Вихио.

   

                                                                                Часть  3.    

 

 

 

       ГИБЕЛЬ ОТРЯДА ТЕТИВЫ (1837 г.) И СРАЖЕНИЕ НА ВОЛЧЬЕМ РУЧЬЕ (1838)

 

 

       Предлагаемая читателю глава взята из книги Гриннелла "Шайенны сра-

жаются" (Fighting Cheyennes),  (Г2).  Мы лишь разбили ее на подзаголовки,

что, на наш вгляд, облегчает ознакомление с материалом.

 

 

     СОЛДАТЫ ТЕТИВЫ ЛУКА ИЗБИВАЮТ ХРАНИТЕЛЯ И ГИБНУТ В БОЮ С КАЙОВА.

 

     Священные Стрелы были одним из самых сильных магических талисманов и

во всем лагере шайеннов не было другого человека,  которому оказывали та-

кие  же  почести,  как  Хранителю Священных Стрел.  Но даже эта священная

должность не всегда помогала,  если молодые воины выдвигали свои честолю-

бивые требования.

     После того,  как в 1830 г.  пауни захватили Стрелы, прошло несколько

лет.  В  племени произошло еще одно несчастье:  один шайенн убил другого.

Теперь без церемонии обновления Стрел,  ни один отряд не мог надеяться на

успех.  Но  солдаты Тетивы Лука (Him-a-tanohis) горели желанием встать на

тропу войны.  Они хотели, чтобы церемония была проведена немедленно. Хра-

нитель СЕРЫЙ (Белый,  Раскрашенный) ГРОМ сказал, что им придется повреме-

нить с походом, поскольку ни время, ни место не благоприятствовали обнов-

лению.  Солдаты  Тетивы  вступили с ним в спор и в конце концов приказали

провести церемонию. СЕРЫЙ ГРОМ отказался. Тогда воины набросились на него

и били плетками и их рукоятками до тех пор, пока он не пообещал выполнить

их требования. СЕРОМУ ГРОМУ было больше 70 лет, ему пришлось сделать все,

что от него хотели.  Но перед началом проведения церемонии он предупредил

солдат Тетивы Лука, что первый же их поход потерпит неудачу.

     В это  время вместе с шайеннами стояли лагерем южные арапахо (их на-

зывали Num o sin'ha nhi'a - Разжигают Огонь На Юге),  проводившие церемо-

нию Магической Палатки (Танец Солнца).  Арапахо, давший клятву проведения

этого обряда, лег животом на земле, получил видение и начал вещать: "Ког-

да  кончится танец Магической Палатки,  шайенны и арапахо соберут большой

отряд и отправятся воевать".  Но тут другой человек закричал: "Подождите,

подождите! Остановитесь! Вы, воины арапахо, и вы, солдаты Тетивы Лука, не

говорите о военном походе и никуда не ходите.  Я вижу скальпы, которые со

всех сторон собираются в лагерь.  Но это не вражеские скальпы, мне кажет-

ся,  они принадлежат нашему народу.  По  этой  Магической  Палатке  течет

кровь".

     Весть об этом пророчестве распространилась по всему племени,  но ша-

йенны, когда они желали добиться чего-нибудь, могли быть упрямыми, своен-

равными и игнорировать древние традиции.

     После окончания церемоний индейцы начали потихоньку разъезжаться, но

шайенн ПОЛОЕ БЕДРО продолжал призывать к военному походу:  "Почему нам не

отправиться  на войну?  Жить подобно старику очень плохо.  Каждый человек

умирает только раз и сделать это надо достойно".  МЕДВЕДЬ НАВЕРХУ  вторил

ему и,  в конце концов, они собрали небольшой отряд солдат Тетивы Лука, к

которому присоединились четыре Перевернутых воина.  Трое слуг Солдат Те-

тивы,  вышли вперед, чтобы поджарить мясо на следующей стоянке. После то-

го,  как они прошли некоторое расстояние,  им попались следы другого  не-

большого  отряда,  который  выскользнул из лагеря и чуть позже догнал их.

Теперь их было 42 человека,  почти все из общества Тетивы Лука.  Они  шли

пешими  на юг,  намереваясь найти лагеря кайова и команчей,  угнать у них

лошадей и, по возможности, добыть несколько скальпов.

     Но с  самого  начала им не везло.  В дороге попадалась только мелкие

животные,  в результате шайенны съели весь запас продуктов, который несли

с собой.  Наконец, они обнаружили крупную дичь и потратили на нее большую

часть своих стрел. Двигаясь дальше много дней, шайенны вышли в долину ре-

ки Уошито,  где нашли лагерь кайова, команчей и апачей. Отряд спрятался в

лощине, а два разведчика залегли над обрывом, наблюдая за лагерем в доли-

не.

     Ранним утром следующего дня один из кайова вышел поохотиться. Неожи-

данно он увидел две головы, выглядывающих из травы и подъехал ближе, что-

бы рассмотреть получше.  Разведчики выстрелили, ранили коня, свалив его с

ног,  но в кайова не попали.  Они бросились на врага,  но прежде,  чем им

удалось до него добраться, его лошадь поднялась на ноги и унесла всадника

прочь.  Кайова  помчался в лагерь,  где,  показал своего раненного коня и

поднял всех на ноги.

     Воины кайова и  команчей  схватились за оружие и погнали коней туда,

где был атакован охотник.  Они обнаружили лишь несколько следов,  трава в

том месте была высокая и шайенны незаметно скрылись.  Преследователи рас-

сыпались по окрестностям,  высматривая  с  холмов  противника.  Известный

вождь  кайова  Сатанка  во  главе большого отряда искал в северо-западном

направлении,  но не обнаружил ни одного следа.  После безуспешных поисков

кайова  повернули  обратно к лагерю,  но тут один их мексиканский пленник

обнаружил у входа в лощину спешно выложенный из камней бруствер.  Знаками

он сообщил о находке остальным воинам. По другой версии кайова, они заме-

тили поданный зеркалом сигнал,  а когда стали искать пославший его источ-

ник, увидели на холме шайенна, который размахивал одеялом и призывал их к

себе.  По-видимому,  когда мексиканец обнаружил беглецов,  те,  видя, что

раскрыты,  решили  продемонстрировать  свою храбрость и начали зеркалом и

одеялом призывать кайова на битву.

     Укрытие шайеннов вскоре окружили и началось сражение.  Когда боепри-

пасы защитников кончились,  кайова бросились в атаку и  убили  всех.  Они

сняли с мертвых скальпы,  но оружие и одежду не тронули.  Согласно данным

Джеймса Муни в отряде шайеннов было 48 человек и один из них, чтобы избе-

жать плена,  задушил себя веревкой (Seventeenth Annual Report,  Bureau of

American Ethnology,  227).  Погибли все, поэтому ни один шайенн в племени

не знал подробностей этой трагедии.  Кайова потеряли убитыми только шесть

человек,  что говорит о почти полном отсутствии у Тетив Лука боеприпасов.

Это случилось в 1837 г., по словам Муни, на маленьком притоке Скотт-крик,

верхнего рукава Норт-форк реки Ред-ривер,  протекающей по Кастрюльной Ру-

коятке Техаса.

 

       ПРЕСТУПЛЕНИЕ ДИКОБРАЗА-МЕДВЕДЯ. КЛАНЫ ШАЙЕННОВ СОБИРАЮТСЯ ВМЕСТЕ.

 

     Вначале шайенны  ничего не знали о случившейся трагедии,  сообщить о

ней было просто некому,  отряд Тетив Лука  был  уничтожен  полностью.  Но

как-то группа южных арапахо отправилась торговать. По-видимому, они посе-

тили форт Эдоуб, а не форт Бента - традиционное место торговли шайеннов и

арапахо, куда кайова и команчи не отваживались показываться, поскольку за

этим сразу последовала бы стычка.  Когда арапахо подъехали к  форту,  они

увидели лагерь кайова, команчей, апачей, проводящих военные танцы. Арапа-

хо пошли посмотреть и среди скальпов, которые были с воинами в танцеваль-

ном кругу, узнали волосы шайеннов КРАСНЫЕ СЛЕДЫ и УШИ КОЙОТА, выделявшие-

ся среди других своей длинной, красивой прической и украшениями.

     Вместе с арапахо был сиу ДЫМНАЯ ПАЛАТКА,  который,  посмотрев танец,

тут же отправился к шайеннам,чтобы рассказать об увиденном: о смерти сол-

дат Тетивы Лука,  о том, что враги сняли скальпы, но не тронули их оружия

и одежду. Шайенны, первыми получившие эту страшную новость, тут же разос-

лали гонцов в другие общины. И когда она распространилась по всему племе-

ни, шайенны горели желанием мести за нанесенное им оскорбление.

     В начале  весны  вождь Солдат Собаки по имени ДИКОБРАЗ-МЕДВЕДЬ начал

ездить от одного лагеря к другому,  призывая мужчин к войне с  кайова.  У

него с собой было виски,  которым он угощал вождей. Поэтому в большом ла-

гере на реке Саут-Платт многие шайенны получили повод  напиться  огненной

воды.  Далее между двоюродным братом ДИКОБРАЗА-МЕДВЕДЯ и МАЛЕНЬКИМ РУЧЬЕМ

произошла ссора,  переходящая в драку.  Они катались по земле и  молотили

друг друга,  затем родственник ДИКОБРАЗА-МЕДВЕДЯ начал звать брата на по-

мощь.  Тот,  будучи к этому времени изрядно пьяным, вначале не обращал на

крики внимания и распевал песню,  но потом вскочил, выхватил нож и вонзил

его в спину МАЛЕНЬКОГО РУЧЬЯ,  который в этот момент сидел на своем  про-

тивнике  и активно работал кулаками.  Далее ДИКОБРАЗ-МЕДВЕДЬ созвал своих

родственников и велел им сделать тоже,  что и он.  Все они достали ножи и

стали вонзать их в МАЛЕНЬКОГО РУЧЬЯ до тех пор,  пока тот не умер.  В ре-

зультате ДИКОБРАЗ-МЕДВЕДЬ был отстранен от должности вождя Солдат  Собаки

и  изгнан  из племени.  Эта участь постигла всех,  кто принимал участие в

убийстве. Изгнанники забрали свои семьи, отошли в сторону на одну-две ми-

ли и встали отдельным лагерем. (24)

     Но кампания организации похода против кайова продолжалась. Теперь ее

возглавил МАЛЕНЬКИЙ ВОЛК,  вождь Солдат Тетивы Лука,  он продолжал призы-

вать воинов отомстить за гибель 42 шайеннов. И вскоре племенные подразде-

ления начали собираться вместе.

      Дальше всех из них отстоял клан Омиссис (Omis'sis), мужчины которо-

го занимались ловлей диких лошадей.  Но как только они получили приглаше-

ние принять участие в военном походе,  быстро выступили  к  месту  сбора,

назначенного у Хорс-Бьют, одинокого, почти квадратного холма близ излучин

реки Платт (еще известен под именем Court House Rock). Когда Омисис приб-

лижались к уже стоявшим палаткам, в большом лагере все оплакивали убитых.

Никогда еще не было столько скорбящих.  Все женщины порезали себе ноги  и

повсюду были видны следы крови. Когда шайенны увидели приближающихся Оми-

сис,  им навстречу выехал глашатай,  чтобы остановить и прекратить движе-

ние.  Затем к ним отправилось несколько скорбящих и причитающих шайеннов,

и женщины Омисис стали им вторить. Потом все мужчины остались на месте, а

женщины отправились вперед к тому месту в лагерном кругу, которое остави-

ли специально для этого клана. Они поставили палатки и отпустили лошадей.

После  этого  юноши Омисис одели свои боевые наряды и бросились к лагерю,

стреляя вверх и имитируя атаку. Не доезжая до лагеря, они свернули в сто-

рону,  поднялись на холм, построились по четыре в ряд, каждое военное об-

щество отдельно,  и в таком порядке въехали в круг селения.  Они объехали

его изнутри,  выбрались из разрыва круга, повернули налево и объехали се-

ление еще раз,  но теперь снаружи.  Затем они еще раз въехали в лагерь  и

теперь спешились и разошлись по палаткам. Вскоре после окончания этой це-

ремонии в лагере появились два шайенна, которые выкрикивали: "Приближает-

ся  еще один клан,  ждите его!" И через два дня в полдень вновь прибывшие

воины изобразили атаку на вражеский лагерь.  Перед палатками они свернули

в сторону, въехали внутрь и заняли свое место. Это был клан Масихккота.

     Теперь, когда все шайенны находились вместе, в центре лагерного кру-

га сделали навес.  Солдаты собрались там,  а те,  кто имел среди погибших

Тетив Лука родственников, пришли с лошадьми и другими подарками. Они про-

тягивали к собравшимся руки,  умоляя их помочь им. Кровь стекала по рукам

и ногам женщин,  попадая на лица воинов.  Старик по имени  ДЫРА  В  СПИНЕ

оседлал  коня и медленно поехал вокруг лагеря,  по четыре раза выкрикивая

названия солдатских обществ,  а также взывая к тем юношам, которые еще не

присоединились ни к одному из них.  Он вещал:  "Все эти подарки принесены

для вас, воины, и для вас, юноши. Так сжальтесь над несчастными".

     Совет Вождей должен был принять решение по предстоящим действиям, но

они не смогли прийти к одному мнению и передали это право Солдатам  Крас-

ного Щита.  Те велели всем воинским группам готовить боевые головные убо-

ры,  магические украшения, прикрепляемые к волосам и щиты. "Посмотрите на

людей,  которые принесли вам все эти вещи, - выкрикивали они, - сжальтесь

над ними и следуйте за Красными Щитами".

     Приняв решение,  шайенны еще некоторое время оставались на этом мес-

те.  У одной из групп угнали всех лошадей и один из шайеннов этого клана,

КРУГЛОГОЛОВЫЙ  ЧАЛЫЙ  КОНЬ  (Chubby  Roan Horse),  весь день обсуждал эту

проблему.  Тем временем выпал снег, он был настолько глубок и так затруд-

нял движение, что люди могли передвигаться только след в след. Многие ло-

шади исхудали,  а некоторые даже погибли от голода, снег был слишком глу-

бок для того,  чтобы они могли найти себе пропитание. Лагерь был чересчур

большой,  мужчины не могли прокормить свои семьи в этом месте,  где  дичь

давно разбежалась.  Начался голод.  Ближе к весне снег подтаял, хотя и не

полностью, продолжая покрывать землю. Появились бизоны, которых совсем не

было зимой и которых теперь становилось все больше и больше. К этому вре-

мени большой лагерь шайеннов в поисках дичи раскололся на  группы,  вновь

посланные гонцы стали снова собрать всех вместе.

     Жизнь продолжалась,  напуганное бизонье стадо, появившееся возле ла-

геря, вызвало предположение, что поблизости находится враг и отряд юношей

выехал на их поиски.  Но один из отцов,  чьи сыновья были  убиты  кайова,

сказал при этом: "Я начинаю думать о своем сыне. Мне следовало бы пойти и

взглянуть на его останки."

 

                ПЛОСКАЯ ПАЛИЦА. СОВЕТ ВОЖДЕЙ. РАЗВЕДЧИКИ.

 

     Когда все кланы собрались,  шайенны двинулись на юг в сторону  форта

Бента,  где приобрели оружие и боеприпасы: ружья компании Гудзонов Залив,

кремни к ним, порох и пули. Затем они отправились вниз по Арканзас-ривер.

На этой реке,  в 6-7 милях выше Чото-айленд,  стоял лагерь арапахо, среди

которых был владелец магической боевой палицы,  его так и  звали  ПЛОСКАЯ

БОЕВАЯ ПАЛИЦА.  Шайенны поставили свои палатки немного выше по течению, а

затем возвели в центре круга большой типи,  в котором держали совет.  Они

отправили к вождям арапахо гонцов,  с приглашением на пир.  Когда об этом

узнал ПЛОСКАЯ БОЕВАЯ ПАЛИЦА, он в свою очередь послал к шайеннам гонца со

странной  просьбой,  чтобы его друзья шайенны оказали ему большую честь и

на руках отнесли к месту пира.

     Вожди шайеннов  назначили  нескольких   молодых   солдат,    которые

пришли к палатке арапахо со строудиновым одеялом, разложили его на земле,

усадили в центр ПЛОСКУЮ БОЕВУЮ ПАЛИЦУ и, взявшись за края, потащили в ла-

герь шайеннов к большой палатке - месту будущего пира.  В дороге они нес-

колько раз останавливались отдыхать,  т.к. это был большой, тяжелый чело-

век.  Наконец, они принесли его в типи и усадили на самом почетном месте:

возле  задней стенки.  После того,  как они поели,  ПЛОСКАЯ БОЕВАЯ ПАЛИЦА

поднялся и сказал:  "Друзья мои, я неспроста просил вас, уважаемых людей,

выполнить  мою странную просьбу,  на это у меня есть основания.  Я уже не

вернусь назад с той войны,  на которую мы отправляемся.  Я отдаю вам свое

тело  и хочу,  чтобы вы позволили мне поговорить с вашими женами,  потому

что после этого я уже ни с кем не смогу поговорить." И ЖЕЛТАЯ ГРУДЬ  вык-

рикнул вместе с другими шайеннами: "Хорошо, сделай это. Наш старый глаша-

тай оповестит об этом весь лагерь." Шайенн ШИРОКАЯ ГРУДЬ (Mo  ma  ki  tan

hah') также объявил, что он не вернется назад с войны. Когда глашатай об-

ходил с этой новостью лагерный круг,  ШИРОКАЯ ГРУДЬ шагал  впереди  него,

держа  в руке копье и распевая песню смерти.  У него была жена и двое ма-

леньких детей, но он не думал о них.

     На этом совете ЖЕЛТЫЙ ВОЛК и другие вожди сказали арапахам: "Друзья,

мы решили не брать пленных.  Слишком большую потерю нанесли нам эти люди,

они убили юношей Тетивы Лука и на той дороге, которой мы пойдем, не оста-

нется живых врагов."

     Находясь на Арканзас-ривер,  они отправили на поиски неприятеля раз-

ведчиков.  ТОЛКАЕТ ВПЕРЕД (Ma it'sish o mi'o) и СВЕРНУТАЯ  ШЕЯ  (Nim'i  o

tah') были первыми, кто вышел из лагеря. Они двигались на юг и существен-

но сбились на запад,  но, тем не менее, оказались близки к цели. Однажды,

когда они лежали на холме и осматривали долину реки Вулф-крик,  они заме-

тили небольшую группу,  2-3 воинов, вооруженных щитами и копьями, двигав-

шихся вниз по ручью,  держа лошадей в поводу. "Это воины, которые возвра-

щаются в основной лагерь",- сказал Толкает Вперед.

     Кайова исчезли из виду, а разведчики поспешили назад. Они нашли сто-

янку шайеннов у Крукед-крик,  которая впадает в реку Симаррон  с  севера.

Вожди  выслушали рассказ разведчиков и отправили нескольких юношей, среди

которых был СМИРНЫЙ КОНЬ, к Вулф-крик для уточнения месторасположения ка-

йова.  Тем  временем  лагерь был свернут и шайенны двинулись следом,  как

всегда впереди находились разведчики,  которые указывали  места  выгодных

стоянок.

     СМИРНЫЙ КОНЬ предварительно расспросил ТОЛКАЕТ ВПЕРЕД о предполагае-

мом месте пребывания кайова, но он и его группа также слишком сильно отк-

лонились на запад.  И все же,  однажды,  поднявшись из лощины  между  Би-

вер-крик и Вулф-крик, они на холме перед собой увидели нескольких охотни-

ков на бизона.  То были кайова и команчи. Разведчики бросились в траву, а

когда  враги рассыпались по окрестностям,  сползли к руслу реки и спрята-

лись среди камышей.  Кайова продолжали охоту и один из них на гнедом муле

промчался совсем рядом. Это был хорошо обученный быстроногий мул. Он сра-

зу подбегал к бизону,  которого намечал его хозяин. Бизон и охотник прос-

кочили всего в нескольких метрах от разведчиков.Кайова был увлечен охотой

и не смотрел по сторонам,  в противном случае,  он обязательно увидел  бы

тех, кто не желал попасться ему на глаза.

     Шайенны сидели в укрытии и смотрели,  как кайова разделывали добычу,

грузили  ее  на лошадей и отъезжали в лагерь.  Затем осторожно поползли в

траве, держась лощины. Оказавшись на безопасном расстоянии, они поднялись

и бросились бежать.Но и теперь шайенны не знали точного расположения сто-

янки кайова,  они были уверены лишь в том, что он находится где-то побли-

зости.

     Тем временем лагерь шайеннов переместился к реке  Бивер-крик.  Когда

разведчики подходили к нему, их возглавлял ВОЛЧЬЯ ДОРОГА, державший в ру-

ках волчью шкуру,  с которой никогда не расставался и, которой издали по-

дал сигналы для людей в лагере. Их приближение было замечено и вожди соб-

рались в центре круга,  чтобы выслушать отчет.  Пока  несколько  шайеннов

сносили в кучу бизоньи лепешки, вожди пели. В это время разведчики бежали

к селению цепочкой,  а когда оказались в лагерном  круге,  завыли  словно

волки и словно волки, высматривающие добычу, поводили головами из стороны

в сторону.  Шайенны поняли,  что они принесли какую-то весть. Воины, уве-

ренные,  что противник обнаружен,  одевали свои военные одежды, доставали

щиты и запрыгивали на боевых коней. Разведчики сделали перед вождями круг

и остановились.  Сначала ВОЛЧЬЯ ДОРОГА рассказал о том, что он видел, за-

тем вперед вышел СМИРНЫЙ КОНЬ, а за ним - все остальные. После этого раз-

ведчики отошли в сторону,  а молодые люди со всего лагеря на конях броси-

лись атаковать центр круга,  каждый старался первым достичь кучи бизоньих

лепешек.  Лепешки символизировали врагов и три шайенна могли засчитать на

них ку. Затем все наездники сделали круг вокруг поющих вождей, после чего

разошлись.

 

             КАЙОВА ВИДЯТ ЛАГЕРЬ ШАЙЕННОВ. ВЫХОД НА ВРАГА.

 

     Теперь весь лагерь готовился к нападению на врагов. Шайенны и арапа-

хо стояли одним кругом, арапахо занимали северо-восточную его часть. Гла-

шатай оседлал коня и направился к южной стороне лагеря,  чтобы оттуда на-

чать свой объезд. Он кричал, что этой же ночью лагерь снимется. Наступило

время  большого возбуждения.  Мужчины пели военные песни,  раскрашивались

сами и раскрашивали своих коней, доставали необходимые вещи, в общем, го-

товились к выступлению.  Палатки убирать не стали, женщины лишь соорудили

над землей платформы для вещей,  уберегая их от волков и  койотов.  Ночью

шайенны покинули лагерь.

     Кайова рассказывали,  что накануне,  где-то в послеобеденное  время,

несколько их воинов находились между Бивер-крик и Вулф-крик на расстоянии

8-9 миль от Бивер-крик,  один из них посмотрел вдаль и увидел что-то  бе-

лое.  Он сказал:  "Вдали виднеется что-то белое. Это похоже на палатки, а

возле них разве не лошади?" Остальные посмотрели и  один  ответил:  "Нет,

то,  что ты видишь, это всего лишь белые песчаные холмы на другой стороне

Бивер-крик, а на этой стороне за холмом стадо бизонов, вот и все."

     "Но разве вы не видите там белых коней?" "Нет, - ответили остальные,

- тебе кажется, это всего лишь белый холм, на фоне которого передвигаются

бизоны." Они еще немного обсудили увиденное,  а затем вернулись домой. Но

то, что они видели, было, по всей видимости, шайеннским лагерем с лошадь-

ми, он находился именно в том месте.

     Всю ночь шайенны двигались на юг,  по-прежнему не зная о точном мес-

топребывании вражеского бивака.  Вожди окружили колонну охраной из предс-

тавителей различных военных обществ,  так как опасались неожиданной  вра-

жеской атаки,  а также полагая, что молодые воины могут ускользнуть, дабы

первыми напасть на врагов.  Поэтому никто не мог  покинуть  соплеменников

незамеченным.  Мужчины ехали верхом,  а женщины шли пешком, ведя в поводу

лошадей,  запряженных в травуа,  на которых спали дети. Они двигались всю

ночь,  изредка  останавливаясь на отдых.  Рассвет застал их среди прерии,

реки все еще не было видно.  Как выяснилось позднее,  они слишком уклони-

лись к востоку, а значит оказались ниже по течению от лагеря кайова.

     Шайенны и арапахо выступили вместе,  но поскольку никто не знал точ-

ного расположения врага, они разделились в темноте на два отряда и теперь

двигались независимо друг от друга.

 

                    ПОДВИГ ВОИНОВ ДИКОБРАЗА-МЕДВЕДЯ.

 

     Тем временем изгнанники Дикобраза-Медведя,  чьи  палатки  находились

выше по реке от основного лагеря, знали, что происходит у соплеменников и

выступили в поход одновременно с главным отрядом. Они-то и вышли к лагерю

кайова на Вулф-крик. В утреннем полумраке ДИКОБРАЗ-МЕДВЕДЬ, которого поз-

же прозвали ХРОМОЙ ШАУНИ,  увидел перед собой людей, переваливающих через

холм - мужчин и женщин,  вышедших охотится на бизонов.  Он находился чуть

дальше своего отряда и,  оглянувшись назад через холм, крикнул, чтобы они

исчезли из поля зрения врагов:  "Не показывайтесь,  держитесь так,  чтобы

вас не заметили.  Я обману их." Его люди спрятались,  а сам он  отшвырнул

копье и начал разъезжать взад и вперед,  показывая знаками, что обнаружил

бизонов.  Кайова заметили его и решили,  что это их соплеменник,  который

вышел из лагеря раньше их.  Они поскакали в его сторону,  подгоняя коней,

все еще восседая на своих обычных лошадях,держа быстроногих в поводу. ДИ-

КОБРАЗ-МЕДВЕДЬ  всматривался вдаль,  не поворачивая своего лица к врагам,

он делал вид,  что наблюдает за бизонами.  Наконец,  кайова  приблизились

настолько, что уже можно было услышать их речь.

     Позади него в лощине сидели на конях его воины,  они закрепили щиты,

наложили    на тетивы стрелы и были готовы к атаке.  Вскоре ДИКОБРАЗ-МЕД-

ВЕДЬ произнес: "Приготовтесь, они близко. Мы должны напасть неожиданно."

     И вот,  когда  говор  врагов  стал отчетливым,  он нагнулся к земле,

схватил копье и развернув коня, бросился на кайова, остальные воины кину-

лись за ним. Кайова находились так близко, что у них не было времени оце-

нить обстановку. Они не только не успели сменить лошадей, но даже не мог-

ли выхватить из чехлов свои луки.  Шайенны били их копьями, расстреливали

одного за другим, пока не убили всех и не захватили лошадей. Единственный

кайова,  который успел перескочить на скаковую лошадь,  находился с женой

далеко позади.  Он пустился наутек,  но его жена закричала:  "Не оставляй

меня!" И он повернул обратно, пытаясь помочь женщине, но был убит. ДИКОБ-

РАЗ-МЕДВЕДЬ убил двенадцать кайова, НОС КРЮЧКОМ - восьмерых. Шайеннов бы-

ло всего семь человек, а кайова - тридцать, включая мужчин и женщин.

     Таким образом,  эти воины удостоились чести первыми засчитать  ку  в

великой битве.  Но поскольку они считались изгоями, их лишили этой славы.

Поэтому шайенны полагали,  что первое ку добыли в основном сражении часом

или  двумя позже.  Но о подвиге юношей ДИКОБРАЗА-МЕДВЕДЯ до сих пор знает

каждый шайенн.

 

 

 

 

                                                               БИТВА.

 

         Общество Кривых Копий (Him'o we yunhk is) возглавляли МАГИЧЕСКАЯ

ВОДА (Ma i yun'i map i),  МАЛЕНЬКИЙ СТАРЫЙ ЧЕЛОВЕК (Ma ahk'sihis) и БЕЛАЯ

АНТИЛОПА (Wokai hwo'ko mas).  Красные Щиты находились с основным  отрядом

на северо-востоке, где позже БРОДЯЧИЙ КОЙОТ убил женщину. Хотя с шайенна-

ми и были Магические Стрелы и Бизонья Шапка,  воины атаковали раньше, чем

завершилась  церемония Стрел,  поэтому сверхъестественная сила Стрел была

нейтрализована, и в сражении погибли многие храбрецы.

 

            БРОДЯЧИЙ КОЙОТ. АТАКА ЛАГЕРЯ. ДВА КУ ОДНИМ УДАРОМ.

 

     В 10 часов утра,  когда воины крайней западной колонны разъехались в

стороны,  они увидели на холме мужчину и женщину кайова и немедленно бро-

сились в погоню.  Во главе мчался БРОДЯЧИЙ КОЙОТ, он был на черном скаку-

не, подаренном его отчимом ЖЕЛТЫМ ВОЛКОМ. Кайова развернулись и пустились

наутек,  мужчина был на быстром коне,  он оставил жену позади,  хотя  она

кричала, чтобы он подождал ее. БРОДЯЧИЙ КОЙОТ настиг женщину, засчитал ку

и убил ее. Мужчину тоже догнали и убили.

     После этого  случая  основная  колонна  спустилась  вниз  по притоку

Вулф-крик и оказались немного выше по течению от лагеря кайова.  И только

здесь они, наконец, увидели палатки противника. Воины развернулись и бро-

сились в атаку. На противоположной стороне ручья, почти возле самого края

селения,  женщины  кайова  копали коренья.  Шайенны переправились и убили

двенадцать из них.

     Перед тем,  как переправиться через ручей, они настигли двух мужчин,

ехавших на одной лошади. Некий шайенн одним ударом засчитал на обоих ку и

позвал своего родственника,  который ехал рядом, сделать тоже самое (пер-

вого звали Mo e'yu,  а второго - ЛЯГУШКА ЛЕЖАЩАЯ НА СКЛОНЕ ХОЛМА - Ohn  a

hku'hamish).  Но тому удалось ударить только одного. Затем первый выстре-

лил из ружья и поразил обоих врагов.  Один тут же свалился с коня, а вто-

рой проехал чуть дальше, свесившись на бок, и тоже упал.

 

        СМИРНЫЙ КОНЬ. МАГИЧЕСКАЯ ВОДА. ЖЕЛТАЯ РУБАХА. МАЛЕНЬКИЙ ВОЛК.

                          МАГИЧЕСКИЙ МЕДВЕДЬ.

 

     Те, кто не переправлялся на другой  берег  реки,  атаковал  селение.

Среди них был и СМИРНЫЙ КОНЬ, люди видели, как он проскакал через верхнюю

часть лагеря и погнал в холмы большой табун лошадей.  Он  завязывал  свои

косы в узел на лбу,  в который втыкал орлиное перо, это была древняя при-

ческа воинов, вступавших в бой.

     Разделавшись с женщинами на южном берегу Вулф-крик,  МАЛЕНЬКИЙ ВОЛК,

МАГИЧЕСКАЯ ВОДА и те, кто были с ними, направились в лагерь на другой бе-

рег. Но речка в этом месте была глубока, дно - илистое, а противоположный

берег - высоким.  Их кони с трудом передвигались в воде и никак не  могли

выбраться  на сушу.  МАГИЧЕСКАЯ ВОДА подъехал к обрыву,  на котором стоял

вражеский воин,  одетый в желтую рубаху.  Шайенн потянулся,  чтобы копьем

засчитать на нем ку,  но кайова ловко выхватил копье из рук и стал внима-

тельно рассматривать одежду МАГИЧЕСКАЯ ВОДЫ,  на котором была  "железная"

рубаха.  Он увидел незащищенное место и ударил шайенна в шею возле ключи-

цы.  МАЛЕНЬКИЙ ВОЛК и другие уже засчитали на нем ку,  когда возле ЖЕЛТОЙ

РУБАХИ (первое его имя среди кайова - СПЯЩИЙ МЕДВЕДЬ, второе - ВОЛК ЛЕЖА-

ЩИЙ ВНИЗУ) появились множество кайова,  команчей и апачей.  Это заставило

МАГИЧЕСКУЮ ВОДУ, МАЛЕНЬКОГО ВОЛКА и других отступить к южному берегу. Ка-

йова бросились следом и завязался горячий бой,  в результате шесть шайен-

нов и арапахо были убиты. Под натиском атаки шайенны отступили. Они пото-

рапливали отставшего воина.  Тот оглянулся назад и в этот  момент  команч

ранил  его из лука в лицо,  затем он пытался выбить его из седла.  Но ша-

йенн, первое его имя было МАГИЧЕСКИЙ МЕДВЕДЬ (Nah'ku mai yun), подстегнул

коня и скрылся. Уже везде враги теснили шайеннов и ту группу, что была на

южном берегу,  отогнали через ручей к основному отряду. В этом бою ВОЮЩИЙ

ВОЛК был ранен в грудь.

 

                     СЕРЫЙ ГРОМ. ПОТЕРИ ШАЙЕННОВ.

 

     Вскоре после того, как БРОДЯЧИЙ КОЙОТ засчитал свой первый ку, погиб

СЕРЫЙ ГРОМ.  Перед смертью он сказал:  "Теперь я представляю  людям  шанс

выбрать себе лучшего предводителя.  Меня же назвали глупцом." Большой от-

ряд кайова и команчей атаковал их,  прорвав ряды и убив  СЕРОГО  ГРОМА  и

БОЛЬШУЮ ГРУДЬ.  Позже СМИРНЫЙ КОНЬ был ранен в челюсть, кайова подъехал к

нему сзади и приставил ствол ружья почти к самой голове.  СЕРЫЙ ГРОМ  был

первым  вождем,  погибшем  в этом бою.  Затем убили СЕДЫЕ ВОЛОСЫ (Wohk'pa

eh'), далее, старика по имени ГЛУХОЙ ЧЕЛОВЕК (Hon ya tan ma han), который

был  Помощником (25) общества Красные Щиты.  Эту должность обычно занимал

очень известный человек,  к советам которого солдаты  всегда  прислушива-

лись.  Далее, при переходе через реку, был ранен ВОСХОДЯЩЕЕ СОЛНЦЕ (I'shi

o mi ists).  Он упал с коня,  поднялся и кое-как перебрался вброд,  но на

берегу упал замертво. Погибло еще несколько храбрецов и обычных воинов.

     На северном берегу шайенны и арапахо прогнали кайова к самому лагерю

и сражались между палаток.  Когда бой был уже в самом разгаре, часть жен-

щин кайова начали возводить в песчаных холмах брустверы и рыть окопы, го-

товя место обороны, в случае если шайенны овладеют лагерем. Другие седла-

ли быстрых лошадей и укладывали в седельные сумки самое ценное,  на  слу-

чай, если они будут вынуждены бежать. Затем кайова залегли в укрытиях.

 

                 ДИКОБРАЗ. ДВЕ ВОРОНЫ. ЖЕНЩИНЫ ШАЙЕННОВ.

 

     ДИКОБРАЗ, сын  изгнанника  ДИКОБРАЗА-МЕДВЕДЯ,  прыгнул  за вражеский

бруствер и,  совершая подвиги и убивая врагов,  погиб сам. Во время атаки

ДВЕ  ВОРОНЫ  спрыгнул  с  коня и сказал шайеннам:  "Прошу вас отойти и не

удерживать меня.  Я буду сражаться один." Враги окружили его и убили. Это

был великий воин.

     Где-то в середине сражения женщины и дети шайеннов и арапахо  подня-

лись на холм посмотреть на поле боя. Их собаки почувствовали что-то в ло-

щине и залаяли.  Когда женщины побежали посмотреть,  из укрытия выскочила

очень высокая, закутанная в одеяло, женщина кайова. Вдова МАГИЧЕСКОЙ ЗМЕИ

помчалась к ней и,  поймав за руки,  закричала: "Скорее ко мне, она очень

сильная", - шайеннки подбежали и убили ее своими ножами.

     Когда кайова и команчи увидели на холме женщин и детей,  они подума-

ли,  что приближается еще один отряд шайеннов и очень испугались.  Старый

глашатай кайова объявил по лагерю, что женщины должны приготовить лошадей

и в случае бегства направиться вверх по реке.  Там, на реке Саут-Канейди-

ан, находился еще один лагерь команчей, и команчи этого селения рассчиты-

вали укрыться у своих соплеменников.

 

 

 

                    ЖЕЛТАЯ РУБАХА. КРИВАЯ ШЕЯ. ТВОРЕЦ СОЛНЦА.

 

     ЖЕЛТАЯ РУБАХА,  на котором уже засчитали три ку,  теперь выехал сра-

жаться верхом.  Это был храбрец и на нем добыли еще три ку. После чего он

вернулся в лагерь поменять лошадь и снова вступил в бой.  Но ему не приш-

лось сражаться долго, кто-то выстрелил и перебил ему бедро. ЖЕЛТАЯ РУБАХА

свалился с лошади,  но затем сел,  держа в руках лук и стрелы, чтобы сра-

жаться дальше.  Здесь на нем еще раз засчитали три ку  и  в  конце-концов

убили. (26)

     Вождь команчей,  который вышел из дому рано утром поохотиться на би-

зонов,  услышав шум битвы, стремглав бросился назад, оседлал боевого коня

и кинулся в сражение,  увлекая за собой воинов. Конь под ним был убит, он

взял  в  лагере нового и появился снова.  В этот момент кайова и команчи,

отброшенные за свои палатки,  сражались в вырытых укреплениях,  но  когда

команчи бросились в атаку,  кайова последовали за ними. КРИВАЯ ШЕЯ призы-

вал своих людей:  "Вперед,  выбросим их из селения!" Шайенны повернули  и

бежали,  а  враги  преследовали их с вождем команчей во главе.  Когда они

отогнали шайеннов достаточно далеко,  КРИВАЯ ШЕЯ крикнул: "Все, достаточ-

но, поворачиваем обратно." Но шайенны развернулись и бросились на врагов,

а команчи и кайова отступили к лагерю. ТВОРЕЦ СОЛНЦА, сидевший на быстрой

лошади, почти догнал их и выстрелил из лука в спину вождю команчей.

     Он продолжал следить за этим вождем и видел,  как тот приблизился  к

лагерю, закачался, обхватил шею лошади, затем упал, и к нему со всех сто-

рон сбежались женщины. Позже, когда был заключен мир, команчи узнали, кто

именно убил их вождя.

 

                              КОНЕЦ СРАЖЕНИЯ.

 

     Битва возле селения продолжалась почти до захода солнца,  затем ста-

рики начали призывать прекратить бой, так как южные арапахо хотели заклю-

чить мир.  Шайенны отошли за реку и среди плавня увидели прятавшуюся жен-

щину. Та подумала, что ее обнаружили, и вылезла наружу. Шайенны застрели-

ли ее. В тот день они никого не жалели.

     Шайенны и  арапахо  вернулись  к своим женщинам и стали готовиться в

обратный путь. Но как только они двинулись в направлении своего лагеря на

Бивер-крик,  все кайова сели на коней,  выехали на гребень и стали наблю-

дать за уходящими,  держась безопасного расстояния.  Один шайенн  сказал:

"Мы должны быть настороже. Они могут напасть и разъединить нас."

     Спустя два дня к лагерю кайова,  команчей и апачей на Вулф-крик  по-

дошли оседжи, которые в это время были с ними в мире, и стали уговаривать

их напасть на шайеннов, но те ответили: "Нет, они ушли и пусть уходят."

     СВЕТЛАЯ ЖЕНЩИНА рассказывала,  что после смерти СЕРОГО ГРОМА, за Ма-

гическими Стрелами присматривала его жена, она же отнесла их к форту Бен-

та на реке Арканзас,  где племя разбило лагерь.  Здесь их временно хранил

ХРОМОЙ ШАМАН, который был из Людей Хребта, но позже Хранителем был выбран

КАМЕННЫЙ ЛОБ.  И СЕРЫЙ ГРОМ,  и КАМЕННЫЙ ЛОБ - оба были из Людей Аорты (I

vis tsi nih'pah).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz