БЕРЕГА МИССУРИ

 

                                                    Часть  4.

 

 

 

 

КРИ

 

 

 

 

“Племя Кри происходит от народа Чиппева, о чём свидетельствует схожесть их языков. Сами они называют себя Наи-ах-йах-ог, что в переводе с их языка означает “говорящие на одном языке”. Ассинибойны называют их Шай-е-йа, Сиу называют их Шай-еа-ла. Остальные окрестные народы, Вороны, Черноногие и Большебрюхие зовут их почти так же, лишь с небольшой разницей в произношении - Шай-е-йа. Это слово означает приблизительно то же самое, что Наи-ах-йах-ог на языке Кри.” (Denig. “Five Indian Tribes of the Upper Missouri”)

 

Здесь Дениг допускает очевидную неточность, так как племена языковой группы Сиу, называя Кри словом “шайела”, имели в виду “говорящих на чужом языке”, в то время как самоназвание Кри - “говорящие на одном языке”, а это далеко не одно и то же. Помимо этого, нельзя не отметить, что каждый из говоривших на чужих языках народов имел своё более точное обозначение, так как все племена сильно отличались друг от друга повадками и местами обитания. Так, например, в словаре Ригса указано, что Дакоты называли индейцев Кри словом “мастинча”, перевод которого остаётся неизвестен. В книге “Blood People” подчёркивается, что Черноногие называли восточную ветвь племени Кри Людьми С Нижнего Течения Реки  и т. д.

 

Принц Максимильян писал: “Кри мало отличаются внешне от Ассинибойнов; они сильны и крепки на вид, с прямыми волосами, ниспадающими на плечи, и ровно остриженной над глазами чёлкой. У одного мужчины мы видели такую длинную чёлку, что она достигала его губы. Некоторые стягивают свои волосы в несколько хвостов. Многие индейцы носят кожаные шапочки, утыканные перьями, а у одного мы видели целый хвост тетерева. Свои лица Кри раскрашивали в красный цвет или чёрными полосками. Одежда подобна костюмам Ассинибойнов. Некоторые из них носят длинные волчьи шкуры на плечах, голова убитого животного покоится на груди воина, а хвост зверя волочится сзади по земле. Их штанины обрамляются длинной бахромой. Говорят, мужчины Кри часто делают татуировку.

 

Кри живут на той же территории, что и Ассинибойны, то есть между реками Саскачеван, Ассинибойн и Миссури. Они бродят небольшими отрядами весьма бедны, имеют множество собак, которые перевозят их поклажу, но очень мало лошадей. Как и Ассинибойны, они живут в кожаных палатках, следуют за стадами бизонов...” Одним словом, перед нами классический облик равнинного индейца.

 

В прошлом они занимали гораздо более северные районы, чем их нынешнее местоположение. Они жили вдоль Больших Медвежьих Озёр, Дождливого и Невольничьего озёр, растягивая поселения почти до Гудзонова Залива, но никогда не жили на его берегах. Чиппевы в то время обитали ближе к Верхнему и Лесному озёрам, иногда обосновывались даже гораздо южнее - на озере Мичиган и в Собачьей Прерии.

 

Ничего не известно о времени, когда Кри и Чиппевы разделились на самостоятельные группы. Вероятно, это случилось слишком давно и произошло из-за кровной вражды, что часто бывает у народов с примитивной формой правления. Может быть, часть племени перебралась на север, привлечённая более богатыми охотничьими угодьями. Но что бы ни лежало в основе их раскола, сегодня об этом не помнит никто. Да и какой толк от столь глубокого знания истории? Ни дичи, ни крова от этого не прибавлялось.

 

Туземец всегда помнил только свою собственную жизнь, и только её детали, наполнявшие память с младенчества, были важны по-настоящему. Когда ребёнка кормили, несли купаться, держали на руках, подвешивали на его люльку связки амулетов, прокалывали уши - всё это передавалось ему руками, держащими его, голосами, звучащими вокруг. Когда ребёнка несли по деревне или перевозили на новое место стоянки - это было огромным событием для него. Когда он делал первые самостоятельные шаги босыми ногами, а затем бродил по проторенным тропинкам уже в мягкой кой обувке - это складывало его память. Когда возводилась новая палатка, когда разделывался труп убитого врага, когда на это реагировали окружающие, когда происходило что-либо, посылавшее сигналы в мозг ребёнку, он запоминал это. Но по мере взросления все эти события становились всё более и более привычными. Переезд племени с места на место перествал удивлять, шумные пляски вокруг костра приобрели характер определённого знака, на который психика отвечала наработанным рефлексом. Из ряда выходящие события происходили раз или два за всю жизнь. Так кто же мог помнить что-либо о жизни дедов и тем более прадедов. Индейцы не знали книг, знания не хранились на многоярусных полках. Их историю стали складывать белые пришельцы.

 

После долгих кровавых войн с северными народами Кри пришлось отступить немного на юг. К 1760 году они обосновались на берегах рек Саскачеван и Красная и в окрестностях озера Виннипег. К ним присоединились Ассинибойны, однако к 1800 году большинство Ассинибойнов переселилось на реки Миссури и Жёлтый Камень. Впрочем, и по сегодняшний день на британской территории вместе с Кри стоят 200-250 палаток Ассинибойнов. “Теперь среди Ассинибойнов живёт так много Оджибвеев и Кри, что почти ве они понимают язык Оджибвеев, хотя сами говорят на совсем другом диалекте” (Narrative of the Captivity... of John Тanner). Равнинные Кри были одной из ветвей многочисленных лесных Кри, живших между Верхним Озером и Гудзоновым Заливом. Обеспечив себя к 1690 году английскими ружьями через Компанию Гудзонова Залива, Кри принялись снабжать огнестрельным оружием Ассинибойнов. В результате этого оба племени получили возможность активно продвигаться на запад и обосновались на равнинах. Ла Верендри рассказывал о “Прерийных Кри” в 1730 году, и это - первое упоминание о Кри, встретившихся на равнинах к югу от реки Саскачеван. Кри и Ассинибойны продолжали двигаться на запад и юг и, несмотря на враждебное отношение к ним Титонов и Черноногих, они добрались до долины реки Миссури к 1800 году.

 

“С восточной стороны от Кри обитают Чиппевы, с южной и юго-восточной - Титоны, с юго-западной - Ассинибойны, с западной и северо-западной - Черноногие и прерийные Большебрюхие. С Ассинибойнами и Чиппевами Кри долгие годы поддерживают мирные отношения, но с остальными упомянутыми племенами вели непрекращающиеся войны. В момент первого упоминания миссионерами об индейцах Кри это племя уже находилось в военном противостоянии с Титонами. За вторжением Кри в зону равнин последовала война против Черноногих, которая завершилась только с исчезновением бизонов. Последнее крупномасштабное сражение Кри и Черноногих произошло близ современного Летбриджа  в провинции Алберта в 1870 году. В этом бою Черноногие сильно потрепали Кри, убив более двухсот воинов” (Ewers “The Blackfeet”).

 

“До эпидемии оспы в 1776-77 годах Кри насчитывали примерно 800 палаток, половина их жителей скончалась от оспы. С тех пор население медленно прибавлялось в основном за счёт тех групп, которые оказались в стороне от эпидемии. На 1855 год общее их число - 1000-1100 палаток, что составляет (если в каждой не менее 4-х человек) от четырёх до пяти тысяч человек. Все они, как и остальные племена северо-западных земель, поделены на кланы, каждый из которых занимает свою территорию, пригодную для охоты. Имена общин и их численность приводятся ниже:

 

Чо Каб, то есть Открытые Глаза. Название происходит от имени вождя. В общине 100 палаток. Проживают они по соседству с озером Lac Qu`Appelle. Они делают палатки из кожи, занимаются охотой и продают шкуры в торговых постах Компании Гудзонова Залива.” (Denig “Five Indian Tribes of the Upper Missouri”)

 

Похоже, что здесь Дениг имеет в виду группу Катепоии-виинук (община с Говорящей Реки). Позже эти индейцы назывались по имени других вождей - группой Громкого Голоса и группой Лисы. В 1913 году Кри сообщили Скиннеру, что эта община была наиболее важной среди равнинных Кри (Allanson Skinner “Political Organisation, Cults and Ceremonies of the Plains-Ojibway and Plains-Cree Indians”). Остатки этой группы теперь проживают в резервации Изогнутого Озера в провинции Саскачеван. Но вернёмся к Денигу:

 

“Пайе Сие Кан, то есть Раздетые. У них от сорока до пятидесяти палаток. Они кочуют и охотятся неподалёку от Горы Сухого Дерева. Их палатки покрыты шкурами. Индейцы торгуют там же, где и предыдущая группа.

 

Пис Ча Кау А Кис, то есть Сороки. Насчитывают 30-40 палаток. Стоят возле Горы Сухого Дерева, живут в деревянных хижинах, покрытых землёй. Выращивают значительное количество кукурузы и картофеля, охотятся на бизонов в зимнее время. Получают товары в английских постах.

 

Кии Ас Ку Сис, то есть Маленькие Чайки. Живут возле четвёртого озера за Говорящей Рекой. Их палатки сделаны из шкур. Община была многочисленна, но население заметно сократилось в результате войн против Черноногих. Эта община находилась ближе остальных к могущественным и воинственным врагам. Сегодня они насчитывают не более сорока семей.

 

1. Вик Ю Вам Кам Мус Най Ка Тах, Раскрашенная Палатка.

 

2. Мус Куой Кан Ке Нут, Пускающий Стрелы В Медведя.

 

3. Ах Пис Те Кай Хе, Маленький Орёл.

 

4. Мус Куой Кау Е Пах Виит, Стоящий Медведь.

 

Указанные имена принадлежат вождям, возглавлявшим маленькие группы. Все они обитают поблизости друг от друга неподалёку от Прерийного Форта (Fort de Prarie) и торгуют в этом же форте. Все эти группы насчитывают всего 130-140 палаток, сделанных из кожи.

 

Община Ма Тай Тай Ке Ок, то есть Несколько Орлов. Вождь, носящий это имя, известен среди купцов также под кличкой Le Sonnant. В общине около 300 палаток. Индейцы путешествуют по территории вдоль Лесных Гор (Woody Mountains), иногда торгуют на Миссури, но чаще в пунктах Компании Гудзонова Залива.

 

Община Ше Мау Кау, то есть Копьё. Они охотятся в Остроконечных Горах (Prickly Pear Mountains), иногда появляются на берегах Миссури, чтобы продать шкуры. Но чаще предпочитают вести торговлю с английскими купцами в своей стране. Сегодня это одно из самых крупных подразделений племени - 350 кожаных палаток, в которых живёт много мужчин.

 

Ещё несколько мелких групп встречаются зимой на западе Лесных Гор. Обычно их возглавляют такие уважаемые воины как Красная Лиса, Железный Ребёнок, Мус Ке Ган и другие. Эти индейцы торгуют на Миссури в основном бизоньими шкурами, а более ценную пушнину, а также волчий мех и сушёное мясо привозят купцам Гудзонова Залива, которые больше платят за такой товар. 

 

Помимо упомянутых групп, существует около двухсот палаток, которые не организованы ни в какие отряды, а живут порознь вдоль берегов Lac de l`Isle Croix, где они занимаются охотой на оленей и болотных лосей и рыболовством. Они строят палатки из шкур в летнее время, а на зиму устраивают для себя жилища из коры. Иногда можно наткнуться сразу на несколько таких зимних домиков в одном месте. Эти Кри считаются наибеднейшими.

 

Из всего, что известно о Кри, ясно, что этим народом никогда не правил ни один великий вождь. Они чаще других разбивались на мелкие отряды и жили стойбищами по двадцать или тридцать палаток, где собирались ближайшие родственники. Это, видимо, и есть причина, по которой они так и не научились жить совместно с крупными деревнями других племён.” (Denig “Five Indian Tribes of the Upper Missouri”)

 

Некоторое время Кри получали европейские товары через посредство других индейцев, но монополия идейских посредников в конце концов рухнула усилиями двух французов, Радисона и Гроселье, однако выгоду от этого получили англичане (точнее, губернатор и компания английских предпринимателей, торгующая в Гудзоновом Заливе). В 1668 году, то есть за два года до того, как Компания Гудзонова Залива получила привилегии от короны, Гросселье приплыл в самую южную часть Гудзонова залива, чтобы основать в заливе Джеймс форт Чарлз. Другие фактории и форты были вскоре построены на южных берегах Гудзонова залива для торговли с Кри.

 

Так что первые европейцы, которых повстречали Кри, были английские купцы, жаждавшие начать торговлю с дикарями. Они заключили договор. Белые люди намечали возвести торговые посты по всей земле Кри. Индейцы получили плату за то, что позволили установить несколько укреплений на своей территории. До сих пор англичане выплачивают за это деньги и будут платить их до тех пор, пока существует Компания Гудзонова Залива. Появление постов Компании Гудзонова Залива в 1670 году открыло торговлю Кри с англичанами. Эти фактории и форты работали круглый год. Весь штат состоял из управляющего и двух-трёх наёмных рабочих, завербованных на Британских островах. Один раз в году судно из Англии доставляло им всё необходимое. За полтора столетия Кри основательно привыкли торговать с англичанами прежде, чем Американская Пушная Компания построила форт Юнион в устье Жёлтого Камня на Миссури и стала переманивать Кри. Художник Джордж Кэтлин утверждал, что приходившие в 1832 году в форт Юнион Кри насчитывали не менее трёх тысяч человек. Разумеется, что соседствование близ форта с враждебными племенами редко обходилось без неприятностей.

 

“Прошло лишь несколько недель с момента прибытия к форту Юнион отряда Книстеню с севера. Они намеревались заняться бартером. В то время возле стен крепости уже стояли палатки Черноногих, их закоренелых врагов, тоже приехавших ради товарообмена. Племена расположились с противоположных сторон форта и провели так несколько недель, ничем не омрачая своего пребывания. Впрочем, иначе не могло быть, ведь согласно правилам форта, оружие приехавших индейцев обязательно отбиралось, и МакКензи запирал его на замок, чтобы избежать возможных недоразумений между враждебными дикарями.

 

Книстеню завершили свою торговлю и бродили без дела вокруг форта до тех пор, пока индейцам и белым в равной степени не наскучило общество друг друга. Аборигены стали собираться в дорогу, упаковали вещи, получили от МакКензи своё оружие и отправились в путь. Покуда Книстеню удалялись от форта, один из них каким-то образом незаметно пробрался назад и направил своё ружьё на кого-то из вождей Черноногих, беседовавшего с МакКензи. Он успел хорошо прицелиться и выстрелил дважды. Пули попали прямо в грудь! Черноногий свалился и стал кататься по земле в агонии. Его люди, находившиеся в крепости, похватали своё оружие, толпой выбежали из форта и погнались за убийцей. Племя Книстеню поспешно уходило к горам. Французы, разгневанные столь подлым и трусливым поведением Книстеню, тоже взялись за оружие и помчались следом за скрывшимися дикарями. Я поспешил в мою комнату на одном из бастионов и стал жадно всматриваться в даль, чтобы получше разглядеть происходящее. Прозвучало много выстрелов с обеих сторон. Битва продолжалась в течение почти часа. Но враги находились на большом расстоянии друг от друга и практически не причиняли никому вреда. Книстеню отступили за горы, потеряв одного человека убитым и нескольких ранеными.” (Catlin “Notes and Letters”). Этот частный случай мог бы дать некоторое представление о поведении Кри и объяснил бы некоторым образом, почему многие относились к этому племени с предубеждением, если бы остальные индейцы не вели себя подобным же образом.

 

Примерно около 1700 года англичане начали развивать торговлю с Чиппевами, и Кри от случая к случаю выступали в роли посредников. Однако те же Кри частенько совершали разбойные нападения на Чиппевов, когда те везли сбывать свои меха. В 1717 году компания построила деревянный форт вблизи устья реки Чёрчиль для того, чтобы Чиппевы могли привозить туда меха, не опасаясь грабежей со стороны Кри. В течение почти ста лет после своего основания Компания Гудзонова Залива проводила политику привлечения индейцев, живших во внутренних районах, в прибрежные форты для сбыта мехов. Но в последнюю четверть XVIII века она была вынуждена открыть торговые посты и во внутренних районах. Это было сделано во избежание конкуренции монреальских “корабейников”, предприимчивых французских и шотландских канадцев, которые проникали внутрь страны на лодках и забирали в свои руки торговлю с Кри и Чиппевами.

 

Кри, жившие к югу и к западу от низменности вдоль Гудзонова залива, особо пострадали от столкновения “свободных торговцев” с Компанией Гудзонова Залива. Интенсивная конкуренция между этими соперниками привела к спаиванию ромом этих групп Кри, а в некоторых районах - к полному истреблению бобров.  

 

Кри ревностно оберегали свои связи с белыми купцами и всячески старались оградить своих врагов от контакта с белыми людьми, чтобы лишить их возможности получать ружья. Кри прилагали все усилия, чтобы рассеивать врагов в зимнее время, разделять их на крохотные группы, состоящие из нескольких семей, и расстреливать их из ружей, как настоящую дичь. Такой вид военных действий оказался для Кри весьма успешным: они смогли захватить новые земли, богатые бобром, и большие запасы уже выделанных шкур, пригодные для обмена на европейские товары в торговых постах белых людей, особенно на столь желанное огнестрельное оружие. Помимо прочего, Кри брали в плен женщин и детей, что увеличивало численность их племени.

 

Во времена МакКензи (1789-1793) эта война была почти завершена, и Кри даже отступили из района верхнего течения реки Чёрчиль, и эти земли перестали быть местом встречи странствующих Кри, часть из которых имела привычку регулярно собираться там, приходя с Бобровой Реки, которую они изучили вдоль и поперёк за годы войны и во время охотничьих походов. Вот что МакКензи рассказывал о продвижении Кри вглубь континента в бытность пушной торговли: “Весенние дни были полны радостных встреч, и дикари занимали себя пиршествами, плясками и прочим времяпровождением, прерываясь иногда для жертвоприношений и религиозных отправлений... Но время веселья никогда не длилось много. Наступал момент приготовлений для путешествия к реке Чёрчиль, чтобы заняться обменом пушнины на европейские товары, ставшими для них предметами необходимости. Быстротечность сезона и продолжительность пути требовали быстрого выступления наиболее активных мужчин, самых молодых женщин и лишь некоторых детей. Ими руководили несколько вождей... Возле фактории Чёрчиль индейцы оставались не дольше, чем им требовалось для удовлетворения своих торговых потребностей. После завершения бартера они позволяли себе задержаться на день или два, чтобы ублажить себя спиртными напитками. В то же время часть спиртного бережно упаковывалась, приготовленная для соплеменников и для того, чтобы весело отметить успешное возвращение.”

 

МакКензи рассказывал и о том, какие страхи Кри внушали племенам, не владевшим огнестрельным оружием. Путешествуя по Реке МакКензи через страну Атабасков в 1789 году, он как-то приметил высокую гору и взобрался на неё, подстёгиваемый любопытством. Оказавшись на вершине, он “очень удивился, обнаружив там целое поселение. Индейцы сообщили мне, что у племён, не имеющих ружей, вошло в привычку селиться на возвышенных местах, что делало их менее доступными для врагов, особенно для Книстеню (Кри), которых они постоянно опасались.”

 

Едва к племени Кри примкнули Ассинибойны, образовался мощный военный союз. Полностью исчерпав ресурсы бобров на родных землях, Кри-Ассинибойны направили свои стопы в неизведанные районы, причём Ассинибойны продвигались в основном по южной части фронта, а Кри - по северной. Так в конце семнадцатого и самом начале восемнадцатого веков союзники вторглись в зону Красной Реки и Озера Виннепег, после чего двинулись на запад вдоль рек Ассинибойн и Саскачеван. В ту пору коренными жителями северо-восточных прерий были пешие племена, не знавшие огнестрельного оружия, например, Шайены. Они были изгнаны со своих родных мест мощными и хорошо воружёнными отрядами враждебно настроенных Кри, которые стали без всякой жалости принялись эксплуатировать захваченные земли так же, как они делали это на прежней своей территории. Согнанные аборигены пошли дальше на запад и на юг. Захватчики Кри-Ассинибойны не последовали за ними, поскольку более удалённые земли были значительно беднее в смысле интересовавших бобров. В этой связи Кри и Ассинибойны продолжали идти на запад, держась севернее настоящих равнин и оккупируя целый пояс между равнинами и северными лесами до самых Скалистых Гор.

 

Позже они развязали войну против Черноногих, о чём ясно говорил Генри в 1809 году: “Кри всегда проявляли агрессию по отношению к Черноногим...”

 

Сегодня племя Кри являет собой наиболее яркий пример того, как лесной народ чуть ли не в одночасье превратился в равнинную нацию. До переселения на равнины они были типичными представителями культуры северных Алгонкинов. Впервые они упоминаются в “Реляции Иезуитов” за 1640 год. А в начале 1770 годов они уже приступили к степной бизоньей охоте, хотя лошадьми ещё не обзавелись. За одно поколение Кри полностью сменили свой уклад, их обычаи и нравы утеряли всякое сходство с традицией лесных Кри.

 

Но обратим теперь наше внимание на родовые группы. Каждая из упомянутых ранее общин имела своего вождя. Единого вождя для всей нации не существовало. Группы жили в разных местах, у каждой свои выработались особые правила охоты, торговли и перекочёвки. Каждый отряд самостоятелен в смысле домостроя. Но всё же случалось, что Кри собирались огромным числом, и тогда присутствовали почти все группы, входившие в единую нацию. В первую очередь это происходило, когда намечались крупномасштабные военные походы.

 

“Если бы такая сходка произошла сейчас, то вне всякого сомнения вождь Копьё занял бы место главы совета, так как он обладал могуществом шамана и славой великого воина. Он часто водил воинов в походы и возвращался с победой, что всегда вдохновляло людей. Сегодня ему исполнилось шестьдесят лет. Он управляет своей общиной мудро и до сих пор водит военные отряды, хотя в таком возрасте вожди обычно передают это право молодому человеку. Он также зарекомендовал себя в лучшем свете, заключив в разные времена несколько мирных соглашений с общинами Черноногих, хотя ни одно из них не продолжалось достаточно долго, что, впрочем, относится ко всем межплеменным договорам.

 

Открытые Глаза (Чо Каб) - тоже вождь, пользующийся известностью среди Кри, хотя он и не столь прославленный воин, как Копьё. Зато он особенно хорошо проявил себя в делах торговли, перекочёвок и охоты. Его община, живя большую часть времени близ Говорящей Реки, часто подвергается нападениям врагов. И всё же его первейшей обязанностью было бдить за благосостоянием племени, за правильностью ведения охоты, а также - быть во главе, когда племя отправляется торговать, дабы самым выгодным образом заключить сделку.

 

Третьим по авторитету является Le Sonnant. Он был величайшим воином Кри, но и ужасным тираном. Поддерживаемый многочисленной роднёй, а также благодаря заработанной славе шамана, он поставил себя в положение человека, которого опасались очень многие соплеменники и последователи. Даже сегодня, будучи очень старым, он принимает участие в советах, и к нему прислушиваются. Его обязательно пригласят на встречу, если разговор зайдёт о продаже племенной земли. Он надёжный друг англичан и бдительно следит за всеми отношениями с американцами, пытается отгородить своё племя от торговых сделок на Миссури и сам никогда не появляется там для торговли, разве что для попрошайничества. Его боевые дни давно ушли в прошлое, но он пользуется заслуженным авторитетом советника.” (Denig). Принц Максимильян встретил “выдающегося шамана Махсет-Куйнаб (Le Sonnant)” осенью 1833 года.

 

Среди Кри очень много воинов и боевых вожаков, отличившихся в сражениях. Наиболее значительное положение из них занимает Красная Лиса (Ма Кай Ах Шис), он пользуется большим уважением. Железный Ребёнок, Красивая Нога, Глаза На Каждой Стороне - это всё племенные солдаты-полицейские и младшие вожди, которым позволено водить отряды в поход в отсутствие воинов более высокого ранга. Последний из упомянутых был членом делегации индейцев в Вашингтон (в числе Ассинибойнов и других туземцев, которых пригласили по указанию президента Джексона). Похоже, что президент хотел произвести сильное впечатление на дикарей, показать, насколько далеко простирается власть правительства, как оно может вознаграждать дружественные народы и наказывать враждебные. Проведя с индейцами переговоры, президент отправил их обратно, наградив почётными подарками. Кри по имени Глаза На Каждой Стороне помнил о печальной судьбе Ассинибойна по имени Свет, которому никто из соплеменников не поверил, поэтому Глаза На Каждой Стороне принялся плести всяческую чепуху об американцах, дабы угодить сородичам, утверждая, что американцы представляли собой жалкую горстку людей, не достойных уважения. Этот индеец сумел оставить о себе добрую память среди сородичей, считался очень разумным, но белые купцы презирали его. Джордж Кэтлин нарисовал портрет этого индейца, обозначив его под именем Сломанная Рука (как он был больше известен среди белых). Кэтлин встретил его в 1831 году в Сент Луисе, когда дикарь направлялся в Вашингтон в той же делегации что и Свет. Максимильян видел индейца в форте Юнион через год после его возвращения из столицы. Абориген “носил на шее медаль с изображением президента.” В книге Твэйта “Early Western Travels” говорится, что Ларпентер торговал шкурами в стойбище Сломанной Руки - известного вождя Кри, посетившего Вашингтон.” Дэниг был невысокого мнения о Глазах На Каждой Стороне, что вполне может основываются на том, что на этот дикарь не осмелился быть честным, а Свет (Ассинибойн) не оставался верен истине, что привело его к гибели от руки соплеменника. Не следует забывать и о том, что Свет доводился братом жене Дэнига, и это не могло не отразиться на его отношении к произошедшим событиям. (Ewers “When the Light Shone in Washington”)

 

Дениг настаивает на том, что вскоре после того, как Кри обосновались в известных нам местах, среди них началась в 1776-77 годах эпидемия оспы. Об этой эпидемии, унесшей жизни 1200 человек, до сих пор помнят некоторые старики. Число палаток сократилось с 800 до 400, да и эти были не очень густо заселены. (Five Indian Tribes). Однако сведения Денига, касающиеся давних событий, отличаются неточностью. Эпидемия оспы, прокатившаяся по племенам равнинных Кри, была в 1781-82 годах. Оспа пришла от белых людей к Сиу и Чиппевам, затем перебросилась на племена, жившие на более западных участках равнин. (David Tompson`s “Narrative of his Explorations in Western America, 1784-1812”)

 

Сегодня неподалёку от устья реки Ассинибойн можно увидеть курган высотой почти в двадцать футов, где захоронен чуть ли не весь лагерь из 230 палаток, жители которого скончались от упомянутой заразы. Аборигены с ужасом смотрят на этот курган. 19 августа 1822 года Александр Генри видел множество захоронений в устье реки Ассинибойн и отметил, что “это место служило прибежищем многим индейцам в 1784-1812 годах, а эпидемия оказалась столь опустошающей, что многие сотни мужчин, женщин и детей так и остались там.” (New Light)  Крис Викерс из Балдура сообщил издателю, что сейчас это место находится в сердце города Виннепег. Северный берег реки, где было обнаружено индейское кладбище, гораздо выше южного берега и поэтому кажется похожим на курган.

 

Курганы не перестают притягивать к себе внимание учёного люда, задавая тысячи загадок, многие из которых так и остались неразгаданными. Принято считать, что часть курганов на территории Кри была насыпана после эпидемии оспы 1776 года, то есть относительно недавно. “Под слоем земли лежат сотни человеческих останков. Кое-кто высказывает мнение, что каждый из могильных холмов состоит из отдельных захоронений, устроивавшихся поблизости друг от друга, а  затем уже и поверх друг друга, в результате чего образовались большие курганы. До сих пор живы люди, участвовавшие в том строительстве, хороня своих друзей и родственников.” (Denig “Five Indian Tribes of the Upper Missouri”)

 

Дениг говорил о людях второй половины 19-го века, поэтому, естественно, не имел в виду курганы более древних времён, которые, вероятнее всего, послужили примерами подобных могильников, корни которых уходят в “Аденовскую” культуру. Название Аденовской культуры пришло от местечка Адена близ Чиллокота в штате Охайо. Курганные захоронения являются сердцем этой культуры, хотя в большом количестве встречаются также в штатах Кентакки, Теннесси и Вирджиния.

 

Курганы возводились аккуратно, очень симметрично, их содержимое указывает на то, что люди с огромным вниманием относились к церемониям захоронения. Более мелкие курганы показывают, что культ таких захоронений начался с помещения умершего в крохотный домик, который потом присыпался землёй. На более поздних этапах культа прослеживается сооружение мавзолея  в центре кургана, где хоронились вожди или короли. Там оставлялись глиняные кремационные платформы и урны. Вдоль Kanawha River находится около пятидесяти курганов и дюжина строений, похожих на крепости с земляными стенами; площадь некоторых достигает тридцати акров.

 

В одном из курганов обнаружен скелет человека, череп которого украшен остатками медного головного убора. Земля на добрых шестнадцать футов вокруг покойника обложена корой вяза и усыпана белым пеплом. Второй слой коры покрывал само тело. Вокруг вождя были уложены (ногами к центру) тела мужчин. Они были полностью обёрнуты в кору вяза. Те, что лежали с восточной стороны, держали в руках каменные наконечники копий, те, что с северной стороны - каменные наконечники дротиков и речные раковины. Пять скелетов с западной стороны ничего не имели при себе. Самый крупный наконечник был уложен возле вождя, то есть в центре круга. В другом кургане тело вождя лежало в деревянной избушке. У этого человека на каждом запястье было по шесть тяжёлых медных браслета. Медная бляха покоилась на его груди. На голове были бусы. Возле каждой руки лежало по три каменных наконечника для копий, они выглядели совершенно новыми.

 

Некоторые могильные холмы бывают сложены из камня, и о таких никто не может сказать наверняка, почему их возводили. Сами индейцы уже не помнят этого, настолько давно это началось. Одни считают, что в них покоятся останки тех, кто погиб в боях, проходивших на местах захоронений. Другие объясняют их существование давним обычаем индейцев собирать кости умерших родичей в определённом месте, где бы они ни были захоронены первоначально. Третьи полагают, что это общие могилы возле поселений. Но наверняка не знает никто. У некоторых племён существовал обычай хоронить возле нового поселения первого своего покойника в вертикальном положении. Его обкладывали землёй так, чтобы она закрывала его и поддерживала. Следующего покойника прислоняли к первому, прорыв к нему узкий проход; затем снова обкладывали землёй и так далее. Среди индейцев такие курганы пользуются печальной славой.

 

Племя Кри, пожалуй, было единственным равнинным народом, кто возводил курганы, и это, надо полагать, связано с тем, что Кри имели наиболее устойчивые связи со своими лесными родственниками, от которых им передались знания о возведении насыпей над массовыми захоронениями. Если бы Кри не возводили время от времени могильных холмов, то все остальные виды их погребений можно было бы без колебаний приравнять к типичным высоким помостам на четырёх шестах, характерным для всех племён Верхнего Миссури.

 

“Во время второй эпидемии оспы 1838 года было устроено несколько других захоронений такого же типа, но размерами они получились гораздо меньше, благодаря тому, что число жертв было меньше... Обычно индейцы не практиковали массовые погребения, но в случаях внезапного повального мора, как мы видим, такие могильники сооружались. При нормальных обстоятельствах редко можно увидеть более одной или двух могил вблизи от деревни, ведь племя беспрестанно кочует с места на место и не имеет постоянного кладбища. Даже возле крупных зимних стойбищ не насчитать более дюжины захоронений.“ (Denig “Five Indian Tribes”).

 

Результаты нашествия оспы, случившегося в 1838 году, оказались не столь губительными, благодаря стараниям Компании Гудзонова Залива, так как за несколько лет до этого большинству туземцев были сделаны прививки. И всё же много детей скончалось. Хинд вспоминал, что вакцинация дикарей проводилась Компанией Гудзонова Залива сразу после серьёзных эпидемий 1816, 1817, 1818 годов. “С тех пор в тех местах об оспе позабыли” (Narrative). Утверждение Хинда, конечно, звучит черезчур категорично, но в нём есть доля истины - прививки помогли.

 

Ещё один раз болезнь напала на племя через 12 лет. Умерло много детей и стариков, зато взрослые, прошедшие прививку, выздоровели, хотя кое-кто всё же скончался позже от внезапного воспаления лёгких. Поселение полукровок на Красной Реке пострадало в то же время от той же болезни.

 

Во времена эпидемий Кри страдали наравне с другими дикарями. Их шаманы прибегали ко всем известным им способам лечения, стучали в барабаны, шумели трещётками, горланили песни, но это не спасало никого. В среднем от оспы на десять человек умирало девять.

 

Но было бы крайне неосторожно утверждать, что катастрофами для индейцев были только эпидемии неизвестных им болезней. На памяти Кри есть страшные пожары. Однажды лагерь из тридцати или сорока палаток располагался милях в двух от берега реки Ассинибойн. Из этой деревни убежал индеец с женой своего друга. Рассерженный муж последовал за ними. Беглец поджёг высокую траву, и ветер отнёс огонь в сторону преследователя, в результате чего тот сгорел вместе со своей лошадью. Пламя достигло лагеря и обступило его со всех сторон. Так как стойбище находилось в густых сухих зарослях, огонь мгновенно охватил жилища. Почти все обитатели погибли. Некоторые сумели спастись, увидев высокое пламя на расстоянии и умчавшись на проворных лошадках к реке.

 

 

 

 

***

 

 

 

Многие военачальники американских вооружённых сил зачастую отказывали индейцам в умении строить военные планы, и наиболее ярко эта мысль была выражена в литературе Луисом Л`Амуром в повести “Шалако”. В повести речь идёт об Апачах, но разговор имеет отношение ко всем индейцам.

 

“Шалако внезапно ощутил раздражение:

 

-Мистер, позвольте мне поведать вам коротенькую историю об одном выпускнике Вест-Поинта по фамилии Феттермэн. Он частенько похвалялся тем, что сумеет, если получит в своё распоряжение восемьдесят человек, проскакать через всю страну Сиу. Феттермэн имел отличную подготовку, был теоретически подкован как нельзя лучше, знаком со всеми европейскими тактическими премудростями. И он был уверен в себе. И вот однажды его направили с отрядом в восемьдесят человек на помощь попавшему в засаду обозу с дровами. Его предупредили, чтобы он ни в коем случае не вздумал преследовать индейцев, ежели они вдруг пустятся наутёк. Но он не последовал совету и погнался за индейцами. Так вот, его восемьдесят человек продержались не более двадцати минут.

 

Шалако занялся костром.

 

- А знаете, как индейцам удалось всё провернуть? Примерно как Ганнибалу в битве при Каннах. Середина отступила, когда Феттермэн помчался на индейцев, фланги закрылись за ним, как обыкновенная ловушка, и его уничтожили.

 

- Вы же не хотите сказать, что эти дикари разбираются в тактических приёмах! - воскликнул Фон Холстат.

 

- Вы наверняка происходите из старинной прусской семьи, не так ли? Столетиями Пруссия вела разные войны, и всё же я уверен, что лично вы участвовали от силы в десяти сражениях, а самый старый из ваших генералов вряд ли видел больше тридцати баталий... - Шалако свернул бумагу для сигареты. - Мистер, там в темноте притаились сейчас сорок или пятьдесят Апачей, и факты говорят о том, что каждый из них прошёл через пятьдесят, а то и сотню битв. Они воюют против американцев, мексиканцев и против других индейцев. Война - это образ жизни Апачей. Младенцы обучаются тактическим приёмам, слушая истории бывалых воинов. Из того, что знают европейские офицеры, нет ничего, что было бы незнакомо индейцу. Это лучший воин из всех, кто ведёт партизанскую войну. Ему не знакомы военный этикет, устав и хождение в ногу по плацу. Индеец всему учится в деле...”

 

Удивительным остаётся тот факт, что индейцы использовали тактику заманивая постоянно, и сколько бы раз они ни прибегали к своему излюбленном приёму, столько раз враги “клевали” на него. Попадались в эту широко распространённую ловушку все без исключения, даже те, кто сам не раз устраивал такую западню. Судя по всему, причины столь быстрых побед крылись в том, что проигравшая сторона в какой-то момент впадала в состояние излишней самоуверенности, умаляя способности врага.

 

Вот лишь один из эпизодов военных столкновений индейцев Кри с племенем Титон. Я привожу его потому, что он являет собой яркий пример того, как привыкшие к лёгким победам (благодаря своей многочисленности) Лакоты бросались в бой, чрезмерно уверившись в своей частой удаче.

 

Возле устья реки Пембинар (Pembinar River) находится глубокая расщелина. Там Кри, узнав о появлении на своей территории военного отряда Лакотов, оставили в засаде несколько сотен человек. Как обычно, небольшая группа выступила в роли приманки, “случайно” появившись на пути военного отряда и “испугавшись”, тотчас пустилась наутёк. Это был излюбленный приём Лакотов, но они не могли представить, что кто-то мог действовать столь же “хитро”, как они сами, и бросились вдогонку. Засада оказалась для Лакотов полной неожиданностью. Отряд попал в полное окружение, и Лакоты погибли все до последнего. Кри утверждали, что в том бою они уничтожили 100 Титонов.

 

 

Среди Кри было много отважных воинов, достойных глубочайшего уважения. Сомневаться в этом глупо. Но слава дикаря непродолжительна. Часто о героях вовсе забывали. Редкий знаменитый воин доживал до глубокой старости и при этом пользовался уважением. Над ним смеялись, как над всяким другим немощным стариком, он становился объектом грубых шуток всей деревни. Те молодые, кто боялись его когда-то, теперь лишь подтрунивали над ним. Его подвиги уходили вместе с его силой в никуда.

 

 

 

***

 

 

 

Индейцы Кри имели множество дополнительных средств для поддержания своего существования, в отличие от большинства кочевых индейцев. Некоторые общины обитали на берегах озёр, где в изобилии рос дикий рис. Всё, что им требовалось, - это прыгнуть в каноэ, доплыть до нужного места, согнуть ветку и сгрести рис в корзину. Из него получался великолепный суп.

 

И всё же основным делом Кри была бизонья охота или охота на других копытных. Отсюда индейцы получали мясо для еды и шкуры для пошива одежды и для торговли. Бизоньи шкуры всегда были в цене. Кри также били и ловили волков, лис, зайцев, скунсов, горностаев и прочих животных с богатым мехом.

 

Было бы огромным упущением не привлечь внимание читателя к тому, что племя Кри с гораздо большей лёгкостью, чем другие индейцы, перенимало механические достижения цивилизации, что было явным следствием их соседства с метисами, которые с лёгкостью внедряли в свою жизнь лучшие стороны белой цивилизации. Дэвид Томпсон, правда, придерживался на этот счёт особого мнения: “Я бы не сказал, что они как-то особенно одарены в смысле промышленного производства. Их вещи сделаны грубо. Снегоступы и каноэ являют собой воплощение полной бездарности. Если они что-то и делают своими руками, то никак уж не из-за переизбытка творчества, а исключительно по необходимости. Мне кажется, что нынешние Кри ничем не отличаются от своих предков, живших лет сто назад.” (New Light). Возможно, эти слова - проявление личной неприязни Томпсона к Кри, причина которой нам неизвестна, но история знает много случаев, когда люди признавались в своём отрицательном отношении к Кри.

 

Вот выдержка из книги Джеймса Шульца: “Не могу объяснить, почему, но я чувствовал глубокую неприязнь к Кри. Мне стыдно признаться, что я ненавидел и презирал Кри, их внешний вид, ухватки, даже язык. Я скоро выучил слова на языке Кри, обозначавшие различные предметы торговли, но ни за что не применял этих названий, делая вид, что не понимаю, и заставлял Кри требовать нужный им товар на языке Черноногих, который большинство Кри знало, или при помощи языка жестов. Их вождь Большой Медведь был низкорослый, широкоплечий человек с грубыми чертами лица и маленькими глазками; волос на его голове, казалось, никогда не касался гребень. Я никак не мог узнать, почему он стал вождём. Он, видимо, не обладал даже средним умом, а его военные заслуги не шли в сравнение с заслугами среднего воина Черноногих.” (My Life as an Indian).

 

И всё же множество исследователей настаивает на том, что Кри принадлежали к особой категории краснокожих. Их каноэ, сделанные из древесной коры, отличались правильной формой; Кри научились мастерить замечательные вёсла и в этом искусстве не имели себе равных (разве что Чиппевы могли потягаться с ними в этом). Их рыболовные сетки, силки, капканы - во всём проглядывалась гибкость ума. Кри приспособились делать даже телеги, что для индейцев является большой редкостью. Правда, основу этому делу положили не сами Кри, а их соседи с Красной Реки, которых Дакоты называли словом Слота. Александр Генри видел в 1801 году эти повозки, колёса которых были из цельного деревянного куска и достигали трёх футов в диаметре. Индейцы говорили: “Такие телеги нам больше подходят для передвижения с грузом, чем вьючные лошади, ведь земля у нас ровная, и мы можем без усилий катить в любом направлении.”

 

Кри получили от белых людей множество инструментов, используя их для починки и поделки всевозможных домашних вещиц, они  латали дырявые котелки, резали из дерева чашки и ложки, делали крепкие детские люльки. Их люльки были всегда искусно вырезаны и раскрашены. Некоторые индейцы по-настоящему обучились кузнечному делу и могли самостоятельно выковывать ножи, править конскую сбрую.

 

Дениг пишет: “Их интеллектуальные способности значительно выше иных индейцев. Имея тесные связи с белыми людьми и беря с них пример, Кри переняли у них много полезного, поняв даже суть денег и научившись пользоваться ими. Кри прекрасно разбираются в качестве товара, легко считают и проявляют большую проницательность в торговых сделках. Они приобретают только полезные вещи, с огромным вниманием относятся к провианту и вообще стараются от всего взять по максимуму. Мало кто из них позволит себе войти в торговую лавку, предварительно не прикинув в голове свои действительные нужды и никогда не сделает совершенно бесполезную покупку. Они не слишком надоедают попрошайничеством, в разумных пределах увлекаются спиртными напитками и не считают дурным тоном обмануть или украсть что-нибудь, если уверены в том, что не будут уличены в этом. В основном они нравятся торговому люду, так как гораздо менее вспыльчивы и доставляют меньше беспокойства.” (Five Indian Tribes)

 

Из сказанного можно смело сделать вывод, что Кри вызывали у многих людей (у индейцев и у белых) неприязнь прежде всего тем, что не были столь “простодушны”, как полагалось дикарям. Их не интересовали бесполезные бирюльки, они не цеплялись за первую попавшуюся на глаза железную штуковину европейского производства и не вываливали за неё все свои запасы пушнины. Они стали похожи на расчётливых купцов, понимали что по чём, не позволяли себя дурить и этим раздражали многих. При этом они сохранили привычные качества туземцев: воровали и обманывали, если подворачивалась возможность. “Варварам всегда было свойственно желание получить поболее, заплатив по возможности меньше” (Greel “Trade from the Beginning”). Но кто из ныне живущих “цивилизованных” людей не пытается “сбросить” цену, торгуясь с продавцом, если такая возможность предоставляется. И никто не считает это зазорным.

 

- Как мы его ловко обломали! - восторгается покупатель, выжав из продавца скидку на пару монет. - Здорово сэкономили!

 

- Лихо я впарил им это барахло, - радуется купец, - надо было ещё выше цену указывать, тогда и скинуть для вида можно побольше...

 

Но наверняка было что-то иное, выпадающее сегодня из нашего поля зрения, что вызвало у соседних племён какую-то особую нелюбовь по отношению к Кри. Не могла неприязнь таиться только в их умении выгодно вести торговлю. Впрочем, не стоит заострять внимание на всевозможных домыслах.

 

Женщины северных общин Кри приспособились шить замечательные покрывала из заячьих шкурок, так как в их местах бизоны встречаются гораздо реже. Более того, из заячьих шкурок женщины научились делать даже кров для палаток: шкурки разрезаются на тонкие полоски, скручивающиеся в виде верёвки, затем соединяются между собой древесной корой и сплетаются в цельное полотно. Такие покровы палаток сделаны настолько мастерски, что не пропускают ни ветер, ни дождь. Этот метод пошива одеял был известен Кри вплоть до середины двадцатого века, о чём писал Манделблаум в работе “Равнинные Кри”. Женщины проявляли огромный талант, делая матрацы из тростника, вполне удобные для того, чтобы спать на них. Женщины Кри уделяли пристальное внимание декоративной стороне своей работы, будь то кожаные изделия или хлопковые ткани. Для украшения использовались бисер, перья, крашеные иглы дикобраза и волосы болотного лося. Отделанные таким образом платья выглядели на редкость красивыми. Дениг признаёт, что “все шкуры, расшитые или просто обработанные женщинами Кри, превышают качеством работу других племён. Особенно это относится к бизоньим и волчьим шкурам.” (Five Indian Tribes of the Upper Missouri)

 

Кри вырабатывали большое количество сахара из кленового сока, набирая сок его в объёмные корзины, сделанные из берёзовой коры. “Но ни мужчин, ни женщин этого племени я бы не назвал дельными работниками, несмотря на их врождённую активность и на их умение трудиться для обустройства собственного быта. В действительности их трудовая деятельность не столь уж хорошо организована и не выходит из ряда прочих кочевых индейских народов. При этом нельзя отрицать, что заметно приобщились к цивилизации, хотя и в гораздо меньшей степени, чем большинство белого населения пограничных районов.” (Denig “Five Indian Tribes of the Upper Missouri”)

 

Трудовая занятость Кри заметно делилась в зависимости от половой принадлежности и возрастной категории, как и в подавляющем большинстве других туземных племён. Старики проводили основную часть времени дома, мастеря трубки, луки, ложки, снегоступы, рыболовные сети и тому подобные вещи. Мужчины среднего возраста ходили на охоту, делали сбрую для лошадей, сёдла, упряжь для собак, капканы, силки, заготавливали кору и каркасы для постройки лодок, а женщины сшивали кору и смолят швы. Мужчины также вырезали вёсла. Женщины возлагали на себя выделку шкур, обработку кожи, украшали их, шили одежду; они же разделывали мясо, вялят его, складировали сало, готовили пищу. Юноши посвящали себя войне, азартным играм и совращению женщин.

 

Основным видом одежды являлась бизонья шкура, которую в зимнее время носили мехом внутрь. Такая накидка закрывала всё тело от подбородка до пят. Мужчина обычно надевал куртку, опускавшуюся до колен, а голову покрывал шапкой из той же бизоньей или заячьей шкуры. Шапка шилась таким образом, что укутывала полностью всю голову, оставляя открытыми только нос и глаза. На ноги надевались тёплые меховые штанины и мокасины. В летнее время одежда была такой же, но без меха. К ремню крепился рог с порохом, мешочек с пулями, нож и огниво. 

 

Женская одежда Кри почти ничем не отличалась от мужских облачений, разве что вместо куртки надевалось короткое платье из кожи горного барана. Это платье держалось на плечах бретельками. Женщины Кри начали шить свои наряды из промышленной ткани очень рано; судя по наблюдениям Ишэма, можно сделать вывод, что ткань вошла в употребление уже в 1743 году. Приходя в форты, Кри сдавали всю скопленную пушнину и приобретали пёстрые отрезы фланели и ситца. “Индейцы обоих полов отбрасывают прочь свои изношенные костюмы и любуются собой, облачившись в одежду из ткани европейского производства. На этих нарядах много орнаментов. Кри делаются настолько чище в новых облачениях, что невольно задаёшься вопросом, те же ли самые это люди, что и до переодевания? Однако чистоты их внешнего вида хватает не на долго, так как из-за бессменной носки одежда быстро превращается в замаранное тряпьё. Индейцы не стирают своих платьев, так что яркие тона ткани быстро линяют и приобретают хмурый цвет грязи.” (Five Indian Tribes)

 

Надо полагать, что замечание Денига о том, что Кри не занимались стиркой одежды справедливо и по отношению к большинству других аборигенов. Это легко объясняется тем, что кожаные изделия лишь отряхивались от грязи и пыли, а также омывались естественным образом в период дождей и в время переправы через реки, но никогда не подвергались целенаправленному мытью. Отсюда пришло сходное отношение и к тряпичным изделиям. Но вряд ли Кри были носили более засаленную одежду, чем другие индейцы, несмотря на то, что об этом говорят многие писатели. Образ жизни степных кочевников был одинаковым, почему же Кри должны были пачкать жиром, кровью и пылью свои рубахи и юбки больше иных дикарей?

 

“В своих домах Кри столь же опрятны, сколь и Ассинибойны, но явно более общительны со своими женщинами. Мужчины советуются с ними, прислушиваются к их мнению почти по всем вопросам. Нет сомнения в том, что женщины Кри оказывают заметное влияние на своих мужей. При этом полигамия не запрещена, хотя встречается не очень часто” (Denig). Дэвид Томпсон подчёркивал в 1812 году, что чаще всего многожёнство являлось причиной того, что воин брал в свою семью на содержание жену, сестру или дочь погибшего друга. Вполне естественно, содержание предполагало и сексуальную связь.

 

Любопытно, что власть мужчины над женщиной строго регулировалась, чего нельзя сказать о других племенах Верхнего Миссури. “ Мужу разрешается хлестнуть жену (в случае её провинности) только три раза тонкой палочкой. Если женщина продолжает вести себя неудовлетворительно, он может отослать её в родительский дом и потребовать обратно отданную на неё плату. Правда, такие “мягкие” правила распространяются исключительно на бездетных женщин. Подразумевается, что матери должны вести себя хорошо, быть прилежными. Поэтому жена, ставшая матерью, находится в более тяжком положении и нередко подвергается избиению. Случается, что мужья даже убивают некоторых неверных жён. Иногда, чтобы избежать скандала, любовник платит большую “откупную”  обманутому мужу.” (Denig)

 

Джон Таннер, проведший добрых тридцать лет среди индейцев Кри и Оджибва, прекрасно знал их нравы и высказывал удивление строгими правилами, существовавшими у многих племён и которых в помине не было у Кри.  Через два мы добрались до его деревни, где я немедленно последовал за ним в палатку. Когда я туда вошёл, находившиеся внутри старик и старуха покрыли свои головы одеялами, а мой спутник удалился в совсем маленькую соседнюю палатку, едва вмещавшую одного человека. Туда жена и отнесла ему еду. Оставаясь скрытым, он продолжал с нами разговаривать. Если муж намеревался выйти из палатки, жена давала знак своим родителям, оба они прятали головы под одеяла, то же самое повторялось, когда он возвращался. У Ассинибойнов этот обычай соблюдается очень строго всеми женатыми мужчинами. Распространён он, кажется, и среди Бвои-нугов, или Дакотов, как они себя называют, а также среди Омахов, живущих на берегах Миссури. Такой обычай не только определяет правила поведения мужчины в отношении к родителям жены; он распространяется также на её дядей и тёток. Родичи жены и мужа в одинаковой мере обязаны избегать друг друга. Если индеец пойдёт в палатку, где сидит его зять, последний обязан закрыть лицо, пока тот не уйдёт. Когда молодой человек живёт с родителями жены, ему устраивается внутри маленькая палатка либо циновками и шкурами отделяется небольшое помещение, куда ночью удаляется и жена. Днём жена служит посредницей между мужем и другими членами семьи. Мужчина ни в коем случае не должен произносить имени отца своей жены; если он это сделает, то совершит величайший проступок, расценивающийся как неуважение к родителям.” Кри считали такие обычаи обременительными.

 

Большинство этнографов сходится на мысли, что причиной столь сложных правил было стремление избежать какой-либо сексуальной связи между родственниками жены и её мужем, ибо сама возможность таких контактов уже ставила под угрозу чистоту их кровной связи и здоровье семьи. Возможно, в этом есть доля истины, однако такая постановка вопроса представляется черезчур уж тяжеловесной по своей сути, ведь даже самый строгий запрет на общение не способен подавить животную страсть в людях, и тогда инцест становится фактом. Всякий человек, будь он краснокожий, желтокожий или белый, способен перешагнуть через любые запреты, если что-то будет толкать его на это. Но чем система запретов сложнее, чем больше неудобств создаёт она, тем серьёзнее у человека желание избавиться от такой системы. Остаётся лишь гадать, что заставляло большинство племён Верхнего Миссури терпеть столько неудобств, видя, как другие народы, например, Кри и Оджибвеи прекрасно обходятся без этих глупых плавил.

 

“Мужчины и женщины всех цивилизаций так или иначе ставили перед собой вопрос: “Что составляет специфические ценности человечества? Чем люди отличаются от остального животного мира? Насколько фундаментально и прочно это отличие?” Эта озабоченность может выражаться в настойчивом подчёркивании родства человека с животными, на которых он охотится и от которых ка от своей пищи зависит; так обстоит дело у тех примитивных народов, которые пляшут перед охотой вокруг своих лагерных костров со звериными масками на лицах. Или она может выражаться в полном отречении от животного наследства, какое мы находим в одной балийской церемонии, когда пару, уличённую в инцесте, заставляют встать на четвереньки с одетыми на шею деревянными колодками домашних свиней, есть из свиного корыта, а затем покинуть богов, дающих им жизнь и поселиться в стране наказания, где царят только божества смерти. В соответствии с широко распространённым обычаем, который специалисты называют тотемизмом, подразделения различных обществ, кланы и другие организованные группы обозначают свои отличия друг от друга, выдвигая притязания на родственную связь с тем или иным видом животных. Эти животные рассматриваются а своего рода талисманы, утверждается монополия клана на употребление их в пищу, или же, наоборот, на такое животное накладывается вечное табу.” (Mead M. “Male and Female” A Study of the Sexes in a Changing World).

 

“Эта нация зарекомендовала себя весьма недрачливой внутри своей собственной среды. Кровавая междоусобица настолько редка, что о ней можно и не упоминать, зато конокрадство распространено широко. Они воруют лошадей у кого попало, но нечасто воин угоняет сразу больше двух-трёх голов, да и тех он без боя отпускает, если случается немедленная погоня, угрожающая его безопасности. Законы племени не позволяют воровать лошадей у соплеменников, но, как известно, у любого народа находятся бесчестные личности, попирающие закон.” (Denig)

 

 

 

 

ЯНКТОНЫ И ЯНКТОНАИ

 

 

 

 

“Они мажутся жиром и чёрной краской, сооружают на голове украшения из перьев ястреба. Мужчины носят на плечах кожаные покрывала и на поясе - мешочки из хорьковой шкуры, предназначенные для хранения курительной смеси. Они любят наряжаться и покрасоваться. Ружьями не богаты. Их женщины улыбчивы и приятны на вид, хотя красивыми их не назовёшь. У них высокие скулы. Одеваются в кожаные юбки и укрываются накидками с густой шерстью. Женщины выполняют всю работу. Я бы сказал, что они - рабыни своих мужей, как и у всех других народов, где женщин гораздо больше мужчин.” (Lewis & Clark)

 

Ранние путешественники называли Янктонаев северными Янктонами. Одни из первых записей гласят, что “северные Янктоны живут между Миссисипи и Красным Озером”, что в сегодняшнем штате Миннисота. Оттуда они были изгнаны племенем Кри на юг, там обучились стрельбе из ружей, которые покупали у торговцев с Гудзонова Залива (Hyde “Red Cloud`s Folk”). Табо зафиксировал в 1804 семь подразделений “северных Янктонов”. В 1823 году Янктонаи считались широко распространёнными между Красной Рекой и Миссури, торговали же они на озере Traverse, на Озере Большого Камня и на реке Шайен (William Keating “Narrative of Exploration to the St.Peter River”). Генерал Аткинсон обнаружил их между Миссури и рекой Святого Петра и видел их во время торговли на реке Джеймс в 1825 году (Expedition up the Missouri). Воган тоже утверждал, что охотничьи земли Янктонаев протянулись до реки Джеймс (Annual Report of the Commisioner of Indian Affairs, 1853).

 

“В 1833 году Янктонаи насчитывали 400 палаток, над которыми стоял вождь по имени Бегущий Зверь. После гибели этого вождя в 840 году Янктонаи раскололись на три группы, но несмотря на это, основная их масса продолжала кочевать к востоку от Миссури, и крайне редко кто-либо из них появлялся на западном берегу. Их охотничьи угодья протянулись от Яблоневой Реки (Apple River) вниз к устью малой реки Шайен, на север к Дьявольскому Озеру и на восток к Coteau de Prarie, но никогда не достигали Rivere de Jacques. Большая часть этой территории теперь покинута бизонами, которые появляются на северных и западных границах лишь иногда зимой. В 1830 году эти Янктонаи вместе с некоторыми другими индейцами стояли лагерем напротив форта Пьер, на восточном берегу Миссури, и убили за один заход 1500 бизонов. Это был самый крупный забой на памяти белых торговцев, о чём один из служащих компании сделал запись в своём дневнике. Говорят, что именно после этого бизоны стали покидать ту территорию, передвигаясь на запад и северо-запад и вынуждая Янктонаев следовать за ними. В 1833-44 годах бизоны всё ещё паслись огромными стадами на берегах малой реки Шайен и к востоку по направлению к Coteau de Prarie.” (Denig “Five Indian Tribes of the Upper Missouri”)

 

Продвигаясь за бизонами, Янктонаи время от времени встречали на своём пути племя метисов с северной Красной Реки (Red River of the North), которые частенько наведывались в эту зону территории Сиу для охоты на бизонов. Сиу называли этих метисов словом “Слота”, происхождение которого остаётся необъяснимым на сегодняшний день. Отряды Метисов насчитывали от трёхсот до шестисот человек и обычно везли за собой до тысячи телег для транспортировки мяса и шкур. От случая к случаю между метисами и Сиу происходили стычки, отнимавшие немало жизней с обеих сторон. До нас дошло много рассказов о том, что Сиу часто получали от метисов трёпку. Находясь в форте Юнион 14 октября 1851 года, Курц получил очень любопытные свидетельства метисов о недавних сражениях с Сиу, и полукровки настаивали на том, что уничтожили восемьдесят Лакотов в последнем бою (Kurz “Journal”). Но даже если эти истории и не на сто процентов соответствовали действительности, то нужно признать, что значительная доля истины там присутствовала, ведь метисы не переставали приходить на земли Сиу и не проявляли особого трепета перед многочисленными племенами Титонов и Янктонов. Многие путешественники отзывались о полукровках с Красной Реки как о мужественных бойцах, ни в чём не уступавших чистокровным индейцам.

 

Одной из причин успеха племени с Красной Реки были очень тесные контакты с белыми людьми, у которых они получали огнестрельное оружие и порох. Никто из диких индейцев не мог похвастать в те годы таким количеством ружей, никто из краснокожих не мог получить такого доступа к патронам. Индейцы оставались дикими и враждебными белым людям. Метисы же принадлежали к обеим расам одновременно, неся в своей крови прогрессивные устремления европейцев и подвижную близость к природе, свойственную дикарям.

 

Сиу пытались отвечать на наглость полукровок не столько военными рейдами, сколько кражей лошадей. Племя Слота постоянно пускалось в погоню за конокрадами, непременно убивая нескольких Сиу, однако Сиу умудрялись угонять приличное число голов. Мало-помалу враждебные отношения метисов и Сиу достигли такого накала, что полукровки даже обратились к правительству США за разрешением пойти широкомасштабной войной против Сиу, так как им нужно было либо защитить себя, либо перебраться обратно в окрестности Красной Реки, находившиеся во владениях Англии.

 

Многие считали Янктонаев свирепыми и предательскими индейцами. В правление Бегущего Зверя они ничем не отличались от последующего вождя по имени Красный Лист. Ни жизнь белых людей, ни их собственность не уважалась дикарями. Редкий путник позволял себе заночевать в деревне Янктонаев.

 

“Бегущий Зверь был известным воином, смелым, отчаянным и властным. Он дрался на стороне англичан против американцев в войне 1812 года, получил звание капитана и командовал крупным соединением индейцев, проявившим себя в нескольких операциях. В одном из сражений он был тяжело ранен мушкетной пулей, ударившей в живот и вылетевшей наружу возле позвоночника. Сам факт его выздоровления послужил тому, что в глазах большинства людей он стал пользоваться славой сверхъестественного существа. Он ещё больше утвердился на своём посту.

 

После открытия Американской Пушной Компанией меховой торговли на Миссури (на более выгодных условиях, чем французская торговля) Янктонаи под предводительством Бегущего Зверя перебрались, наконец, с реки Святого Петра и обосновались на Миссури. До этого момента они лишь изредка навещали здешние места, занимаясь случайным товарообменом на берегах Миссури, но чаще приезжая на Lac qui Parle.

 

Благодаря тому, что Бегущий Зверь умел заставить своё племя беспрекословно подчиняться своему мнению, его считают величайшим индейцем тех первой половины девятнадцатого столетия. Его слово было законом для всех Янктонаев. Люди были уверены в том, что он наделён сверхъестественными силами и не решались противоречить вождю. Племя было рабски послушно ему.

 

После войны 1812 года он постоянно носил офицерский мундир, высокие сапоги, зелёные очки, саблю и пистолеты. Его облик резко контрастировал с внешним видом его полуголых последователей.

 

Он взял в привычку взимать высокую плату с торговцев, зимовавших в его лагере, но однажды получив эту плату, он всячески содействовал этим торговцам в их делах в пределах своей деревни. Белые люди ужасались величине требуемой платы, но осознавали, что без поддержки такого вождя, делать в его стойбище им было нечего, поэтому и торопились удовлетворить его требования и заручиться его дружеской и деловой поддержкой. Заключение такого “контракта” было делом неспешным и затягивалось иногда на несколько дней. Вождь обязательно принимал во внимание имевшиеся в лагере индейские товары, прикидывал в голове перспективы развития той или иной сделки по меху или коже, проглядывал имевшиеся в его распоряжении разные предложения и делал ответные, которые редко кто осмеливался отклонить, даже если они и казались не слишком разумными на тот момент.

 

В 1836 году этот вождь стоял с основной частью своего племени в устье Яблоневой Реки, в то время как остальные люди находились в 50-60 милях ниже по реке, где располагался другой зимний торговый пост. Весной, переезжая на новое место, индейцы второй группы, следуя своим диким привычкам, украли шесть лошадей и кое-что ещё из собственности мистера Диксона, который был начальником поста. Так как всё племя ушло на равнины, разрешение вопроса было отложено на осень, когда Янктонаи должны были приехать в форт Пьер с большим количеством бизоньих шкур. Прежде чем начать торговлю, Бегущий Зверь потребовал предъявить ему счёт за украденные товары. Плата с индейцами исчислялась в бизоньих шкурах, и услышав названное число, вождь распорядился сложить нужное количество в один тюк и отнести его пострадавшему торговцу. Таким образом вопрос был улажен. Во всеуслышание было объявлено, что нарушение слова вождя кем-либо из племени будет караться очень строго. Пару раз Бегущий Зверь был вынужден убить провинившихся, чтобы заставить индейцев поверить в непоколебимость его слова. Именно таким образом вождь приучил своих людей уважать свой закон.

 

Другой любопытной особенностью было то, что белые люди могли попросить вождя предоставить им лошадей для транспортировки товара. Он объявлял об этом в племени, и если никто из соплеменников не проявлял желания продать или выделить своих лошадей на прокат, то вождь просто забирал на некоторое время первых попавшихся и получал от торговца плату за использование животных. 

 

Мало кто из индейцев мог похвастать столь великой властью, если вообще мог отыскаться ещё хоть один такой. Дикари не любили давления на себя, не признавали командиров. Что же касается Бегущего Зверя, то его авторитет продлился намного дольше, чем можно было ожидать в привычных условиях. Естественно, что в его племени у него появились враги и завистники, даже среди его сторонников. Мало-помалу в людях возрастало чувство злобы, слишком уж своенравным и властным он проявлял себя. Но сгубило его не это.

 

В самом зените своей славы он потерял зрение во время снежной бури, что привело его к полной беспомощности, и власть ускользнула и него из рук. Друзья покинули его и пошли за новым вождём, а он, лишённый какой-либо поддержки, был застрелен в сердце одним из соплеменников.” (Denig “Five Indian Tribes of the Upper Missouri”)

 

Участники экспедиции майора Лонга в 1823 году встретились с Бегущим Зверем, которого называли, подражая индейскому языку, “Ванотан”, возле озера Traverse и были потрясены, произведённым на них впечатлением. Ему было двадцать восемь лет и он казался им “величайшим человеком нации Дакотов.” (Keating “Narratives” Vol, I). Портрет этого индейца в исполнении Сэмюэля Сэймура на титульном листе в книге Китинга. Джеймс Льюис нарисовал портрет вождя по имени “Ва-на-таа” во время переговоров на Prarie du Chien в 1825 году; портрет был опубликован в книге Льюиса “Aboriginal Portfolio” через десять лет. Кэтлин сделал его портрет в форте Пьер в 1832 году, но ошибочно художник записал вождя в племя Сиссетон-Сиу.

 

Несколько прежде этого события Янктонаи объявили большую войну Манданам и Большебрюхим (Хидатсам). В дневниках форта Кларк (1833-1837) столкновения Манданов и Большебрюхих с Янктонами встречаются постоянно. Вот лишь несколько примеров:

 

23 июля 1834. Сражение Янктонов и Манданов, убиты 1 Сиу, 1 Мандан, 1 Большебрюхий. 5 Манданов ранены.

 

20 сентября 1834. Пришло известие о том, что на Большебрюхих напали... После недолгой перестрелки обе стороны разъехались. Манданы потеряли 1 человека убитым и шестерых ранеными, у Большебрюхих погибло двое и двенадцать получили ранения, о врагах ничего сказать не могу. В полдень на горе появился тот самый Янктон, который покинул нас 19-го числа. Он искал тело соплеменника. Пять или шесть Манданов поскакали к нему, намереваясь убить его, но они, следует отдать должное их чести, не тронули его, но лишь велели ему убраться немедленно.

 

9 ноября 1834. Группа Большебрюхих возвратилась с войны против Саонов, украли у врагов 20 лошадей.

 

11 ноября 1834. Небольшой военный отряд Манданов выехал сегодня рано утром с экспедицией против Сиу.

 

31 декабря 1834. Сегодня утром какой-то Сиу был застрелен в деревне Манданов индейцем-Большебрюхим, после чего убийца скрылся.

 

5 января 1835. Манданы опасаются Сиу из-за того, что 31 декабря в их деревне один из Сиу был убит.

 

16 марта 1835. Прискакали два Мандана с известием о том, что вчера Янктоны застрелили Saon Blesse.

 

17 марта 1835. Манданы готовятся к войне. Стадо оленей показалось на противоположном берегу, и Манданы переправились туда, приняв оленей за отряд Сиу.

 

30 апреля 1835. Женщины заняты установкой изгороди в деревне Манданов. Они боятся нападения Сиу.

 

7 мая 1835. Янктоны перебили маленький отряд Большебрюхих, 11 человек погибли, семерым удалось спастись.

 

15 мая 1835. Военный отряд Большебрюхих выступил сегодня на поиски Янктонов.

 

6 июня 1835. Небольшой военный отряд выехал искать Янктонов, все на лошадях. Пусть они да не возвращаются сюда, таково моё огромное желание.

 

16 июня 1835. Военный отряд от 6-го числа вернулся сегодня. Они не совершили ни одного подвига, ни одного coup.

 

6 июля 1835. К нам приехали три Янктона с реки Пушечное Ядро. Они хотят выкурить с Манданами трубку.

 

7 июля 1835. Приехавшие вчера Янктоны собираются обратно, так как Манданы и Большебрюхие поговаривают о том, чтобы убить их.

 

“Все Янктоны вместе с большой группой Саонов собрались на Миссури прошлой осенью (1835)... На их землях уже в течение нескольких месяцев не появлялись бизоны, поэтому к Сиу уже подкрадывалась голодная смерть. Они решили поехать к Манданам и Большебрюхим и купить у них кукурузное зерно. Примерно первого января этого года (1836) Сиу выступили в поход и вскоре остановились по соседству с деревнями Манданов. Покуда шла торговля, отношения между племенами оставались вполне нормальными. Но Манданы и Большебрюхие, будучи хитрыми торговцами, воспользовались трудным положением Сиу и очень быстро довели их до полной бедности. Племенам пора было расстаться... Группа Саонов в 150 палаток пустилась в путь 9 января. Проезжая мимо селения Большебрюхих, Саоны украли у них зерно и бобы, оставив в качестве платы за содеянное несколько одеял, ножей, табак и тому подобное. Их отряд был слишком крупен, и никто не осмелился преследовать их. Но н следующий день Манданов покинули 45 палаток Янктонов. Остановившись на привал в нескольких милях от деревни Большебрюхих, они готовы были продолжить свой путь рано утром, но обнаружили неподалёку от себя большой отряд Большебрюхих и Манданов из Малой деревни. Ослабленные голодом и холодом и не имея достаточно оружия, Янктоны не могли оказать сопротивление. Почти все они - мужчины, женщины, дети - погибли. Всего умерло 150 человек, 43 женщины с детьми попали в плен, 8 или 10 Янктонов скрылись и принесли трагическое известие в форт. Там молодой Янктон увидел мальчика-Большебрюхого в комнате для переводчиков и застрелил его. Старик Шарбоно пустился бежать, и две пули попали ему в шапку. Всё это произошло на глазах у большого числа Манданов. Они немедленно поспешили за своим оружием и помчались на противоположный берег реки, где расположилась лагерем небольшая община Сиу. Манданы хотели уничтожить их всех, но посовещались и решили сделать жест милосердия и отпустить Сиу, принимая во внимание их жалкое положение. Они велели Сиу побыстрее собрать вещи и уезжать. “ (David Mitchell)

 

“Сегодня Янктонаи делятся на Tete Coupee, Gens des Perche, Gens des Pins. Первые из них обитают близ Яблоневой Реки в зимние времена, остальные живут несколько ниже. Tete Coupeе - это самая крупная ветвь Янктонаев, которую возглавляет Красный Лист, человек весьма неуравновешенный, но имеющий огромное влияние на своих людей. В течение многих лет его племя воевало против Манданов, Большебрюхих и Ассинибойнов, но ни разу не случилось по-настоящему большого кровопролития. В редких случаях погибало более восьми или десяти человек с каждой из сторон. Обычно военные действия ограничивались убийствами одиноких путников.” (Denig)

 

В 1836 году Янктонаи послали табак Ассинибойнам через посредство белых торговцев, желая установить мир. Ассинибойны долго размышляли над неожиданным предложением, не в силах принять решения. Белые трапперы отговаривали их от поездки к Янктонаям, ссылаясь на коварство Сиу. Однако прошло время, и Ассинибойны решились отправить свою делегацию. Под стук барабанов и бубнов индейцы двинулись в путь, покрытые торжественной раскраской и облачённые в парадные наряды и пышные головные уборы. Приехав в лагерь Сиу, они предложили выкурить трубку в знак мира. Янктонаи приняли её, но прежде, чем раскурить табак, они выхватили оружие открыли огонь по приехавшим. Двадцать три члена мирной делегации пали мёртвыми на месте. Лишь один человек (двадцать четвёртый) сумел скрыться, хоть и получил ранение. Стремительно разбив небольшой отряд врага, состоявший из выдающихся людей племени Ассинибойн, Янктонаи устроили грандиозный праздник, свойственный всем дикарям. Буйные песни и пляски вокруг огромных костров посреди деревни не стихали несколько дней.

 

Из этого случая можно сделать самый очевидный вывод: Янктоны не думали о мире, но мечтали только о лёгкой победе над своими давними врагами. Душа человеческая - потёмки. Никто не знает, на что способны мы сами и на что способны те, с кем мы общаемся. Война продолжается.

 

Сиу никогда не стремились по-настоящему заключить мир с кем-либо. Их численное превосходство над всеми соседними племенами было столь очевидно, что они не пытались вести себя хоть сколько-нибудь честно по отношению к другим.

 

В сороковые годы Янктонаи стали особенно сильно проявлять свою недружественность по отношению к правительству США и белым торговцам на своей территории. Янктонаи не приезжали на переговоры в Ларами и более других Дакотов были охвачены духом войны.

 

Что касается Янктонов, то они занимали земли к востоку от Миссури между рекой Вермилион и фортом Пьер.

 

Из всех их вождей следует выделить индейца по имени Айова (от названия индейского племени Айова, которые взяли его в плен в младенчестве и среди которых он рос некоторое время).

 

Айова подписал договор Янктонов с США  в устье реки Титон 22 июня 1825 года. Дениг указывает, что на языке Янктонов его имя - Ha-sas-ha. Подпись Ha-Sazza стоит и в договоре от 15 июля 1830 года в Собачьей Прерии, и Ha-sa-za стоит под договором, заключённом с Янктонами в Вашингтоне в 1837 году, хотя английский перевод имени в данном случае гласит “Лосиный Рог”. В действительности, по написанию данного имени латинскими буквами в указанных случаях практически невозможно определить этимологию настоящего имени, так как первый слог “ха” (точнее “хе”) может означать слово “рог”, однако вторая половина имени не имеет ничего общего с известными словами в языке Дакотов, хотя вполне ясно, что при неграмотном написании слово сильно исказилось. Наиболее близким по звучанию к “sasha”, “saska”, “sazza” могут быть слова “s`aka” (сильный) или “sakiya” (покрытый красной краской). Вождь был отменным “финансистом” и за своё умение заключать выгодные сделки был глубоко уважаем соплеменниками. Будучи абсолютно неграмотным и не понимающим ровным счётом ничего в цифрах, он через несколько лет после своего первого контакта с белыми людьми сумел разобраться в порядке цен и системе их построения, научился сам считать в пределах небольших сумм и переводить свои цены, выраженные в мехах, шкурах и лошадях, в государственные деньги.

 

Он организовал специальную группу воинов, которым было поручено распределение товаров, а также учредил особый совет, решавший вопросы торговли, в результате чего сумел обеспечить разумное управление племенем, претерпевшее  колоссальное изменение в после соприкосновения с европейцами. Отношения с белыми людьми на образовавшейся “границе” сделались более или менее мирными. Дабы научить своих соплеменников сдерживать свой норов, вождю пришлось убить нескольких человек в качестве наказания за грабежи и убийства белых торговцев.

 

Тема убийства соплеменников занимает особое место. Принято считать, что у индейцев это было самое страшное преступление из всех возможных. Но так ли это?

 

Вспомним хотя бы, как Крапчатый Хвост встретил девушку, на которой решил жениться, и чтобы завладеть ею он убил старого Бегущего Медведя, который тоже жаждал заполучить девушку. Было ли это коварное убийства из засады или же молодой воин сразил старого индейца, глядя ему в глаза, не имеет никакого значения. Важно, что они принадлежали к одному племени.

 

Индеец из племени Ассинибойн по имени Свет, ставший известный после своего путешествия в Вашингтон, пал от руки соплеменника в собственном селении. И это не была кровная месть. Вендетта началась лишь с его убийства. И никто из замешанных в длинной череде мстительных кровопусканий не был изгнан из племени.

 

Прекрасно известен случай, когда знаменитый Оглала по имени Неистовая Лошадь был застрелен ревнивым мужем с расстояния двух шагов из револьвера. То, что он не скончался - настоящее чудо. Но человек, пустивший в него пулю, остался в племени, хотя и опасался после случившегося за свою жизнь. А ведь Неистовая Лошадь не был рядовым Титоном. Он принадлежал к числу Носителей Рубах (!), и тем не менее преступник не понёс никакого наказания.

 

Дениг писал, что хорошо знакомый ему Ассинибойн по имени Летящий Первым зарезал двух соплеменников, которых подозревал в убийстве своих братьев. Подчёркиваю, что лишь подозревал. Летящий Первым доводился Денигу шурином, и уж для оправдания этого индейца Дениг мог бы сказать, что вождь знал наверняка о вине двух соплеменников, но Дениг не делает этого. Летящий Первым только подозревал их в убийстве родственника, но всё равно зарезал их. И никто не осудил его.

 

Эту тему можно развивать и дальше, но даже этих нескольких примеров достаточно для того, чтобы понять, что как бы ни были сильны древние племенные законы, они становились слабее и слабее по мере того, как контакт индейцев с белыми делался теснее. Почему - это уже другой вопрос.

 

Сайт управляется системой uCoz