Вихио.

                                                                                             Часть  2.

 

 

                      УТЕРЯ И ВОЗВРАЩЕНИЕ СВЯЩЕННЫХ СТРЕЛ

 

 

     История утери Священных Стрел так же,  как и история их возвращения,

несмотря  на известность,  полна противоречий и несостыковок.  В этом нет

ничего удивительного,  поскольку устные предания всегда полны  искажений.

Кроме того,  тема Священных Стрел являлась для шайеннов особой,  не пред-

назначенной для обычного обсуждения,  тем более, в присутствии белого че-

ловека. Может быть, поэтому информаторы пауни более многословны и красно-

речивы,  нежели рассказчики шайеннов. Чисто по -человечески, их можно по-

нять: фортуна преподнесла им великолепную возможность торжества над свои-

ми постоянными соперниками и они воспользовались  ею  сполна,  расписывая

храбрость своих воинов и унижая шайеннов. Однако, именно их рассказы наи-

более противоречивы и полны неточностей.  По видимому, вдохновение и точ-

ность изложения не всегда одно и тоже.

     Гриннелл (Г1) записал эту историю со слов Смирного Коня  (родился  в

1800,  умер в 1894 г.) и Лосиной Реки (родился в 1818 - 1820, умер в 1908

- 1909) - последнего из оставшихся в живых очевидцев  этого  события.  Он

был старейшим среди северных шайеннов человеком, девяноста или около того

лет.  Лосиная Река не мог вычислить дату утери Стрел, но в тот год он был

уже достаточно взрослым мальчиком, чтобы жить самостоятельно, добывая се-

бе пропитание луком и стрелами.  Другие шайенны,  высчитывая дату, каждый

по-своему,  сходились на 1830 г.  Пауни,  матери которых сказали, что они

родились за столько то  лет  до  захвата  Стрел,  также  указывали  1830.

(Джордж Бент, однако, датирует это событие 1833 г, см. ПП).

     Информаторами Гриннелла со стороны пауни были:  участник этого собы-

тия,  скиди,  Вождь  Трубки,  который был на несколько лет моложе шайенна

Смирного Коня,  и дочь вождя скиди Большого Орла (Большой Пятнистой Лоша-

ди). Что касается информаторов-пауни Дорсея (Д2), то они неизвестны.

 

 

 

                          БИТВА, ВЕРСИЯ ШАЙЕННОВ.

 

     Рассказывает Лосиная Река (Г1): "Все племя шайеннов: мужчины, женщи-

ны,  дети,  старики - отправились в поход,  чтобы уничтожить  пауни.  Как

всегда в таких случаях, когда на войну шли всем племенем, они несли с со-

бой Священные Стрелы и Священную Шапку.  Оказавшись на вражеской террито-

рии ,  шайенны выслали несколько разведывательных отрядов, чтобы уточнить

расположение неприятельского лагеря. Но все они вернулись ни с чем.

     Тогда вперед выступил большой отряд воинов.  Они вели поиски в тече-

ние четырех дней,  но, ничего не обнаружили и остановились на ручье Берд-

вуд, что впадает в Норт-Платт с севера сразу перед разветвлением рукавов.

Эта местность была богата лесом и всевозможными птицами.  Воины послали в

основной лагерь четырех гонцов, чтобы основная колонна срезала расстояние

и встретилась с ними в условленном месте. Сами же они продолжили поиски.

     Огромная колонна шайеннов беззаботно передвигалась вдоль реки.  Люди

небольшими группами отъезжали в стороны.  Неожиданно те, кто был впереди,

подали сигнал тревоги. Они обнаружили четырех шайеннов, убитых пауни. Это

были гонцы, посланные назад военным отрядом. Вначале они оборонялись  на

маленьком  ручье,  используя  его берег вместо бруствера,  но,  выбитые в

степь,  погибли. Находившиеся на их телах отметины показывали, что их во-

лочили по земле. Двое из погибших были: Свечение (Wok kas) и Жаровня (Se'

uh tan o) - брат Высокого Волка (Oni' onk ae hoo ist),  человека, портрет

которого впоследствии нарисовал Кэтлин. Позже это место получило название

"Там-где-разведчики-были-убиты-и-испорчены" (Tsik hohk tsin aunk').

     Вожди остановились и,  поджидая основную колонну,  раскурили трубку.

Теперь при движении вперед высылалось много разведчиков.  Через некоторое

время они указали вождям на далекий голубой гребень с большим ответвлени-

ем в сторону шайеннов: "Лагерь пауни находится в верховьях реки,  которая

бежит с этого гребня и ответвления от него. Мы наблюдали за ним и думаем,

что именно эти пауни убили наших людей. Они разослали гонцов, враги отов-

сюду сходятся сюда и уже возводят укрепления."

     Шайенны очень горевали по убитым разведчикам и горели жаждой  мести.

Весь день и всю ночь они двигались в направлении лагеря пауни,  прибыв на

место уже поздней ночью.

     На следующее  утро наблюдатели,  следившие за неприятелем,  увидели,

что некоторые из врагов взбираются на лошадей и готовятся выйти  охотится

на бизонов.  Шайенны решили выждать,  надеясь, что их уход ослабит пауни,

но когда те проезжали мимо, воины не выдержали, бросились в атаку, и сра-

жение  началось.  В  это  время их женщины и дети находились позади линии

мужчин, образовав круг, наподобии лагерного."

     Пауэлл (ПП) так описывает начало битвы. "Воины быстро расчехлили щи-

ты и,  прежде чем одеть их на левую руку, протянули к Священным Стрелам и

вверх  -  к  Махео.  Из  расписных парфлешей они извлекли головные уборы,

расправили, направили в сторону Священных Стрел и быстро одели на голову,

завязав под подбородком ремешки.  Кое-кто посыпал порошком из "душистого"

корня копыта своих лошадей,  освящая их таким образом и придавая  стреми-

тельность  и  твердость поступи.  Воины ринулись в атаку так быстро,  что

Хранитель,  Белый Гром, не успел завершить церемонию со Стрелами (13). Он

должен  был разжевать кусочек "душистого" корня,  сплюнуть четыре раза на

Стрелы и пятый раз, в сторону пауни, тогда сила корня, принесенного Слад-

кой Магией,  ослепила бы их.  Затем он должен был вскрыть связку Стрел на

подстилке из полыни,  медленно поднять Стрелы,  направляя наконечники  на

врагов, ткнуть четыре раза в их сторону, приплясывая и спеть песню ослаб-

ления врагов...  Но Белый Гром лишь успел прикрепить Стрелы к копью  вои-

на-жреца по имени Бык."

     Продолжает Лосиная Река (Г1).  "Когда шайенны атаковали  пауни,  они

должны были двигаться позади носителя Стрел,  но воины опередили его, ос-

тавив позади,  в камышах.  Кроме того, при выносе Стрелы должны были кре-

питься попарно крест накрест, так же, как и при демонстрации на шесте. Но

в суматохе неожиданной атаки,  все четыре Стрелы были  привязаны  вместе,

возле наконечника копья.

     Когда Бык выехал на ровное место битвы, он направился в сторону пау-

ни,  перед линией которых сидел воин со сломанной ногой, намереваясь зас-

читать на нем ку.  Шайенны, которые видели, как Бык выехал вперед, закри-

чали: "Не трогай его, он уже убит", - то есть он поражен, на нем засчитан

ку.  Но Бык сделал по своему,  подъехал и ткнул врага копьем. Пауни укло-

нился от удара, схватился за древко и выдернул его из руки Быка. Когда он

сделал это,  и пауни,  и шайенны,  которые рассчитывали вернуть талисман,

бросились в атаку.  Но их враги были быстрее, один воин выхватил копье со

Стрелами и ускакал с ними.  Шайенны убили пауни со сломанной ногой  (14),

но Магические Стрелы были уже у врага.

     Бой проходил на широкой равнине. Был ясно виден лагерь пауни. И жен-

щины противоборствующих сторон наблюдали сражение.  Один юноша отправился

к старикам, женщинам и детям сказать, что Священные Стрелы захвачены вра-

гами - узнав о потере, все они заплакали. Вскоре сражение прекратилось, и

шайенны отступили.  Потери обеих сторон неизвестны.  На обратном пути ша-

йенны  продолжали плакать,  больше горюя о потере Священных Стрел,  чем о

погибших.  Наконец, они вернулись в свою страну, к тому месту, откуда на-

чали поход.  Когда разбили лагерь, палатка Священных Стрел встала на свое

обычное место, но она была пуста - Стрелы покинули ее."

 

                        БИТВА, ВЕРСИЯ ПАУНИ.

 

     Пауни-скиди находились в верховьях реки Саут-Луп, Небраска и готови-

лись принести в жертву Утренней Звезде пленницу. В это время охотники об-

наружили на юго-западе,  в верховьях реки Платт огромное  стадо  бизонов.

Мужчины  оседлали  пони и выехали на охоту,  но были атакованы шайеннами,

арапахо и представителями других племен. Поначалу скиди были напуганы ог-

ромными  силами противника,  но когда убедились,  что их самих не намного

меньше, воспрянули духом. Бой выдался тяжелым, ни одна, ни другая сторона

не уступали в храбрости и силе.  Было слышно,  как женщины скиди издавали

военные кличи, подбадривая молодых воинов, впервые вступивших в бой.

     Верховным вождем  скиди в это время был Большой Орел,  он же являлся

Хранителем связки Утренней Звезды. Когда мужчины отправились на охоту, он

оставался  в  деревне,  но  теперь  вождь поймал своего крапчатого пони с

длинным крупом, оделся для битвы и выехал в поле. Высокий, с обритыми во-

лосами, крупным, выступающим носом, Большой Орел имел величественный вид.

Он был одет в красную рубаху из строутдиновой ткани, леггины со скальпами

и черные мокасины. На шее он носил несколько ниток бус-вампума и две пра-

вительственные медали. С его ушей свисали многочисленные серьги, а на го-

лове красовалось орлиное перо.

     Подъехав к месту боя,  вождь увидел, что его люди бегут под натиском

противника.  Он остановил их и тут заметил воина, отставшего от остальных

соплеменников.  Большой Орел поскакал к нему,  одновременно отстреливаясь

от врагов,  посадил человека позади себя и отвез к зарослям густого камы-

ша.

     Вернувшись на поле боя,  вождь повел скиди в атаку. Шайенны бежали и

вернулись на исходные позиции.  Большой Орел направил своего  коня  между

линиями враждующих сторон,  проехав до конца в одну сторону, а затем вер-

нулся обратно. Вождь убил нескольких врагов и засчитал на них ку. Шайенны

надолго запомнили этого воина, не знающего страха и наделенного волшебной

мощью.  Предводитель шайеннов выкрикнул,  что тот,  кто коснется Большого

Орла,  они называли его Большая Пятнистая Лошадь, совершит великий подвиг

и станет верховным вождем всех шайеннов.  (Здесь  следует  пояснить,  что

верховный вождь шайеннов выбирался не единоличным указом, а советом Соро-

ка Четырех вождей и отнюдь не за военные подвиги,  а согласно его высоким

моральным  качествам.  Прим.  авт.) Окрыленные возможностью прославиться,

шайенны, подбадривая друг друга боевым кличем, бросились на врага.

     Надо сказать,  что среди пауни находился один больной человек, кото-

рый уже несколько месяцев был покрыт гноящимися ранами.  Не в силах  под-

няться  и  принять участие в бою,  он сидел в лагере погруженный в мысли,

думая что лучше погибнуть в сражении,  чем быть обузой родным, которым он

доставлял  столько  хлопот  во время перекочевий.  Позвав своих братьев и

дядьев,  он сбросил с плечь накидку,  показывая свои язвы,  и сказал, что

болеет  уже  несколько месяцев,  что целебные снадобья,  которые ему дали

знахари,  очевидно, не помогут и что он решил умереть в бою. Родственники

усадили  его на кожаную накидку,  взялись по краям и вынесли на поле боя,

оставив меж линиями сражающихся в пяти метрах от пауни и в пределах дося-

гаемости пуль и стрел противника.  Но прежде они положили перед ним боль-

шой пучок стрел и самый тугой лук, какой только нашелся в деревне.

     Шайенны, закончив приготовления к атаке,  с боевым кличем мчались на

пауни.  Скиди бросились прочь, оставив больного на произвол судьбы, Боль-

шой  Орел  в это время находился на противоположном конце фланга и не мог

защитить его.  Но больной не растерялся и принялся стрелять из  лука,  да

так быстро, что никому из шайеннов не удавалось засчитать на нем ку.

     В это время из вражеского ряда выехал воин,  одетый иначе,  чем  ос-

тальные.  В  руке  он держал копье с длинным древком,  раскрашенным белой

глиной. Возле железного наконечника был прикреплен небольшой узел, сверху

покрытый шкурой койота (15). Этот воин обратился к соплеменникам с вопро-

сом:  "Не касался ли кто-нибудь больного пауни?" Все единогласно заявили,

что  на  нем уже засчитан ку,  стараясь уберечь Стрелы от опасности.  Они

опасались, что он может потерять святыню. Однако, шайенн поднял копье над

 головой и направился к пауни.  Больной в начале не замечал опасности,  но

соплеменники позади него подняли шум и стали указывать руками туда, отку-

да приближается враг, тогда он развернулся в сторону новой опасности. Ша-

йенн был уже в нескольких шагах и вытянул свое  необычное  копье  вперед,

намереваясь ткнуть врага.  Но, по-видимому, он неправильно рассчитал дис-

танцию,  пауни внезапно приподнялся и схватил копье руками. В этот момент

конь врага развернулся и подал назад к позиции шайеннов, а всадник, кото-

рому момент не позволял дернуть сильнее,  был вынужден выбирать,  либо он

упадет с лошади и будет убит,  либо отпустит копье и спасется.  Он выбрал

последнее.

     Так копье оказалось в руках воина пауни. Он внимательно осмотрел его

и поняв,  что это священный предмет,  повернулся к соплеменникам и закри-

чал,  что завладел необычной вещью и что шайенны сейчас попытаются отбить

копье обратно: "Быстро идите сюда и возьмите его, здесь что-то таинствен-

ное". Пауни ринулись вперед, Большой Орел был впереди всех. Он подъехал к

больному и взял у него копье,  которое тот минуту назад воткнул в  землю.

Утратив  Стрелы,  шайенны  с остервенением кинулись на скиди, рассчитывая

вернуть копье обратно. Но пауни сражались очень мужественно и убили много

врагов.  Кроме того,  Большой Орел атаковал шайеннов с копьем в руке, что

заставило их отступить, поскольку они боялись повредить талисман.

     Вернувшись назад,вождь передал копье одному из своих родственников и

велел отнести в деревню,  а сам продолжал разъезжать под обстрелом шайен-

нов,  находясь меж двумя линиями сражающихся. Один из них выехал вперед и

помчался вдогонку,  держа в вытянутой руке жезл-ку,  стремясь дотронуться

до врага.  Последний,  однако,  внимательно следил за противником и когда

тот отъехал на достаточное расстояние от своих,  резко развернул  коня  и

бросился на шайенна.  Шайенн бежал. Он гнал его до линии противника и ус-

пел три раза огреть плетью. Затем он вернулся к своим воинам полный реши-

мости организовать новую атаку и прогнать врагов прочь от деревни.

     Шайенн, потерпевший неудачу,  решил утаить правду и взамен рассказал

о  том,  что ранил Большую Пятнистую Лошадь в бедро и засчитал на нем ку.

Поэтому,  когда скиди вновь атаковали шайеннов, те отступили, скорее все-

го,  их  основной  задачей  было засчитать ку на Большом Орле.  Так пауни

прогнали врагов прочь и еще очень долго преследовали их,  а затем  верну-

лись назад в деревню.

     Оказавшись дома,  Большой Орел начал рассматривать копье. Он отвязал

связку от древка, обернутого полосками меха выдры, и вскрыл, сняв внешнюю

обертку,  полосу меха,  снятую со спины койота.  Внутри находились четыре

Стрелы, с орлиными опереньями и кремневыми наконечниками. Каждый наконеч-

ник был окрашен определенным цветом: черным, белым, желтым, красным (16).

Было понятно, что шайенны придавали этим Стрелам большое значение и силь-

но горевали об их потере,  по-видимому,  это были священные вещи. В своем

танце Молодой Собаки (разновидность Танца Солнца) пауни устанавливали че-

тыре ошкуренных столба, которые окрашивали в те же цвета, что и находящи-

еся перед ним стрелы. Столб на севере - черным, столб на востоке - белым,

южный - красным и западный - желтым. Поэтому, подумал Большой Орел, Стре-

лы можно использовать в церемониях скиди.

     В этот момент вошел родственник больного пауни,  захватившего копье,

они принадлежали к пауни пита-хаи-и-рат, родственник потребовал копье об-

ратно.  Вождь сказал,  что хочет отдать копье и одну из Стрел.  Пришедший

согласился с этим предложением и забрал ту часть трофея, что предназнача-

лась их семье.  Но какого цвета была та  Стрела,  установить  не  удалось

(17).

     Поскольку Большой Орел являлся Хранителем  связки  Утренний  Звезды,

стрелы которой также были завернуты в шкуру койота, он решил держать зах-

ваченные Стрелы вместе со своими. Позвав жрецов скиди, он развернул связ-

ку Утренней Звезды.  Затем они в юго-западной стороне жилища развели кос-

тер,  смешали Душистую Траву (sweet grass) c жиром бизона и  бросили  эту

смесь  на  горячие угли.  Содержимое связки Утренний Звезды подержали над

ароматным дымом и убрали обратно.  Талисман шайеннов также очистили дымом

и вместе с оберткой из шкуры койота убрали в связку Утренней Звезды.  За-

тем они выкурили трубку и выбили пепел в связку,  которую затем завязали.

Так Стрелы оказались в связке Утренней Звезды. (Г1, Д2)

 

 

 

                         ИЗГОТОВЛЕНИЕ НОВЫХ СТРЕЛ.

 

     Рассказывает шайенн Лосиная Река (Г1):  "В течении последующих 2-4-х

     лет в палатку Священных Стрел было принесе-

но множество подарков,  шайенны обращались к духам (ma i yun') с просьбой

о помощи и защите.  Наконец,  было принято решение сделать Стрелы заново.

Хранитель Стрел имел четырех помощников,  которые вместе с ним заботились

о талисмане .  Одного из них звали Седые Волосы,  его- то и выбрали в ка-

честве  человека,  который должен был срезать новые крепкие побеги кустов

смородины для изготовления древков  (18).  Он  принес  побеги  в  палатку

Стрел, в которой находились подношения и которая к этому моменту была хо-

рошо вычищена,  а пол устлан белой полынью. Началась церемония восстанов-

ления талисмана . Она проводилась с той же тщательностью и заботой, что и

обновление Стрел.  Четыре побега были обрезаны до надлежащей длины (19) и

размещены на ложе из белой полыни.  Медленно и почтительно их отшлифовали

круглыми камнями,  выбрав часть древесины.  Затем  почтительно,  четырьмя

движениями, наметили выемки. Обычные стрелы шайеннов имели три выемки, но

Священные - четыре.  С помощью клея из рыбьих костей  прикрепили оперенье

и раскрасили кровью бизона в красный и черные цвета, для получения черно-

го в кровь добавляли золу свежей травы.

     Изготовление Стрел,  как и при обновлении,  заняло четыре дня. Затем

их,  так же как и при обновлении,  показали мужчинам.  Новые Стрелы  были

сделаны в палатке Массаум (20) и утром пятого дня их вынесли наружу,  об-

несли вокруг палатки, переместили в типи Священных Стрел, где и подвесили

над входом параллельно земле, наконечниками на юг.

     Когда Стрелы заносят на ночь в типи, их берут правой рукой, поднима-

ют  левой  рукой  дверь,  проносят наконечниками вперед и,  проходя через

юго-западную часть палатки,  привязывают к северному шесту треноги, кото-

рая составляет основу каркаса типи. Утром, когда Стрелы нужно вынести на-

ружу, Хранитель встает с постели, берется за связку правой рукой, отвязы-

вает  ее от шеста,  идет по кругу к выходу и выносит связку наконечниками

вперед,  привязывая над входом в том же положении.  Таким образом, Стрелы

всегда переносятся по ходу солнца."

     Махутс вновь вернулись к Народу,  но  многие  люди  чувствовали, что

прежней  счастливой жизни приходит конец.  Шайенн по имен Бык беспокоился

больше всех и как могло быть иначе, ведь его имя теперь навечно связано с

утерей  Священного талисмана.  Быка посетило видение,  в котором ему было

велено провести церемонию Массаум.  Но в племени произошло убийство и те-

перь все обряды откладывались до тех пор, пока не будут обновлены Стрелы.

Тогда Бык заказывает церемонию обновления Махутс. Но несчастья не покину-

ли Народ.  Вновь кровь шайенна пролилась на Стрелы. И вновь Бык преподно-

сит Хранителю и жрецам Стрел дорогие подарки, заказывая новое обновление.

В этот раз он обратился к Всевышнему с мольбой о том, чтобы внутри племе-

ни больше никогда не проливалась кровь. Вместе с заказом второго обновле-

ния было отброшено старое имя шайенна,  воин по имени Бык исчез, появился

новый человек - Черная Ласка. (ПП2; 13)

 

 

 

             ВОЗВРАЩЕНИЕ ОДНОЙ СТРЕЛЫ. ВЕРСИЯ ШАЙЕННОВ

 

     Летом 1835, через 2-5 лет после утери Стрел, небольшая группа шайен-

нов,  во главе с Хранителем Стрел,  отправилась к пауни-скиди на реке Ре-

пабликэн,  они надеялись вернуть свою реликвию. Рассказывает Лосиная Река

(Г1):

     "Отряд состоял из пяти человек, включая Белого Грома с женой, Старую

Кору (другие имена Оперенный Медведь и Лицо Со Шрамами) с женой и Челове-

ка-Куклу.  Шайенны  незаметно  приблизились к деревне пауни и смело вошли

внутрь.  Встретив молодого человека, они стали выяснять, где живет вождь.

Пауни,  обнаружив,  что они принадлежат к другому племени, удивленно пос-

мотрел на них,  затем показал на одно из жилищ и произнес:  "Вождь  живет

здесь."  Шайенны как можно быстрее прошли в жилище вождя и сели.  Оказав-

шись внутри,  они на время почувствовали себя в безопасности.  Хозяин па-

латки удивился приходу незнакомцев,  а затем велел жене предложить гостям

напиться и поесть.  После этого их уже не могли убить.  Они находились  в

палатке Большой Пятнистой Лошади (Большого Орла), вождя, который держал у

себя Стрелы.  Гости знаками объяснили цель своего визита и  вождь  созвал

всех  лидеров,  чтобы  обсудить создавшиеся положение.  Наконец,  он снял

связку,  в которую были завернуты Стрелы и сказал:  "Друзья,  я  дам  вам

только  одну из этих стрел,  можете выбрать любую." Белый Гром взял одну,

поднял ее вверх,  направив наконечник прямо в небо,  после чего опустил и

навел на вождя пауни.  При этом он произнес: "Друзья, сейчас я заключаю с

вами мир,  но если после этого вы сделаете нам  что-нибудь  дурное,  если

пойдете  на нас войной или попробуете угнать наших лошадей,  мы настигнем

вас и всех убьем, в живых не останется никого. Каждый из нас должен сдер-

жать свое обещание." Пауни, которые ничего не поняли из его речи, ответи-

ли: "Лау", - что означало согласие.

     Клятва Белого  Грома  сопровождалось наведением на пауни наконечника

Стрелы,  что с точки зрения шайеннов являлось великим оскорблением и, не-

сомненно, должно было обрушить на них несчастья.

     После этого  Хранитель  сказал  на  языке  жестов,  понятным  пауни:

"Друзья,  теперь я хотел бы,  чтобы вы пошли с нами в наш лагерь. Ни один

шайенн или арапах не тронет вас.  За сиу я ручаться не могу,  но если они

нападут,  я  буду сражаться на вашей стороне." Пауни ответили согласием и

отправились с шайеннами пешком, поскольку Белый Гром обещал им, что в ла-

гере шайеннов они получат много лошадей.

     Наконец, они прибыли на реку Арканзас в огромный  совместный  лагерь

шайеннов и арапахо.  Шайенны дали им много лошадей (по данным Пауэлла, ПП

- сотню).  Один пауни по имени Выдровая Шапка даже остался с шайеннами  и

женился на шайеннке, их сын Большой Ребенок был еще жив в 1908 г, так же,

как и их внук Старый Волчья Морда."

     Так храбрость и решительность Хранителя Белого Грома помогла вернуть

одну из утерянных Стрел, это была красная "бизонья" Стрела.

 

 

 

                  ВОЗВРАЩЕНИЕ ОДНОЙ СТРЕЛЫ. ВЕРСИЯ ПАУНИ.

 

                             Первый вариант.

 

     Среди шайеннов жил молодой пауни,  который женился  на  шайеннке  во

время  одного  из затиший вражды и остался жить с этим племенем.  Шайенны

послали этого юношу в качестве посредника, приглашая скиди в гости и обе-

щая им много лошадей, если они захватят с собой Стрелы. Вожди пауни обсу-

дили приглашение и решили его принять,  но взять с собой только две Стре-

лы, оставив черную - в глазах Большого Орла наиболее ценную - дома. Скиди

отправились к условленному месту встречи, одну Стрелу нес Большой Орел, а

другую некий знахарь. Большинство из них шло пешком, надеясь, что шайенны

выполнят свое обещание и дадут им лошадей.  Подойдя к условленному месту,

пауни дали знать шайеннам,  которые стояли лагерем на реке Саут-Платт не-

далеко от пика Пайк (Гора Вождей).

     Шайенны вначале  попросили  немного времени на подготовку.  А затем,

одевшись,  раскрасившись и подвязав хвосты лошадям,  как на войне, издали

боевой клич и бросились в мнимую атаку. В воздух поднялось большое облако

пыли - шайенны скакали вокруг пауни,  приближаясь все ближе и ближе, пока

некоторые из них не начали засчитывать ку,  возбуждая в других воинствен-

ные чувства.  Знахарь пауни,  стоявший на холме вместе с  Большим  Орлом,

выставил  напоказ  Священную Стрелу,  что вызвало в рядах шайеннов крики,

плач и еще большее возбуждение. Все это продолжалось так долго, что скиди

подумали  о возможности реальной атаки противников,  поэтому Большой Орел

велел своим людям натянуть тетивы луков и приготовить стрелы.

     Среди шайеннов находилась всеми уважаемая женщина-воин,  засчитавшая

на врагах множество ку и имевшая ранг вождя.  Она выехала  вперед,  чтобы

вернуть воинов назад, а затем врезалась в толпу и разогнала разгоряченные

головы кнутом, шайенны словно черные дрозды прыснули в разные стороны.

     Затем они пришли в себя и вспомнили,  что обещали одарить пауни. Ша-

йенны приблизились вновь,  теперь уже как друзья,  пожимая руки.  Те, что

были похрабрее,  спешились и отдали своих лошадей гостям, другие же пере-

дали им палочки, означавшие количество коней, которые они получат в лаге-

ре. Одни пауни получили по шесть, другие по семь, а некоторые - по восемь

палочек.  Затем они отправились в лагерь. Большой Орел предупредил знаха-

ря,  который  нес  Стрелу,  чтобы тот был внимательным и тот положил ее в

свою священную связку. Один из вождей шайеннов, по имени Buk sit' su, на-

иболее дружественный к пауни, подъехал к знахарю и сказал: "Брат, ты про-

делал долгий путь и наверное устал,  давай твою связку, я помогу тебе до-

нести ее до лагеря."

     "Нет, - ответил пауни,  - мне нетрудно ее нести." Вскоре после этого

они подошли к реке и вождь шайеннов сказал: "Брат, нам предстоит перепра-

ва через реку, давай твою связку, я помогу тебе."

      "Спроси у вождя Большого Орла," - ответил знахарь.  Шайенн подъехал

к вождю и произнес:  "Брат, вы шли долго и устали. Пауни мне друзья, поз-

воль мне перенести связку через реку. Я буду рядом с тобой." Большой Орел

спросил мнения других вождей и те ответили: "Если Buk sit' su будет ехать

рядом,  то  пусть несет ее." И Большой Орел велел знахарю передать связку

шайенну, но добавил: "Когда будете переходить реку, следуй за ним."

     Началась переправа,  Buk sit' su незаметно ударил своего пони, чтобы

тот пошел быстрее.  Знахарь пытался остановить его,  но до того,  как тот

добрался до противоположного берега, шайенн уже выбрался из потока. А по-

ка пауни одевал мокассины и леггины,  Buk sit' su уже затерялся  в  толпе

шайеннов.  Увидев, какой оборот приняло дело, знахарь поспешил к Большому

Орлу дабы сообщить,что Стрела оказалась у шайеннов и что ее назад не вер-

нуть.  Эта весть расстроила пауни (21).  Лагерь шайеннов был уже близко и

когда скиди появились там, они получили несколько лошадей, но недостаточ-

но много, по сравнению с тем, что им обещали. Несколько пауни сели на но-

вых лошадей и отправились на поиски Buk sit' su в соседние лагеря  шайен-

нов,  которые отстояли недалеко друг от друга и простирались далеко вверх

по реке.  В каждом из них они спрашивали нужного им шайенна, но везде по-

лучали один ответ,  он уехал в следующий лагерь.  Пауни продолжали поиски

до наступления ночи, а затем бросили эту затею.

     Между тем, в первом лагере гостей приняли хорошо, шайенны приглашали

их в свои палатки и угощали. На следующие утро им дали несколько лошадей,

но одни из них были худыми,  а другие настолько дикими, что ездить на них

было невозможно.  Большой Орел поинтересовался у вождя шайеннов, как быть

с палочками, обозначавшими лошадей, на что ему ответили, что пауни должны

найти тех,  кто дал им эти палочки. Большому Орлу это не понравилось. Ша-

йенны  обманом завладели одной Стрелой,  они не привели лошадей,  которых

обещали и вожди не предпринимают никаких мер. Он решил не отдавать вторую

Стрелу.

     Пауни покинули шайеннов и двинулись к верховьям реки  Арканзас,  где

стояли лагерем арапахо. У арапахо было немного виски и они предложили его

скиди.  После того,  как все напились,  Большой Орел вспомнил,  как плохо

обошлись с ними шайенны,  но арапахо были друзьями шайеннов,  все это так

вывело его из себя, что он ударил верховного вождя арапахо, а пауни Боль-

шой Вождь - ударил другого.

     На следующий день пауни отправились домой.  У них были лошади, но не

так много,  как они надеялись получить. Поэтому Большой Орел послал четы-

рех воинов назад,  угнать их у шайеннов. Когда основной отряд достиг раз-

вилки реки Платт, эти четверо догнали его с огромным табуном лошадей. Од-

ну из этих лошадей пауни- участник того похода - описал Гриннеллу и тот в

1890  г.  передал  его слова шайенну Смирному Коню.  Смирный Конь отлично

помнил эту лошадь,  он назвал ее имя, припомнил украшения, которые висели

на ее шее и рассказал связанные с ней несколько смешных историй. (Г1)

 

                              Второй вариант.

 

     На следующий год после утери Стрел, к скиди прибыла делегация шайен-

нов.  Гости сообщили,  что являются посланниками жрецов и вождей племени,

которые приглашают скиди посетить шайеннов. Еще они просили взять с собой

Стрелы,  что заставило Большого Орла усомниться в искренности гостеприим-

ных чувств своих бывших противников. Шайенны вернулись домой, а пауни так

и не решились присоединиться к ним, опасаясь хитрости.

     Через некоторое время к скиди прибыла новая делегация шайеннов.  Они

настойчиво приглашали Большого Орла в свою страну,  потому что остро нуж-

дались в Стрелах. Им необходимо было провести церемонию, они обещали пау-

ни огромный табун лошадей и давали разрешение присутствовать на самой це-

ремонии.  Большой  Орел созвал вождей,  самых храбрых воинов и передал им

приглашение шайеннов.  Один из присутствующих поднялся и сказал: "Большой

Орел, ты настоящий мужчина и храбрый воин. Все скиди знают это, знают это

и шайенны.  Поэтому,  чтобы они не усомнились в твоей храбрости, прими их

приглашение. Докажи им, что твое сердце не ведает страха и если будет на-

до,  прими бой и умри в их деревне." Подумав,  Большой Орел ответил:  "Ты

хорошо сказал, я так и сделаю. Собери всех самых отважных воинов. Мы отп-

равляемся к шайеннам и вернем Стрелы из  законным  владельцам."  И  скиди

стали готовиться к походу (22).

     Тем временем Большой Орел собрал в своем доме старых жрецов, намере-

ваясь провести церемонию.  Обычно во время ее проведения духам жертвовали

скальп или перо. Но Большой Орел решил пожертвовать красную Стрелу шайен-

нов,  поскольку она все равно будет возвращена в это племя. Черную Стрелу

он решил оставить в связке Утренней Звезды.  Один  из  стариков  протянул

красную  трубку  небесным существам и объявил,  что отныне красная Стрела

возвращается шайеннам и что она не должна принести им счастья. После это-

го черную Стрелу убрали в связку, а красная осталась у Большого Орла.

     Вождь вышел к шайеннам и объявил,  что принимает их приглашение,  на

что они отреагировали радостными возгласами.  В отряде Большого Орла при-

сутствовало достаточно воинов и все они были на лошадях,  но,  тем не ме-

нее,  вождь соблюдал крайнюю осторожность и каждую ночь выставлял стражу,

чтобы не быть застигнутым врасплох.  Однако,  за все время, проведенное в

пути,  шайенны  ни  разу не предприняли попытки захватить Стрелу обманом.

Подъезжая к своему лагерю,  шайенны вырвались вперед и предупредили воен-

ного вождя о приближении пауни. Тот мигом собрал отряд и выехал навстречу

Большому Орлу.  Приблизившись к скиди, шайенны протянули им палочки, сим-

волизирующие лошадей.  Но Большой Орел их тут же отбросил в сторону.  Ша-

йенны спросили,  зачем он это делает. Вождь ответил: "Если вы хотите меня

порадовать, приведите лошадей и вложите нам в руки не палочки, а поводья.

Тогда я действительно поверю в ваши добрые намерения.  А так я  не  знаю,

кто мне дарит лошадь и не вижу коней,  которые могут оказаться совершенно

дикими."

     Шайенны поставили в лагере большое типи и разместили в нем гостей на

отдых.  Но народ жаждал увидеть Стрелы и послушать Большого Орла. Они ок-

ружили  палатку  гостей и потребовали от вождя,  носившего титул Душистой

Магии, чтобы он немедленно собрал общий совет. Когда-то во время сражения

с пауни,  этот вождь объявил, что тот, кто первым коснется Большого Орла,

станет верховным вождем всех шайеннов,  теперь он принимал скиди у себя в

лагере. Вождь Душистой Магии рассказал Большому Орлу, что здесь в селении

находится юноша, совершивший подвиг, теперь он вождь и живет в одиночест-

ве, немного в стороне от лагерного круга.

     Начался большой совет.  Пауни занимали южную сторону палатки,  а ша-

йенны  - северную.  Вождь Душистой Магии и Большой Орел сидели в западном

секторе, а перед ними разместилась связка со Стрелами. Большой Орел поин-

тересовался,  что это за молодой вождь, который якобы ранил его в том бою

копьем и засчитал ку.  Он пообещал рассказать что-то интересное, если ша-

йенны  приведут молодого вождя сюда.  Через некоторое время тот появился,

весь завернутый в накидку так, что были видны только глаза. Он сел впере-

ди ряда воинов и вождь Душистой Магии сказал:  "Вождь,  расскажи нам, как

ты ранил Большого Орла копьем.  Он сейчас среди нас. Большой Орел великий

воин  и  не  будет  нам  лгать." Молодой шайенн поднялся и начал рассказ:

"Когда Большой Орел разъезжал меж линиями пауни и шайеннов я погнался  за

ним, догнал и ударил копьем   ниже пояса, потом я ударил еще раз. Затем я

повернул к своим,  а Большой Орел следовал за мной сзади, это видели все.

И  это  все,  что  я могу рассказать." Теперь шайенны повернулись к вождю

скиди,  ожидая его реакции. Большой Орел поднялся, приблизился к молодому

шайенну и сбросил с него накидку. "Я мужчина, - сказал он, - и когда раз-

говариваю с другим мужчиной,  он не должен прятаться под накидкой подобно

женщине." Затем он обратился к шайеннам на языке жестов,  начав с заявле-

ния, что он мужчина - сжав пальцы в кулак и вытянув указательный, опустив

руку вниз, изображая фаллос. "Все вы, надеюсь, воины и храбрые люди. Отк-

ройте же глаза и посмотрите. Если вы найдете на моем теле шрам - ваш юно-

ша сказал правду, если же нет, значит он солгал вам." Затем он вытащил из

под ремня набедренную повязку, как спереди, так и сзади. Пригласив шайен-

нов подойти, посмотреть и пощупать, он повернулся к ним спиной. Но шайен-

ны уже поняли,  что молодой вождь обманул их,  раздались свист  и  крики.

Большой  Орел  надел набедренную повязку и рассказал,  что юноша действи-

тельно атаковал его,  но так и не смог прикоснуться.  Если бы это  случи-

лось,  он догнал бы его, даже если бы пришлось гнаться до самой линии ша-

йеннов и убил. +

     Шайенны прогнали  молодого  вождя  с совета и разорвали его палатку.

Такой вождь им был не нужен.  Вождь  Душистой  Магии  встал  и  произнес:

"Большой Орел великий вождь и храбрый воин, мы в этом не сомневаемся, так

как на наших воинах он засчитал несколько ку.  Он сражался с нами в  оди-

ночку,  и мы боялись его. Здесь он разговаривал с нами открыто, честно и,

доказывая свою правоту,  не постеснялся обнажиться.  Большой Орел, я дарю

тебе  своего  лучшего  коня." Один за другим шайенны подходили к Большому

Орлу и вручали ему палочки,  которые он, однако, тут же отбрасывал в сто-

рону.  Одни шайенны никак на это не реагировали,  а другие пригнали к па-

латке пони и передали их в руки вождя скиди.

     Наконец предводитель шайеннов произнес: "Большой Орел, настало время

посмотреть Стрелы." Но тот возразил: "Нет, еще не время. Вы обещали много

лошадей,  а  пока я получил лишь несколько лошадей и много палок." Но ша-

йенны настаивали и Большой Орел согласился показать  одну  Стрелу.  Тогда

один  из шайеннов обратился ко всем присутствующим:  "Братья,  отложите в

сторону свои луки, стрелы и ножи. Сейчас мы увидим очень священную вещь."

На что вождь скиди ответил:  "Когда Тирава создал первого мужчину, он дал

ему в руки лук и стрелы, чтобы тот всегда имел их при себе. Я не женщина,

чтобы ты мог мне приказывать отложить оружие. Я воин и всегда держу лук и

стрелы при себе.  Вы хитрые люди,  я в этом уже убедился. Если мы отложим

оружие,  вы убьете нас.  Я покажу вам вашу Стрелу, но если вы нападете на

нас, от моей руки умрет тот вождь, что сидит рядом."

     Шайенны промолчали, они все еще боялись этого человека. Большой Орел

вышел на середину,  развязал связку и, расстелив перед собой накидку, вы-

ложил  красную Стрелу.  Затем он повернулся и пошел на свое место.  В это

время из толпы выскочил совершенно голый юноша, схватил Стрелу и скрылся.

Все случилось так быстро, что скиди даже не успели ничего понять.

     Большой Орел был в гневе.  Он заявил,  что шайенны не получат другую

Стрелу, потому что они обманщики. Шайенны сделали вид, что направили вдо-

гонку похитителю людей,  но на самом деле они даже и не пытались его най-

ти.

     Все еще надеясь получить еще одну Стрелу,  шайенны  принесли  виски,

захваченное у переселенцев.  Большой Орел не отказался выпить, так же как

и его сосед, вождь шайеннов. Но затем он стал обзывать шайеннов трусами и

женщинами,  набросился на вождя и избил его.  Шайенны пытались остановить

его,  но воины скиди находились рядом и были готовы защитить своего пред-

водителя.  Пауни думали, что ночью не миновать сражения, но все было тихо

и спокойно.

     На следующий  день  вождь  шайеннов пригласил Большого Орла в гости.

Другие шайенны,  в свою очередь,  пригласили храбрых скиди. Во время пира

вождь шайеннов сказал: "Брат мой, Большой Орел, я рад, что синяки на моем

теле получены от руки великого вождя.  Шайенны никогда не попрекнут  меня

этим, они знают, что вы за люди."

     Большой Орел снова заявил, что не собирается уступать вторую Стрелу,

что  он должен получить лошадей и вернуться домой.  Шайенны выполнили его

требование и скиди отправились в обратный путь.  Но несколько его  воинов

отстали и угнали у шайеннов множество лошадей.

     Черная Стрела шайеннов до сих пор находится в связке Утренней  Звез-

ды. Посмотреть на нее можно только весной, когда слышны первые звуки гро-

ма. Теперь она хранится у дочери Большого Орла, Белой Звезды. (Д2)

 

 

                          ВОЗВРАЩЕНИЕ ВТОРОЙ СТРЕЛЫ.

 

     По поводу возвращения второй Стрелы, которое произошло приблизитель-

но в 1837 г, существует несколько версий. По одной из них, шайенны захва-

тили ее в деревне пауни пит-а-хау-и-рат,  по другой, это сделали сиу-брю-

же, иначе, Обожженые Бедра и вернули ее шайеннам.В третьем варианте пауни

подарили Стрелу арикара,  которые продали ее сиу или шайеннам. Возвращен-

ная Стрела была в очень плохом состоянии,  покрыта бизоньим жиром,  перья

чрезвычайно потрепаны, как будто с ней играли дети.

     Вот что на этот счет рассказывают пауни (Д2).  Через два года  после

захвата Стрел у шайеннов,   когда мужчины скиди были на охоте, на деревню

напали шайенны (23).  В этой же деревне находился и тот больной,  который

захватил  талисман  и  которому Большой Орел выделил одну из Стрел.  Он с

каждым днем чувствовал себя все хуже и хуже, поэтому родственники остава-

лись с ним в деревне.  Когда напали шайенны, жители деревни бежали в лес,

оставив больного одного в жилище. Шайенны его обнаружили и убили. Хозяева

Стрелы  не  прятали ее внутрь связки Утренней Звезды,  она лежала сверху.

Поэтому шайенны без труда нашли ее и забрали с собой.  Вернувшиеся  пауни

обнаружили убитого и пропажу Стрелы. Они расстроились, Стрела вернулась к

шайеннам,  но с другой стороны их священная связка оказалась нетронутой и

это радовало.  Согнав лошадей и собрав скарб,  они отправились в том нап-

равлении, куда ушли их охотники.

 

 

                                                       ***

 

     После возвращения двух Стрел,  две новые были принесены в жертву Ма-

хео.  Их завернули в узел с дарами,  после чего Хранитель и жрецы отнесли

их на Священную гору в Черных Холмах и положили в расщелину.  Всякий раз,

когда  шайенны проходили мимо этого места,  кто-нибудь поднимался посмот-

реть на Стрелы.  Долгое время они оставались на месте, но через несколько

лет исчезли. Как и когда исчезли Стрелы, узнать было невозможно (Г1).

     Теперь в связке Священных Стрел вместе с двумя,  сделанными  заново,

лежали и две старые Стрелы.  Но многие шайенны считали, что хотя духовная

сила Стрел и восстановлена,  на племени по- прежнему лежит пятно  позора,

поскольку  половина  талисмана Сладкой Магии все еще находится в руках их

заклятых врагов. Они неоднократно пытались вернуть Стрелы. В 1866 г. Чер-

ный Котел и Быстрая Голова при посредничестве Эдварда У.  Уинкупа обещали

пауни заключить с ними мир и подарить сотню  отличных  лошадей,  если  те

вернут им захваченные Стрелы.  Но скиди отвергли это предложение. В тече-

ние всего десятилетия 1890-х около 300 шайеннов посетили  пауни  с  целью

вернуть  Стрелы.  В  основном это были Солдаты Собаки во главе с Летающим

Ястребом.  Пауни устраивали для них пляску,  подарили им  много  лошадей,

одеял,  ситца, продуктов, но Стрелы не вернули. Даже сегодня среди шайен-

нов можно найти тех, кто надеется вернуть старые Стрелы. Но позицию пауни

еще в 1860 г.  высказал один старик скиди: "Отныне эти стрелы принадлежат

пауни навсегда." (ПП)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz