йеннов Три Пальца.  В 1908 г.  его передали на север  Хранителю  Раненому

Глазу и предположительно вновь прикрепили к Шапке.

     После того, как узел с Шапкой перешел к Угольному Медведю, на шайен-

нов обрушились несчастья и болезни.  Никто не мог понять причины этих на-

пастей, пока Угольный Медведь не обнаружил пропажи. Тогда все поняли, что

им  придется пройти через черную полосу в жизни племени и никто не сомне-

вался,  что страшные беды обрушатся на семью Разбитой Миски. Сбылось и то

и другое.  Сразу после осквернения Шапки начались последние войны с белы-

ми.  Северные шайенны были покорены и отправлены в резервацию на юге.  Их

героическое бегство на север под руководством Утренней Звезды (Тупого Но-

жа) и Маленького Волка,  которое по своей уникальности сравнимо разве что

с  аналогичным  переходом не персе  Джозефа,  окончилось поражением и ги-

белью многих шайеннов.  Из всех племен равнин в войнах с  белыми  шайенны

пострадали  больше  всех.  Может  быть  причиной этому была их величайшая

удаль,  а может быть сбывалось предсказание пророков. Великий народ порой

переживает  великую печаль.  Что же касается Разбитой Тарелки,  то вскоре

вся семья его погибла.

     Когда остатки северных шайеннов вернулись на родину, Разбитая Тарел-

ка с семьей,  как изгнанники остались на юге. Все дети Разбитой Тарелки и

Стоящей  Женщины умерли,  за исключением одного сына,  который отрекся от

содеянного ими святотатства.  Стоящая Женщина погибла  пронзенная  рогами

быка.  Когда  шайеннки готовили ее к погребению,  они обнаружили утеряный

рог Иссевон,  который она носила   на шее в виде амулета.  Сестра Стоящей

Женщины была замужем за жрецом из южных сахтай,  Волочащейся Выдрой.  Она

взяла на себя ответственность за хранение  священного  рога.  Вскоре  она

умерла. Хранителем рога стал Волочащаяся Выдра. Рог висел в его палатке в

связке из бизоньей кожи,  обернутый жертвенной тканью.  Изредка священный

рог выставляли, чтобы отдать ему почести. Вскоре умерла его любимая дочь,

Женщина Раковина,  чрезвычайно красивая женщина.  Затем умерли все другие

его родственники, за исключением сына Три Пальца. (ПП2, 821)

     Когда умер Угольный Медведь,  Хранитель оскверненной Шапки ему  было

только около 60 лет. Смерть в таком раннем для Хранителя возрасте, шайен-

ны объясняют тем,  что к этому времени  вера народа в священные талисманы

была подорвана и они уже не почитали их так,  как в прежние времена. Поэ-

тому действие Шапки ослабло и она уже не являлась таким сильным  оберегом

как в прошлые времена.

 

 

 

                      ЦЕРЕМОНИЯ ДЕМОНСТРАЦИИ РОГА.

 

     Оторванный от Шапки рог долгое время находился среди южных шайеннов,

где ему оказывали такие же почести,  как и самой Шапке.  Мешок, в котором

хранился  рог,  называли  Is-si-wun,  что соотвествует названию Священной

Шапки среди северных шайеннов.  Говорят,  что этот рог обладал некоторыми

магическими возможностями, свойственными Шапке. В 1906 г. Дж.Дж.Уайт при-

сутствовал на церемонии демонстрации рога,  кроме него  там  были  Джордж

Бент,  Волочащаяся  Выдра,  который  являлся Хранителем рога после смерти

своей жены,  Три Пальца и  Фрэнк  Кук.  Дж.Уайт  так  описал  этот  обряд

Дж.Гриннеллу (Г1):

     "Церемония началась с того,  что Волочащаяся Выдра  откусил  кусочек

корня,  возможно это был Сладкий Корень, а затем сплюнул его на руки Трем

Пальцам, который затем провел ими по своему телу.

     Волочащаяся Выдра  положил  перед  собой  кусочек "душистой" травы и

попросил принести огня.  Когда его просьбу исполнили и принесли угли,  он

посыпал их приготовленной травой.  Узел с рогом висел в глубине палатки и

когда зажгли трубку,  ее чубук направили в сторону узла.  После этого  ее

начали курить и передавать друг другу по кругу.  После того, как круг был

завершен,  ее не направили назад в обратной последовательности,  как было

принято  обычно,  а сразу вынесли через дверной проем.  Волочащаяся Выдра

дунул на руки Трех Пальцев и тот,  связав волосы на голове,  начал почти-

тельно развязывать ремешок связки, который был сделан из выделанной шкуры

быка бизона.  Он развязал ремешок,  но не стал освобождать его полностью.

Рог был завернут в ситец,  но его маленький кончик торчал из оберток. Три

Пальца вынул рог из правого угла сумки и поставил его рядом. На него было

накручено столько обмоток, что он мог стоять. При этом изгиб рога смотрел

на север. В это время Три Пальца сидел в глубине палатки, южнее того мес-

та, где горел огонь.

     О том, чтобы взять рог в руки не могло быть и речи, но потрогать его

мне  разрешили.  На  ощупь  он был маслянист и очень гладкий.  Были видны

структурные слои,  подобное я видел однажды на резчике бумаги,  сделанном

из рога носорога.  Кончик его был заострен, длинна составляла от 14 до 20

см, а самая широкая часть - 3.7 см. Он был зеленовато-голубого переливаю-

щегося цвета.  Рог был украшен геометрическими линиями, а в его основании

было сделано три отверстия, с помощью которых он крепился ремешком к Шап-

ке.  В целом этот талисман был похож на те рога, что крепились в височной

части военных головных уборов.  Раньше он был выкрашен в красный цвет, от

которого остались лишь слабые следы."

     Следует сказать,  что некоторые военные головные уборы шайеннов, по-

добные тому, владельцем которого был Римский Нос, действительно  содержа-

ли в своей лобной части одиночный рог бизона.  Этот символ мужской защит-

ной силы, так же, как и рог Священной Шапки был окрашен в красный цвет, и

нес на себе те же магические символы Хетанехао - Мужской Силы, состоявшие

из символического изображения мужчины,  символе мужества и мужского орга-

на. (ПП2, 352)

      "Но вернемся к церемонии раскрытия рога.  После осмотра, его начали

готовить к упаковке в мешок.  Рог завернули в новый кусок ситца, а старый

отложили в сторону,  чтобы, согласно древнему ритуалу, отнести в прерию и

оставить в одной из тех ям,  где любят валяться бизоны.  Перед  тем,  как

сложить  рог,  Волочащаяся Выдра еще раз пожевал корень и сплюнул на руки

Трех Пальцев,  который при этом держал голову повернутой влево. Рог поло-

жили в мешок и снаружи обмотали теми покровами,  на которых все это время

лежал мешок. Затем связку подвесили над входом в палатку".

 

 

 

 

     ТРУДНОСТЬ ВЫБОРА СОВРЕМЕННОГО ХРАНИТЕЛЯ. "ПОХИЩЕНИЕ" ШАПКИ В 1959 г.

 

     Роль Хранителя в современной жизни шайеннов совсем не та, что была в

прошлом. Их традиционный жизненный уклад разрушен,трансформируется их бы-

лая вера в исключительность своих талисманов.  Все труднее  находить  для

Шапки достойного Хранителя.  Последние жрецы, которые несли в себе знания

о способах обращения и хранения талисмана,  ушли не успев передать их ко-

му-то  еще.  Да  и живут теперь шайенны порознь.  Но не смотря на все эти

обстоятельства,  военные общества, которые до сих пор продолжают функцио-

нировать  и  играть  видную роль в общественной жизни шайеннов,  а так же

племенной совет,  полны решимости сохранить свой талисман.  Неудачные по-

пытки восстановить церемонию демонстрации Шапки их не охлаждают.  Ибо они

по-прежнему убеждены:  пока существуют Священные Талисманы  -  существует

племя.  Даже если Шапку никогда уже больше не откроют по древнему обычаю,

она все равно сохранит свою силу и влияние на народ. (СВЛ)

      Подтверждение тому является случай, который произошел в апреле 1959

г.  В тот год роль Хранителя исполнял Американский Конь. Он не был сахта-

ем,  поскольку и в прежние времена они представляли собой небольшую общи-

ну,  а теперь, тем более, было трудно подыскать подходящего человека с их

кровью  в  жилах.  И к тому же был довольно молод для этой должности.  Но

Американский Конь прошел хорошую подготовку на церемониях Магической  Па-

латки (Пляски Солнца),  кроме того,  Песчаный Журавль в 1937 г.  посвятил

его в особенности обряда Священной Шапки.  Когда в 1957 г. Бешенные Соба-

ки, Лисицы, Лоси и Совет Вождей обсуждали возможную кандидатуру хранителя

Шапки,  предводитель Лосей -  покровителей  священного  талисмана,  Белая

Грудь, выдвинул Американского Коня. Не услышав на совете возражений, Аме-

риканский Конь забрал Шапку. И вот в апреле 1959 г. вице-президент шайен-

нов Лейм Диэра (шт. Монтана), Высокий Бык, вдруг с ужасом узнал, что Хра-

нитель вместе с Шапкой исчез в направлении Шеридана. Шайенны к этому вре-

мени  уже  были недовольны тем как Американский Конь справлялся со своими

обязанностями,  некоторые даже подозревали,   что он продает предметы  из

"гнезда" Шапки. Никто из племенного Совета не давал Хранителю права выво-

зить Шапку из агентства, да он ни у кого и не спрашивал. Самые черные по-

дозрения закрались в голову Высокого Быка. Он понял, что шайенны вплотную

стоят перед угрозой потери Шапки и поднял тревогу.  Полиции удалось обна-

ружить беглеца и изъять у него талисман.  Американский Конь объяснил свои

действия тем, что Хранитель никогда не должен расставаться с Шапкой, поэ-

тому,  дескать, он и взял ее с собой, но что двигало им на самом деле не-

известно.  Тут возникла новая проблема.  Только жрецы Бизона могли прика-

саться к Шапке,  поскольку знали правила обращения с нею.  Поэтому, когда

талисман доставили в агентство, ни один из присутствующих шайеннов не от-

важился приблизиться к  нему.  В конце концов шеф полиции перенес Шапку в

подвал каменного здания племенного офиса.  Через некоторое  время  оттуда

послышались звуки, что-то стучало в стену. Здание опустело, но звуки про-

должались - Шапка рвалась наружу. Нужно было срочно найти для нее подоба-

ющее  место  и достойного Хранителя.  Совет Вождей и руководители военных

обществ собрались вместе,  неприятности со священным  талисманом  племени

толкнули  их  на то,  чтобы они снова стали предводителями своего народа.

Выбор пал на Маленького Койота, сына Белой Лягушки. Мать Маленького Койо-

та,  Идет Со Всеми, приходилась племянницей Угольному Медведю, последнему

Хранителю свободных шайеннов. Общество Лисы издревле считалось покровите-

лем  Священных Стрел,  но именно Лисы установили новое жилище талисмана и

выставили на шесте оберег Нимхой.  Маленький Койот произнес:  "Я стар, но

буду охранять Шапку столько,  сколько смогу. Я не хочу чтобы все началось

сначала.  Мы все вместе должны восстановить мир.  Каждый должен прийти  к

этому сам.  Это касается не только шайеннов, есть еще белые люди, которые

относятся к нам как к родным.  Мы должны действовать сообща и постараться

понять друг друга.  Наш Творец знает, что произошло сегодня. И если мы на

правильном пути,  Махео вознаградит нас." Так  Священная  Шапка  шайеннов

вновь обрела покой. (ПП)

 

 

 

                                                                                    Чемодановка, 1994-1995.

 

 

 

 

                                             ПРИМЕЧАНИЯ:

 

     1. Магический человек, человек обладающий магией - дословная интерп-

ретация английского medicine man,  обычно переводящегося как шаман,  зна-

харь.  В данном выпуске можно встретить все три варианта  перевода  этого

слова.

     2. С  одной стороны Всевышний и Творец являются наиболее точными пе-

реводными эквивалентами шайеннского слова Махео.  С другой, если исходить

от  вкладываемого  в  него смысла,  оно все-таки ближе лакотскому термину

Вакхан Танка (Великая Тайна) и поэтому никак не может переводится в смыс-

ле  Бога  "цивилизованных"  народов,  поскольку исключает их божественную

антропоморфность и антропоцентризм.

     3. Подразделения шайеннов цисциста и сахтай, по всей видимости, пер-

воначально были одним народом.  Разделившись в незапамятные времена,  они

долгое время жили независимо и случайно встретившись, даже воевали друг с

другом,  пока не поняли,  что говорят,  практически на одном языке. Здесь

уместно сказать о том, что сплав этих двух родственных культур оказал су-

щественное влияние на прерийный регион североамериканских индейцев.  Упо-

минув лишь распространившиеся от шайеннов  практику  воинов-смертников  и

ритуал Магической Палатки (Танца Солнца), можно уже судить о степени вли-

яния их культуры.

     4. Есть версия,  что усройство управления племенем шайенны  переняли

от ассинибойнов.  Существует предание о девушке, взятой в плен ассинибой-

нами,  которая через несколько лет бежала от них и рассказала соплеменни-

кам о том, что видела.

     5. В литературе посвященной с.а.индейцам нет единого термина обозна-

чающего принадлежность к военным обществам, членов этих организаций назы-

вают то Воинами такого-то общества,  то  Солдатами...  Последнее  на  наш

взгляд более точно, поскольку подразумевает определенную воинскую органи-

зацию и дисциплину,  которая была конечно не так ярко выражена, как в ар-

мейских подразделениях "цивилизованных" народов,  но,  тем не менее, при-

сутствовала.

     6. Очевидно Каменный Лоб имеет ввиду "Договор о Дружбе 1825 г", пер-

вый мирный договор,  который шайенны заключили с генералом Генри Аткинсо-

ном в устье реки Тетон, Южная Дакота. Среди шайеннов подписавших этот до-

кумент Белая Антилопа не значится, но, тем не менее, устная память племе-

ни сообщает о его участии (СВЛ, гл. 7).

     7. Сухой Рекой шайенны называли Сэнд-крик,  таким образом здесь име-

ется в виду ужасная резня 1864 г на этой реке.

     8. Гриннелл в своем 2-х томном труде "Индейцы Шайенны" дает еще одно

объяснение волнистым вырезам на стрелах:  они обеспечивали исключительные

баллистические качества стрел,  точность и прямизну полета,  а также пре-

пятствовали деформации  древков во время хранения.  Каким образом волнис-

тые вырезы обеспечивали все это,  наверное, так же трудно понять, как по-

лет бумеранга австралийских аборигенов.

     9. К основным племенным группам шайеннов относятся следующие  кланы,

которые даны в порядке размещения их в лагерном кругу,  начиная с правого

края его разрыва,  если стоять лицом к выходу:

               1. Горячие Скрытые Аорты или просто Аорты.

               2. Народ Кремня (кремневых наконечников) или Люди Стрел

               3. Едоки (Wutapiu, яз. сиу) или Шайенно-Сиу.

               4. Волосатые Люди или Люди В Мехах.

               5. Шелудивые Люди или Люди Живущие Скопом.

               6. Люди На Гребне Горы.

               7. Сахтай - значение слова неизвестно.

               8. Обнаженные Голени.

               9. Бедный Народ.

               10. Люди Волосяных Веревок.

               11. Едоки (O'misis), Те У Кого Много Еды.

     Наименование и  количество основных групп вещь условная и непостоян-

ная,  в разных источниках можно встретить другие их интерпретации. Приве-

денный список взят из энциклопедии Ходжа "Индейцы севернее Мексики",  ко-

торая кроме главных группировок называет еще 11 неосновных  подразделений

шайеннов.

     10. Согласно  представлениям шайеннов мировая энергия не бесконечна,

она убывает,  поскольку живые существа пользуются ею (своеобразное предс-

тавление  об энтропии).  Восстановить ее и поддержать баланс можно только

актами самопожертвования, непосредственным их исполнением или иммитацией.

См.  "Кодекс народа Священной горы" в кн. Хоэбелла Е.А. "Шайенны: индейцы

великих равнин", Нью Йорк, Холт, 1960.

     Именно в  этом  представлении  о самопожертвовании святой отец Питер

Дж.Пауэлл находит параллели между верованиями шайеннов и  учением  Иисуса

Христа (ПП).

     11. В отношении травы, которой индейцы постоянно пользовались в сво-

их церемониях с целью очистки,  существует одно, часто встречающееся, не-

доразумение.  Оно возникло в результате схожести двух английских наимено-

ваний:  sage - шалфей и sage brush - полынь.  В результате оказалось, что

шалфей,  который практически не встречается ни только в сакральных вещах,

но и даже в лечебной практике,  стал этой широко используемой травой.  На

самом деле это была полынь и только полынь.

     12. По одним данным это была группа Каменного Лба,  по другим, отряд

возглавлял его сын, Черная Мохнатая Собака (ПП).

     13. Джордж Бент утверждает,  что церемония  ослепления  врагов  была

все-таки завершена (ПП).

     14. По  версии пауни он погиб лишь два года спустя,  во время набега

шайеннов на лагерь пауни (Д2).

     15. Согласно другим версиям пауни,  узел был  привязан  к    средине

копья с кремневым наконечником и завернут в волчью шкуру (Г1, Д2).

     16. Согласно другому описанию пауни, Стрелы были окрашены в эти цве-

та полностью (Д2)

     17. Согласно информаторов Дорсея (Д2) семья  больного  получила  две

Стрелы, черную и красную, хотя другие пауни утверждали, что именно черная

и красная остались у Большого Орла.

     18. Согласно Пауэлла (ПП) заготовки  для  Стрел  вырезали  известные

жрецы Бузина и Безумный Мул.

     19. Есть версия, что они оказались короче оригинала. Этим объясняет-

ся тот факт,  что после частичного возвращении Стрел от  пауни, в  связке

Священных Стрел оказались две короткие и две длинные Стрелы.

     20. Массаум - название одной из древнейших церемоний шайеннов,  воз-

можно самой древней в прериях.  Некоторые авторы находят прямые параллели

между Массаум и обрядами народов Сибири.

     21. Существует другой вариант истории похищения Стрелы, рассказанный

пауни.  Сопровождая скиди,  один шайенн помогал нести связку со  Стрелой.

Получив ее в очередной раз,  он показал знаками,  что за холмом появились

бизоны и ускакал, якобы на охоту, оставив безлошадных пауни позади. Когда

скиди поднялись на холм, естественно, шайеннов уже и след простыл (Д2).

     22. В  сообщении  пауни  нарушена хронология,  этот поход произошел,

якобы,  после того,  как шайенны захватили первую Стрелу в деревне  пауни

пата-хау-и-рат. На самом деле возможен только обратный вариант.

     23. По видимому, это все-таки была деревня пита-хау-и-рат.

     24. От  этого  убийства  и этого изгнания ведет начало возникновения

еще одного шайеннского клана - Людей Собаки,  основу  которого  составили

члены  военного общества Солдат Собаки.  Самые воинственные и самые непо-

корные из всех шайеннов,  Люди  Собаки  были  непримиримыми  противниками

вторжения  белых  пришельцев.  Их  лагерь всегда был полон сорви-голов из

других шайеннских кланов,  а также дружественных племен - оглала и брюле.

Собаки  принимали  всех  воинственно  настроенных индейцев и были центром

сопротивления белой экспансии.

     25. Помощники (servants) военного общества были уважаемыми людьми  и

должность эта была очень почетной.Помощники делали всю необходимую подго-

товку для проведения церемоний и обрядов общества.

     26. Обычно шайенны засчитывали на одном вражеском воине  только  три

ку,  Желтая Рубаха составляет исключение,  на нем засчитали три ку, когда

он сражался пешим,  затем еще три ку, после того, как он вернулся в селе-

ние и выехал сражаться уже на лошади,  далее его лошадь была убита,  а он

сам оказался со сломанной ногой, но продолжал отстреливаться из лука, си-

дя на земле, здесь на нем засчитали три последних ку и убили. Таким обра-

зом всего на Желтой Рубахе добыли девять ку и все они были законными. Из-

вестен еще один случай, когда на вражеском воине засчитали девять ку, это

был пауни,  который к тому же остался жив. См. Grinnell "The Cheyenne In-

dians", vol. II, p. 35.

 

 

 

     ИЗДАТЕЛЬСТВО ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ "ВИХИО"

 

     Публикация - Кузнецов Сергей.  Иллюстрации - Уланов Тимофей, Кокарев

     Владимир.

 

     Редакция приносит извинения за возможное низкое качество печати.

 

 

Сайт управляется системой uCoz