Краткая  история  индеанистики                             в  России.

 

                                                                   Иванов Сергей (Вапити)

 

 

 Где-то на стыке  шестидесятых и семидесятых годов на бескрайних просторах Советского Союза стали появляться  лдикие╗  индейские лплемена╗ Ц юные сорванцы, начитавшиеся Фенимора Купера, Шульца и Сат-Ока, и насмотревшиеся фильмов  лпро индейцев╗ с участием Пьера Бриса и Гойко Митича,  пришли на новые охотничьи  территории. Нападения на белых лковбоев╗, охоты на лбизонов и лосей╗, раскуривание  лтрубок мира╗ сейчас  с улыбкой вспоминаются участниками тех событий. Многие дети в нашей стране играли в индейцев, но время шло, у детей стали появляться другие интересы и они постепенно забывали об очаровательной поре юности. Но Ц странное дело ! Ц некоторые из них,  буквально единицы, не перестали интересоваться индейцами, более того, их игра переросла в нечто более серьёзное, глубокое, мистическоеЕ

Самой ранней группой линдейцев╗,  на мой взгляд , была группа лчерноногих╗ из Каунаса в Литве, в конце шестидесятых- начале семидесятых годов. Глядя на их снимки, чувствуется что для ТЕХ лет они серьёзно подходили к одежде, жилищам, головным уборам. В дальнейшем лидер этой группы Кагаги Ц Чёрный Ворон уехал в Восточную Сибирь, чтобы на своей шкуре узнать жизнь индейцев. Он прожил два десятка лет жизни, незнакомой для других, но это тема отдельного рассказа.

Где-то в районе  1970 года в Псковской области , в городе Великие Луки появилось лплемя╗  Каучи . Почему оно так называлось ? С самого начала в идеологии этого лплемени╗ считалось некорректным называть себя делаваром, дакотом или апачем, поэтому и придумали своё, глубоко личное название. По этой же причине придумывались лсвой╗ язык, одежда, обычаи, церемонииЕ И, в отличии от многих подобных групп в стране, Каучи, взяв за основу индейцев, на этой базе создали своё племя со своей идеологией. Верховным вождём Каучи был Тудбакинотто (Могучий Бизон), а шаманом Ц Рэволонакиа (Красный Волк). Они построили свой лесной лагерь недалеко от города, где проводили свои праздники и церемонии. В дальнейшем, как обычно, по мере взросления группа становилась всё меньше и меньше, пока не остался один Красный Волк.

В Новосибирске существовала знаменитая группа лКрасные Стрелы╗. Она образовалась в конце  шестидесятых, и ориентировались на дакота. Самыми известными людьми в ней были Мато Нажин и Орлиное Перо. Эти люди сыграли заметную роль в движении. В начале они устраивали свои лагеря в районе Новосибирска, в том числе на острове посреди Оби, а потом стали ездить в Горный Алтай. В дальнейшем, в начале восьмидесятых, к ним присоединились Хатонкайа (Громкий Голос) и Одинокая Птица. В 1984 году Мато и Перо уехали жить на Алтай и группа распалась.

В начале семидесятых в лесах в районе Петрозаводска стали ставить лагеря лдакоты╗ - довольно многочисленная группа ребят. Они активно занимались прикладными ремёслами, занимались стрельбой из лука, метанием томагавка и другими упражнениями. Очень любили бродить по лесам, охотиться, рыбачить. К своим церемониям, как бы они наивно не выглядели, относились очень серьёзно. По прошествии времени группа уменьшалась и ко времени становления движения индеанизма осталось трое Ц Мато Гхи, Филин и Лиса.

В Ленинграде в 1976 году познакомились несколько индеанистов и в дальнейшем стали называться лЛесной союз╗. Основной упор в их деятельности делался на жизни в лесу, выживании, строительстве  жилищ, изготовлении снастей для охоты и рыбалки. В 1978 году впервые в Союзе было изготовлено берестяное каноэ. Группа выезжала в леса вокруг Питера, а впоследствии летом стояли лагерем в Карелии, на северном побережье Ладоги. Охотились на уток  из лука, шили одежду, искали материалы про индейцев. В этой группе были Идущий Впереди (Хозяин), Вапити, Чёрное Перо (Крэк) и Камышовый Кот.

В начале семидесятых в районе поселка Стрельна около Ленинграда существовала группа, которая занималась примерно тем же, что и лЛесной союз╗, впоследствии она распалась и от неё остался лишь один Медвежья Лапа.

В закрытом, режимном городе Арзамас-16 (ныне Саров), где делались атомные бомбы, в начале семидесятых появилась группа лапачей╗. Они занимались примерно тем же, что и остальные группы, но с одним отличием Ц много ездили верхом. В этой группе были Непемус (Левая Рука) и Бродячий Койот.

           В 1978 году произошло создание группы ОСКСАИ (Организация Сохранения Культуры Североамериканских Индейцев) по переписке (Московская обл., Львовская обл., г.Стерлитамак, Ивановская обл., Челябинская обл.).

          Можно было продолжить долгий рассказ о подобных группах и лплеменах╗ Ц на Украине, Дальнем Востоке, Урале, в Подмосковье и много где ещё. Это возникало стихийно и повсеместно. Много ребят играло в индейцев, но серьёзно потом продолжали заниматься единицы, и этим людям была уготована судьба делать своё любимое дело на более высоком, организованном уровне.

В то же время существовало много индеанистов Цодиночек, волею судеб не имевших рядом единомышленников. Среди них были Одинокий Волк, Утренняя Звезда, Овасес, Боевой Орёл, Большое Сердце и многие другие.

Про индеанистов с середины семидесятых стала время от времени писать советская пресса, в основном детские издания. Через газеты ребята с разных городов списались и перезнакомились. Для многих это было потрясение Ц узнать, что ты не один такой чокнутый. С середины семидесятых шла активная переписка, обмен информацией.

Примерно в это же время была сделана первая попытка придать индеанистам организованный характер. Было создано что-то вроде организации по переписке СоД Ц ПИА (Союз Джосакидов Ц Помощь индейцам Америки). Название, как и цели, было полудетским, но, тем не менее были сделаны общие атрибуты, эмблема и финансовый фонд организации. В неё вошли Каучи, Красные Стрелы и другие. Её члены обменивались материалами, пересылали друг другу общее знамя, у которого все фотографировались с суровым и величественным видом на фоне живописных пейзажей. Со временем некоторые СоДовцы стали критиковать организацию, считая ей неэффективной и малоперспективной. Критика нарастала с разных сторон и в конце семидесятых СоД распался, будучи признанный нецелесообразным.

           В 1978 году произошло создание группы ОСКСАИ (Организация Сохранения Культуры Североамериканских Индейцев) по переписке (Московская обл., Львовская обл., г.Стерлитамак, Ивановская обл., Челябинская обл.).

В это же время на просторах Союза существовали и другие организации по переписке Ц лСоюз чёрных раковин╗ и лСоюз кровавых томагавков╗. Их цели и вовсе были детскими, поэтому я ограничусь лишь одним их упоминанием.

Часто многими ребятами высказывалась идея где-нибудь собраться вместе. Но, видимо, возраст и многие другие причины, в том числе и финансовые, не позволили состояться общей встрече.

Весной 1980 года в Ленинграде собралась крепкая группа индеанистов Ц Овасес, Четан, Большое Сердце, Вапити, Утренняя Звезда и Медвежья Лапа. Они стали активно обмениваться информацией и материалами, был начат выпуск самиздатовского индеанистского журнала. Вскоре среди них возникла идея  организовать первую встречу индеанистов под Питером. В разные города были разосланы приглашения, была начата подготовка программы и тем для обсуждения, а также походное снаряжение. Одни индеанисты с воодушевлением приняли приглашение и стали готовиться, другие по разным причинам не смогли приехать, третьи не верили в возможность встречи и смеялись над питерскими выскочкамиЕ В довершении ко всему об этой затее как-то узнал КГБ и углядел в этом нечто подозрительное. Первым взяли Вапити, потом Овасеса. После бесед лс пристрастием╗ гэбешники запретили нам проведение Совета, а иногородним участникам велели дать отбой. Случилось это в конце июля, когда уже у людей были подогнаны отпуска и взяты билеты. Было принято решение провести Совет тайно, надеясь что из-за Олимпиады-80, проходившей в Питере в это же время, у гэбешников до нас руки не дойдут. Срочно пришлось менять ранее всем известное место на более труднодоступное. Было выбрано отдалённое место на острове посреди Отрадного озера, куда предполагали переправляться на каноэ. лОтбой╗ иногородним участникам, конечно, был дан, но сделано это было хитро Ц письма были посланы с таким расчётом, что участников дома уже бы не застали. Приехавших позднее с острова встречал только Вапити, при встрече все прикалывали к груди специальную эмблему, поскольку участники не знали друг друга в лицоЕ

19 августа 1980 года на берег острова Тройной на Отрадном озере из каноэ высадилось несколько мужчин. С этого момента можно считать отсчёт организованного движения индеанистов в СССР.

Каноэ несколько раз пересекло пролив, пока все участники и вещи были переправлены. Когда поставили типи, участники вырезали и установили тотемный  столб с изображением пера, совы и индейца. Совет проходил в основном в обмене информацией и мнениями. Но что больше всего врезалось в память Ц это чувства полного духовного родства с другими участниками, чувство, что встретил родных братьев после  долгого времени  разлуки. Через несколько дней подъехали другие участники и всего собралось 14 человек.

Овасес, г.Ленинград

Тихая Песня, г. Ижевск

Вапити, г.Ленинград

Боевой Орёл , Приморский край, г. Лесозаводск

Большой Бобёр, г.Ленинград

Красный Волк, г.Великие Луки

Чёрный Волк, г.Ленинград

Мато Нажин, г. Новосибирск

Высокий Лес, г. Ленинград

Орлиное Перо, г.Новосибирск

Четан, г. Ленинград

Тихий Бизон, г.Великие Луки

Воронья Смерть, г.Москва

Глядящий В Котёл, г.Москва

Когда все собрались, вечером был проведён обряд Трубки и собран Совет, где все решали как нам жить дальше. Было решено, что ленинградская группа создаёт пропагандистский кружок при Институте этнографии народов мира (предварительная договорённость с музейщиками уже была), и создаёт свою базу-реквизит, с которыми будет проводить выступления. Создав необходимую базу и увеличив коллектив, группа берёт ориентировку на организацию клуба. В то время мы уже знали о существовании индеанистских клубов в ГДР, и идея клубов на Совете была популярна. В задаче индеанистского клуба видели популярную пропаганду в массах истории, культуры, современного положения и борьбы американских индейцев, тем самым оказывая влияние на общественное мнение. Новосибирцы продолжают делать свой журнал лВампум╗ с историко-этнографическим уклоном.

Оставшиеся дни народ продолжал обсуждение волнующих тем, метали томагавки, пытались танцевать, снимали кино, ловили рыбу и пели песни. Все понимали, что скоро расставаться, но этого смертельно не хотелосьЕ

В день отъезда бушевал свирепый ветер и по озеру гуляли волны больше метра высотой. Каноэ, в котором Мато Нажин и Вапити перевозили все вещи, едва не опрокинулось. С большим трудом переправившись через километровый пролив, участники вернулись в Питер.

Вскоре после возвращения всех участников по местам их жительства прихватили гэбешники, правда, они не особо злобствовали, а потребовали подробного отчёта о Совете и согласия стать информатором и сообщать о всех индеанистских делах. Почти все отказались. Овасес тогда учился в художественном училище им. Серова и там ему прозрачно намекнули, что если он не будет информировать органы, то он под тем или иным предлогом будет отчислен. Овасес пришёл понурый на сбор клуба. Так и так,  говорит, я попал в засаду. Посовещавшись, народ решил Ц стучи на нас, дорогой Овасес, но на сборах мы все будем говорить тебе  что стучать и как стучать. Так появился в клубе лштатный стукач╗.

         В августе произошла встреча ОСКСАИ в Подмосковье (г.Дедовск). Переименование ОСКСАИ в ГСИН (Голос Солидарности с Индейским Народом).

После Совета мы прибились к Музею этнографии. Там сотрудники музея читали нам лекции об индейцах, но они были не особенно интересными, потому что преобладали темы об тлинкитах, атапасках и алеутах; археология и петроглифы, о прериях и лесах вообще ничего. На лекциях хотелось спать. Но в то же время мы искали информацию во всех других местах, появлялись новые люди.

Когда в декабре восьмидесятого Орлиное Перо приехал в Питер в командировку, зашёл разговор о следующем Совете.  А Большой Бобёр сказал: лА зачем всё время совещаться? Надо когда-нибудь танцевать и веселиться. Давайте лучше устроим праздник, а не Совет╗. Так родилась идея ежегодного праздника, названного Пау-Вау.

 В 1981 году в клубе началась кампания по посылке информационной эстафеты в другие города. Было разработано несколько маршрутов по стране. Получатель читает материалы и потом посылает дальше по указанному адресу. Таким же образом посылалась и издаваемая в клубе листок-газета лВассаха╗.

 В Гомели индеанист Алесь Симаков стал делать  самиздатовское издание лКурьер апачей╗. Правда, он просуществовал недолго.

В августе Красный Волк пригласил всех желающих на праздник Десятилетия племени Каучи.  Лагерь стоял на острове Комариный, где и в самом деле было много комаров,  посреди озера Болаздынь.  Приехало некоторое количество людей из Ленинграда, да и с других мест. Возможно, это был прототип будущих Пау-Вау.

В течении 1981-82 годов  ЛИК (Ленинградский индейский клуб) лАлькатрас╗  провёл множество выступлений в Питере и не только. Поскольку у клуба не было официального статуса и помещения, все собирались дома у Большого Сердца, который в это время был в армии. Его мать, Анна Абакаровна, не только любезно предоставила нам комнату для сборов и клубных вещей, но и сама принимала активное участие в общих делах. В эти времена зародился новый вид творчества Ц индеанистские песни под гитару. Главными сочинителями были Орлиное Перо,  Поющая Радуга, Овасес и Поющая Лань.

В конце года в Новосибирске была создана индеанистская рок-группа лRed Power╗. В неё вошли Орлиное Перо, Громкий Голос, Одинокая Птица и другие. Позже к ней присоединились Гордый Орёл и Великий Рысёнок. Группа исполняла собственные песни про индейцев и индеанистов.

Весной 1982 года начались поиски места для первого Пау-Вау, а в переписке рассказывали новым людям о правилах и программе. При этом активно шла работа по пробиванию официального признания ЛИКа в официальных органах. Тогда это было одной из главных целей движения индеанистов. Всем казалось, что после регистрации наша жизнь будет намного легче. Люди хотели доказать властям, что индеанисты ничуть не хуже других.  Перед самым Пау-Вау, наконец, регистрация была осуществлена. Народ встретил эту новость с ликованием. Место для праздника нашли под Рощино, на Чёрной реке.

Первое Пау-Вау в 1982 году стало первым массовым мероприятием индеанистов и действительно настоящим праздником. Многие люди увидели друг друга впервые и, без преувеличения, относились друг к другу как братья. Впервые были устроены общие танцы, церемонии, соревнованияЕ Овасес снова вырезал тотемный столб, получше, чем был на Совете, с индеанистской тематикой. На празднике было целых семь типи Ц число, невиданное раньше. Народ жил в них, как сельди в бочке, так было тесно, одеяла горели от искр, но все были счастливы.

После Пау-Вау ЛИК получил помещение в подростковом клубе, где и продолжалась обычная клубная работа. Все помаленьку обзаводились индейской одеждой и вещами. Главная трудность заключалась в полном отсутствии в магазинах бисера. Но был найден выход Ц с тонких проводов стягивалась цветная изоляция, и затем разрезалась на тонкие лбисеринки╗, которые и пришивались в вещам. Для имитации кожи народ красил марганцовкой детские пелёнки в коричневый цвет, пропитывал их сильноразведённым клеем ПВА и шил из них одежду.

Осенью  в Москве состоялся научный симпозиум лАмериканские индейцы Ц прошлое и настоящее╗. Туда приехали и наши индеанисты. Учёные сухари неоднозначно восприняли людей, ненаучно занимающихся индейцами. Одни откровенно глумились над нашими, другие поддержали.

В это время на Украине активизировались индеанисты. Осенью создалась группа в Харькове, а в декабре в Запорожье прошёл Совет индеанистов Украины.

Лагерь Пау-Вау-83 поставили на высоком песчаном холме посреди старого карьера в районе станции Каннельярви. Народу было ещё больше, 15 типи стояли среди молоденьких сосёнок. Овасес и тут был верен себе Ц он снова вырезал и раскрасил тотемный столб, очень искусно, работа практически не отличалась от тлинкитских столбов. Одежды, танцы, церемонии, соревнования Ц всё стало качественно лучше. Особенно зрелищной была военная игра Ц зрители могли наблюдать за ней сверху с лагерного холма. Но самым крупным мероприятием была свадьба Овасеса и Тинагет. В нём  принимал участие весь лагерь. Правда, свадьбу слегка подпортили гэбешники, которые с милицией явились в лагерь, шарили по типи, требовали список адресов участников, предлагали народу спиртное и т.п. Их приближение охрана с холма заметила заранее и все бросились снимать ножи, их сложили в большую кучу в одном из типи, накрыли одеялами, а сверху сидела Чайка и долго делала вид, что переодевается. Потом гэбешники уехали и веселье продолжалось.

          С  этого Пау-Вау Мато Нажин должен был ехать в ГДР, на немецкий  Indian Week. Участники Пау-Вау скинулись деньгами ему на дорогу и дали напутствия. Это был первый контакт с иностранными  индеанистами. По приезду Мато привёз много фотографий , слайдов и рассказов.

 Среди индеанистов уже к тому времени ходили разговоры о перспективах жизни на природе и индеанистских общинах. Писатель Николай Внуков, автор книги о Сат-Оке, сказал что его знакомый директор лесхоза под Лодейным Полем предложил группе индеанистов жить и работать в лесхозе, предложил жильё и место   для Пау-Вау  на озере.  Осенью туда высадился лдесант╗ Ц Боевой Орёл и  Овасес с женой и маленьким сыном.  К сожалению, жизнь зимой под одной крышей при разных характерах людей отрицательно сказалась на взаимоотношениях в группе и весной община распалась и участники разъехались. Это была первая попытка общинной жизни на природе.

В декабре в Ленинград приехала девушка из ГДР, из клуба в г.Триптис  Мэри (Андреа Шуберт). Она много рассказывала о клубе, индеанистах ГДР и о посещении клуба Арчи Лэйм Дира.

В конце года группа индеанистов, занимающаяся племенем оджибва, объявили о создании бэнда Оджибва. В него вошли Бешеная Рысь, Чёрный Волк, Вапити,  Совёнок. Позже к нему присоединился Медвежья Лапа. Бэнд имел сильный походно-лесной уклон.

В мае в Холмах (под Каннельярви) впервые прошёл Большой совет группы Каучи. Участники решали там свои внутренние вопросы.

Для  Пау-Вау-84 место было найдено под посёлком Саблино, на реке Тосна. Правда, шесты были далековато, около километра выше по реке. Народ рубил их, чистил, а потом их связывали в большие связки и Вапити буксировал их на резиновой лодке вниз, к лагерю. На поляне стояло 15 типи.  Пау-Вау-84 был апогеем, высшим достижением  движения того периода. В лагере было организовано множество мероприятий: соревнования, выставки, игры, танцы и другие. Орлиное Перо на празднике собрал Совет, где предложил на обсуждение свои новые теоретические разработки по индеанистике. В частости, он предложил воплотить на практике систему деления индеанистов по бэндам (группам) интересующих племён. Это уже было не ново, так как в стране уже существовали несколько бэндов. А также Орлиное Перо предлагал осваивать идею создания индеанистских общин в сельской местности, которые постепенно приходят к полному самообеспечению. Сам он лично намеревался после Пау-Вау воплотить на практике свою теорию общин, поехать с несколькими единомышленниками на Алтай и создавать там общину, возможно, по характеру скотоводчесткую.

На Пау-Вау нас впервые посетили корреспоннденты и стали собирать материал для статьи про индеанистов в, как ни странно, журнале лСовьет лайф╗, который издавался для американцев.

В конце лета Орлиное Перо, его жена, Гордый Орёл и Овасес выехали на Алтай создавать индеанистскую общину. Они остановили свой выбор на маленькой деревне Верх-Кукуя в горах. Устроившись на работу в совхоз, они стали обживаться. Овасес через две недели дал задний ход и уехал на лматерик╗. В первую зиму общинникам пришлось очень тяжело, денег и еды было очень мало. Потом к ним стали присоединяться новые члены, они стали строиться и развиваться.

23 августа умер Поющая Радуга, один из первых участников движения, наш духовный лидер.  При своём мягком и тихом нраве он имел сильную волю и способность вести за собой людей.

Вскоре после Пау-Вау, как удар, неожиданно на ЛИК свалились трения и междоусобицы между членами клуба. Сначала  клуб покинул бэнд Оджибва.  Не выдержав тяжёлой моральной обстановки, в декабре клуб покинули Одинокий Волк, Бродячий Койот и Большое Сердце, вождь клуба. Оставшиеся члены выбрали вождём клуба Большого Бобра, но они  уже не могли вести нормальную клубную деятельность и через полгода агонии клуб тихо распался.

Кризис в Питере охватил и других индеанистов в стране.  По этой причине даже никто не стал искать место для Пау-Вау и организовывать праздник. Одинокий Волк предложил любимые им Холмы (Каннельярви) для лагеря тем, у кого ещё осталось желание собраться.  Перед этим там на майских праздниках собирались Каучи на свой очередной Совет. В лагере, который нельзя было назвать лагерем Пау-Вау, царила скука и уныние. Потом в лагерь из Карелии приехал бэнд Оджибва, который попытался внести некоторую организацию. Бэнд собрал людей в круг на церемонию Трубки, организовал подобие танцев и натаскал издалека дров для общего вечернего большого костра. У костра люди пытались разобраться в причинах кризиса, но всё свелось к упрёкам друг к другу.

В Москве группа индеанистов создала  КСИН (Клуб Солидарности с Индейским Народом) . Клуб занимался в основном изучением современного положения индейцев и общественной деятельностью.

Осенью правительством была организована массовая кампания по сбору  подписей в защиту активиста ДАИ Леонарда Пелтиера, отбывающего два пожизненных срока в американской тюрьме. Много позже выяснилось, что эта кампания была организована в противовес подобной кампании протеста на Западе против преследований академика Сахарова. Но мы этого тогда не знали и многие индеанисты с энтузиазмом собирали подписи во многих городах и даже на Алтае. Власти организовали зимой приезд в СССР жены Пелтиера, его адвоката и другого члена ДАИ.  Несколько индеанистов частным порядком встретились с ними. Это была наша первая встреча с североамериканскими индейцами

В апреле 1986 гдоа Блуждающий Дух и  Серая Сова и выехали в Крымские горы для создания индеанистской общины. Сова работал в совхозе, а Дух разводил лошадей, коз и овец. Летом Дух  с типи кочевал по Крымским горам, а зимой устраивался на работу где-нибудь в деревне.

В начале мая прошел Совет Каучи в Холмах. В этом году у этой группы был юбилей Ц 15  лет с года  основания.

Кризис в индеанистике продолжался. В Ленинграде противоречия между индеанистами усиливались и в итоге там образовались две группы Ц люди, которые собирались вокруг бэнда Оджибва, другие Ц вокруг Одинокого Волка, Бродячего Койота и Большого Сердца. В результате противоречий не было даже принято единого места Пау-Вау.  В итоге обе группировки сделали свои праздники в разных местах Ц бэнд Оджибва поставил свой лагерь в местечке лЛесные Глаза╗, их оппоненты Ц в  Холмах. В оба лагеря приглашались участники из других городов. Число участников лагерей было примерно поровну.

После праздников в Москве образовался  бэнд Ассинибойнов во главе с Юрием Котенко. А вскоре после этого там же возник Московский клуб индеанистов (МКИ).

В прессе появилась статья об Инес Рёдер, члена немецкого клуба лИндейцы сегодня╗. Многие индеанисты  написали ей. Тем, кто участвовал в индеанистике СССР,  Рёдер отвечала предложениями оставить шитьё одежды, танцы и Пау-Вау и заниматься только изучением современного положения индейцев и борьбой за их права. Тем же, написавшим ей, кто об индеанистике ничего не знал,  она говорила, чтобы они не общались с индеанистами, поскольку они, мол, играют в индейцев. Новичков было довольно много и, в конце концов, их настроили довольно агрессивно по отношению к лтрадиционалистам╗. Маргарита Постнова (ныне Белая Тучка) писала, что лс вашими одеждами, церемониями и Пау-Вау мы будем АКТИВНО БОРОТЬСЯ╗. Комсомольский инструктор Сергей Кузнецов (ныне Синий Щит) писал, что лпри общении с индеанистами надо соблюдать осторожность, так как на многих из них в КГБ заведены дела из-за свободомыслия, распространённого среди них╗.  Понадобилось несколько лет, чтобы новички пересмотрели своё мнение.

12 октября в Великих Луках Красным Волком была организована Туземная церковь индеанистов.  Там имела  место попытка объединить традиционные индейские верования с христианством. У этой церкви  не очень много последователей.

10 ноября Вапити организовал индеанистский клуб (ЛИК лЭтнос╗).  В клуб стали приходить новые члены и клуб стал организовывать выступления, выставки индейских вещей и снимать фильмы. После первого в нашей истории выступления по телевидению в клуб пришло ещё много новых людей. Члены клуба часто выезжали в лес, жили в типи , строили землянку.

Зимой 1987 года община на Алтае объявила, что если западные индеанисты не могут собрать Пау-Вау, то община объявляет, что общее Пау-Вау она организует на Алтае. В это время алтайская община переживала расцвет. Туда уже переехало жить  много народа и летом постоянно приезжали индеанисты и толпы халявщиков-хипов, поедающих общинные запасы.

В апреле в Ленинграде собрались четыре бэнда: московских Ассинибойнов, Каучи, карельских Сиу и Оджибва. Решили устроить общий лагерь под Ленинградом. Его организовать поручили бэнду Оджибва.  Поскольку на Пау-Пау была заявка с Алтая, то сбор решили назвать Встречей четырёх бэндов.

В июне на Алтае проводили Пау-Вау. Но туда приехали считанные единицы участников, некоторые приезжали много позже сроков. И ещё больше приезжало хипов и разного рода тусовщиков. По словам очевидца, это была лвстреча друзей, продолжавшаяся всё лето╗.

С 1 июля в районе Петяярви была организована Встреча четырёх бэндов, которая сильно смахивала на Пау-Вау прошлых лет. Долгожданные танцы, песни, беседы у костра. Тогда впервые была проведена церемония инипи.  На Совете бэндов было решено в следующем году восстановить проведение общесоюзных Пау-Вау. Организовать их поручили ЛИКу лЭтнос╗.

Летом Богдан Яхвак из Ужгорода впервые поехал на польский Пау-Вау. Знание польского языка помогло ему там уверенно себя чувствовать. Как он описывал, у поляков мало индейской одежды и серьёзно индейцами мало кто занимается.

В преддверии 12 сентября Ц Дня индейца, группа индеанистов, ленинградцев и из других городов, решили провести митинг в защиту Леонарда Пелтиера у стен американского консульства в Ленинграде.  ЛИК лЭтнос╗ в акции решил участие не принимать, считая её бессмысленной.  Около десятка человек несколько часов простояли у входа в консульства. Персонал консульства на акцию никак не отреагировал.

Той же осенью индеанисты, в основном занимающиеся изучением современного положением индейцев (Т. Селезнёва, Четан, Саджо и др.) организовали Ленинградский комитет в защиту Леонарда Пелтиера. Они собирали подписи, писали статьи и т.п.

Весной 1988 года группа ленинградских индеанистов (Большое Сердце, Чёрное Перо и Бешеная Рысь) выехали весной в Псковскую область,  в нежилую деревню Горушка, создавать индейскую общину. Тогда, как первые веяния перестройки в сельском хозяйстве, появились первые арендные подряды. Они взяли стадо молодняка на выпас. Они пасли его всё лето, несмотря на многочисленные трудности, нападения на скот волков и насмешки местных жителей. Как обычно в то время, совхозное начальство их обмануло, почти ничего не заплатив. Все общинники осенью вернулись в город.

Пау-Вау 1988 года было полноценным праздником. Он проводился в районе станции Петяярви, на берегу реки Волчьей. Туда съехалось много народа со всех концов страны, было много новичков. Было впервые проведено много мероприятий, которые ранее не проводились (конкурс лМисс Пау-Вау╗, игра лБизоньи яйца╗ и т.д.). В лагере было несколько корреспондентов, которые потом опубликовали статьи о празднике. После этих статей объявилось много новых индеанистов по всей стране.

Кампания протеста против содержания в тюрьме Леонарда Пелтиера продолжалась. В Ленинграде активно действовал Комитет в защиту Пелтиера. Индейцы, защищавщие индейского лидера, каким-то образом связались с хакасами, и последние тоже организовали комитет наподобие ленинградского. Хакасы и индейцы ездили друг к другу. В августе делегация хакасов приехала для акции протеста в Москву. С ними приехали и сибирские индеанисты. Туда же подтянулись индеанисты из Ленинграда и Москвы. Митинг устроили у американского посольства, хакасы были в национальных одеждах, а индеанисты в индейских.  

В том же году в Москву приезжали индейцы Ц фольклорная группа лБэдлэнд сингерс╗. Московские индеанисты с ними встречались и беседовали.

Весной 1989 года московские индеанисты стали издавать журнал лАмерикано-индейские ведомости╗. Журнал поначалу имел самиздатовский облик, но постепенно он становился более качественным. Он помещал материалы  в основном по истории и этнографии племён прерий.

На Пау-Вау-89 приехало множество новичков, узнавших о движении из газетных публикаций. Впервые туда приехали иностранные индеанисты. Это былы члены немецкого индейского клуба в Вальтерсхаузене (Тюрингия).  На празднике было очень весело. Было много общих мероприятий соревновательного характера.

В конце лета проходил международный антиядерный марш лНекст-стоп╗. Он проходил от Европы до Чернобыля. В нём принимали участие индеанисты из Ленинграда и Украины.

В сентябре 1989 года несколько ленинградских индеанистов выехали в пустой посёлок Новый под Лугой строить индеанистскую общину. Не имея опыта в сельском хозяйстве, общинники решили заниматься деревообработкой. Своими руками они собрали пилораму, деревообрабатывающие станки, купили грузовик, мотодрезину и материалы. Община лБобровое озеро╗ производила на продажу ульи, тарную дощечку, мебель, детские луки и др.  В общину входили Большое Сердце и Вапити, позже присоединились Медвежья Лапа и Сверкающая Тропа. Попутно общинники занимались огородничеством, содержанием приусадебной живности, пчеловодством, сбором грибов и ягод, охотой и рыболовством.

Осенью в Ленинграде создалась фольклорная группа лХранители╗. Группа занималась исполнением индейских песен и танцев, часто проводила выступления.

В декабре была организована выставка индейских вещей, сделанных руками индеанистов в Государственном музее этнографии народов СССР. Выставка имела большой успех. На открытии были индейские танцы, исполняемые группой лХранители╗, которые снимало телевидение.

Весной 1990 года ленинградцы Бешеная Рысь и Идущий Впереди (Хозяин) и челябинские индеанисты Ричи Прищепка и Чарли Бизонья Шкура    выехали на Урал в село Тюлюк строить индеанистскую общину. Они стали заниматься сельским хозяйством, выращиванием картофеля. Но, прожив полгода, они перессорились и разъехались по домам.  

Пау-Вау-90 был самым масштабным за всю историю индеанистики .  На поляне у реки  Луга под посёлком  Турово    встало от  50 до 60 типи.  Приехали четверо индеанистов из ГДР.  Праздник  обслуживал грузовик общины лБобровое озеро╗. В разгар праздника был вдали замечен низовый лесной пожар. Весь лагерь бросился тушить огонь.  На празднике было много мероприятий, игр и соревнований.

  В июле в Москву и Ленинград приезжал вождь племени пагоссет Большой Орёл. Индеанисты Москвы и Ленинграда встречались с ним и беседовали.

В Америке вышло несколько статей об индеанистов СССР, в газетах лВашингтон таймс╗ и лЛима ньюс╗.

В Ленинграде группа лХранители╗ ведёт активную концертную деятельность.  На Алтае рок-группа лRed Power╗ выпускает песенные альбомы на индеанистскую, индейскую и экологическую тематику.

В Сыктывкаре  А. Сидоровым  начато издание самиздатовского индеанистского журнала  лТомагавк╗

          Движение Американских Индейцев в 1990 году организовало Священный Бег в защиту Земли через Европу. Его руководителем был Деннис Бэнкс. На заключительном этапе Бег проходил по территории России, от финской границы через Ленинград в Москву. Четан и Саджо координировали Бег на этом участке. В Ленинграде индейцы дали концерт в одном из ДК, а потом долго разговаривали с индеанистами в гостинице под Ленинградом. Потом они продолжили Бег до Москвы, где встретились с  московскими индеанистами.

В октябре в Каунас приезжала священная женщина лакота Би Медисин. Литовские индеанисты организовали с ней несколько встреч.

В феврале 1991 года индеанисты, занимающиеся шайенами, собрались на свою первую встречу в Рязани.

В марте в Москве проходила международная  конференция историков-американистов. В ней принимали участие индеанисты.

Весной 1991 года Блуждающий Дух перебирается из Крымских гор в Курскую область, хутор Завидный. С собой  он привёз всех лошадей, коз и овец. В этом месте он планировал создать базу для индеанистской кочевой общины.

Пау-Вау-91 проходило в районе посёлка Толмачёво под Лугой, на живописной поляне на берегу реки Ящера. Недалеко был небольшой каньон. На праздник приезжал вождь племени пагоссет Большой Орёл.  Праздник ему очень понравился. Но вскоре он плохо себя почувствовал и вынужден был уехать из лагеря. С ним приезжал американский писатель Смит. На празднике стояло большое количество типи (около 40). Было много танцев и игр. Красный Волк проводил церемонии Церкви лЗвезда-Полынь╗. На Пау-Вау были несколько лошадей, пригнанных из Петергофа за 130 км. В лагере одна лошадь захромала. Чтобы не губить её на обратном пути, всех лошадей затащили в вагон электрички и ехали с ними до Питера. Пассажиры  получили стресс.

          В августе проходил  первый этап акции лСвященный Бег за Землю и жизнь╗ (Вильнюс Ц Рига Ц Таллинн Ц Ленинград -  Москва Ц Коломна Ц Тверь - Пенза) под руководством Скай Хоука (племя Блэкфут).  В ней  принимали участие индеанисты. Скай Хоук много рассказывал об индейских традициях и проводил церемонии. В районе станции Комарово встал небольшой лагерь,  где это всё и происходило. Там впервые наши люди увидели польских индеанистов.

Община лГолубая Скала╗ начала раздираться серьёзными внутренними противоречиями. Причиной было несогласие части общинников с политикой Орлиного Пера и с законами общины, где провозглашалась всеобщая уравниловка. Некоторые общинники стали переезжать в другие деревни в надежде создавать там общины, а кто-то и вовсе уехал  лна материк╗.

Пау-Вау-92 в Толмачёво запомнилось тем, что на него приехал Скай Хоук и долго там был. Там он провёл несколько инипи, делал другие церемонии, учил людей традиционным знаниям. Он был человеком скромного и мягкого характера и многому нас научил. Потом Скай Хоук и ещё несколько индеанистов продолжили начатый в прошлом году  лСвященный Бег за Землю и жизнь╗ на участке от Пензы до Алтая. По пути участники пережили множество приключений и, наконец, прибыли в общину лГолубая Скала╗. Там они провели совместно несколько церемоний и пробег двинулся дальше и закончился  у монгольской границы.

Вскоре после этого община лГолубая Скала╗ в результате внутренних конфликтов окончательно прекратила своё существование. Из деревни Верх-Кукуя её члены разъехались кто куда.  Под давлением властей осенью также прекратила существование и община лБобровое озеро╗ под Лугой. Её членам пришлось срочно распродавать всё нажитое имущество и переезжать в Питер. Похоже,  общинное движение в индеанистике закончилось.

В Москве сложилось крепкая группа индеанистов, которая активно стала заниматься танцами, песнями и др.  Они нашли место в Тверской области и в 1993 году провели свой первый региональный Пау-Вау, которые в дальнейшем стали ежегодными.

На Пау-Вау-93 в Толмачёво ненадолго приезжала пожилая женщина лакота Би Медисин. Ее было интересно слушать, она много рассказывала. На холме над лагерем расположились лальтернативные╗ индеанисты, которые на самом деле оказались толкинистами. Они всем надоели своими странными шмотками и деревянными мечами.  Их прогнали. Также в начале праздника впервые произошёл конфликт с местными гопниками с мордобоем.

Осенью питерские индеанисты в большом количестве поехали в Москву и там вместе с московскими индеанистами произошла встреча с известным индейским писателем Скотт-Момадеем. Он приехал туда по случаю выхода своей  книги лВ присутствии Солнца╗ про индейские щиты.  Эта книга дала начало книжной серии лМир индейцев╗ в Москве. Её издатель Игорь Суров (Питамакан).

 Индеанисты, занимающиеся племенем шайенов, совместными усилиями организовали в 1993 году в Пензенской области выпуск альманаха лВихио╗, рассказывающем об истории, культуре и религии шайенов.

Блуждающий Дух и Воронья Смерть, участвующие в крымской кочевой общине, перебрались в Курскую область. В результате противоречий в мае 1994 года община распалась, Дух переехал в Санкт-Петербург.

В Уфе в 1994 году группа индеанистов с помощью властей организовала в лесу детский летний лагерь   лГоворящая Вода╗. Там детей учили индейским ремёслам, выживанию в лесу, рассказывали об истории, культуре и традициях индейцев. Там же начался выпуск печатного бюллетеня лГоворящая Вода╗.

  Московская группа организовала печатный альманах лИктоми╗, посвящённый истории, культуре и религии индейцев Северной Америки. В нём публиковались очень интересные и малоизвестные материалы.

  Пау-Вау-94 в Толмачёво был ничем особенно не выделявшимся праздником. Песни, танцы, игры, церемонии Ц всё было как обычно. Но, кажется, это было началом застоя в индеанистском движении. Странное  дело - до этого казалось, что в движении был некий рост, некие значительные события, а после этого он прекратился и всё плавно покатилось, равномерно и скучно.

После Пау-Вау в С-Петербурге стартовали международные Игры Доброй Воли.  Во время открытия выступало множество индейских танцоров. Питерские индеанисты с ними встречались с ними и разговаривали.

В этом же году вышла в свет книга Дж. Б. Гринелла лСражающиеся шайенны╗,  положившей начало серии "Индейцы Северной Америки" в Москве, издатель Ц Ю.Стукалин.

Пау-Вау-95 в Толмачёво отличился тем, что на него надолго приехала пожилая женщина лакота Би Медисин. С ней много беседовали на разные темы, она дала много консультаций в разных областях, в том числе по танцам. Вместе с ней приехали репортёры американской телекомпании, которые снимали праздник и брали интервью у индеанистов.

В октябре 1995 года Танцующий Лис с друзьями создал кантри-клуб, где всегда играла живая музыка в стиле кантри, а также кельтские, латиноамериканские и другие мелодии, исполняемые фолк-группой "Sunrise".  Иногда там устраиваются индейские танцы. Это место и по сей день служит местом встречи питерских и заезжих индеанистов в промежутках между Пау-Вау.

Весной 1996 года собралось некоторое количество индеанистов, где и было принято решение издавать печатный альманах лПервые американцы╗. Занимался этим в основном Блуждающий Дух. Альманах предлагал интересные материалы по истории, культуре, искусству и религии различных племён Северной Америки, а также материалы по индеанистике в России. 

Пау-Вау-96 в Толмачёво на первый взгляд, был вроде обычным, но на нём уже начали проявляться противоречия различных группировок индеанистов. За месяц  до праздника некая питерская инициативная группа неожиданно решила перенести сроки Пау-Вау на две недели позже и разослала об этом уведомления иногородним индеанистам, не посоветовавшись с большинством питерских индеанистов. Это самое большинство разозлилось и отвергло инициативу, разослав иногородним опровержения. В результате подавляющее большинство приехало в старые сроки, но некоторые группы были дезинформированы и приехали позже.

В ноябре вышел в свет первый номер альманаха  лПервые американцы╗. Альманах, в отличие от прежних индеанистских изданий, оказался живучим. Он издаётся и по сей день, радуя читателей качественными материалами.

В 1997 году  было решено проводить Пау-Вау-97 в Холмах близ станции Каннельярви к северу от Петербурга. Туда приезжала снимать репортаж съёмочная бригада РТР. В целом праздник прошёл весело и непринуждённо. Кроме одного. В результате внутренних противоречий небольшая часть индеанистов не встала в общем лагере, а поехала на старую поляну в Толмачёво.  Но и там произошёл серьёзый конфликт между индеанистами с применением силы.

В начале мая 1998 года к северу от Петербурга, в санатории на берегу моря состоялась международная конференция лМир без насилия╗, на которую приехали индейцы различных племён. Питерские индеанисты поставили в парке перед гостиницей  одно типи и жили там. Индейцы приходили туда, беседовали, пели песни. Народ узнал много интересного.

Тогда же, в мае, в рамках фестиваля лМузыкальная весна╗ в Питер приезжали танцоры из племени, Калифорния. Они провели выступление в Доме Дружбы, куда приходили питерские индеанисты. У них были очень своеобразные танцы, которые сильно отличались от танцев Пау-Вау. На следующий день с ними встречался Блуждающий Дух и беседовал.

Пау-Вау-98 в Толмачёво проходил как обычно, но под конец туда пришли какие-то хулиганистые наркоманы и устроили дебош. Их здорово побили, и они в отместку ночью подожгли типи  Красного Волка. То, что это был умышленный поджог, догадались не сразу. Сообразив, все бросились их искать по лесам, но не нашли. Разьезжались все в унынии.

В мае 1999 года снова состоялась конференция лМир без насилия╗ в том же месте и снова туда приехали индейцы, в том числе известный элдер лакота Уоллес Чёрный Лось. Питерские индеанисты на этот раз там поставили три типи, где индейцы проводили много времени. Стоял мороз и с моря дул сильный ветер со снегом, но в типи было тепло и ещё было тепло от приятного общения с индейцами.  Туда после долгого отсутствия в индеанистике приехал Кагаги-Чёрный Ворон.

К лету 1999 года усилились трения между различными питерскими группировками. С большим трудом удалось собрать Пау-Вау в районе Петяярви. Там противоречия усилились, безудержная пьянка в одной из группировок вызывала ещё большую неприязнь другой.  Последняя решила в будущем называться обществом лКрасная Тропа╗ и собирать отдельный Пау-Вау, где будет запрещено спиртное и где будут возрождены некоторые традиции первых Пау-вау. Поэтому  в будущем он  был назван лагерем Возрождения.

В индеанистике разразился кризис. Часть индеанистов поддержала лагерь Возрождения, другая часть примкнула к другому лагерю, где командовал Мато Нажин. Все попытки договориться в течении года потерпели неудачу.  И оба лагеря провели свои Пау-Вау в разных местах.

В 2000 году лагерь Возрождения был организован в районе деревни Турово на берегу реки Луга, на месте Пау-Вау-90. Лагерь был довольно большим и там была в основном индеанистская молодёжь. В этом лагере открытие и некоторые другие мероприятия делались по образцу первых Пау-Вау. Альтернативный лагерь был поставлен в Холмах в районе Каннельярви . В обоих лагерях были танцы, песни и игры. В Холмы, кроме того, приехала съёмочная группа телекомпании НТВ, снимала, а потом выпустила в эфир репортаж, где было всё искажено и переврано.

В течении года общество лКрасная Тропа╗ провело ряд  танцевальных выступлений в школах и провело двухдневное зимнее Пау-Вау в спортзале, где много танцевали. Был также организован  индейский кружок для детей, правда, он просуществовал недолго. Зимнее Пау-Вау также проводилось и в Москве.

В 2001 году лагерь Возрождения снова встал на берегу Луги. Благодаря выпуску альманаха лПервые американцы╗ появилось много молодых индеанистов. Праздник проходил весело, были танцы, игры и другие мероприятия. Альтернативный лагерь, названный Сообществом, насчитывал 5-6 типи и там почти не было никаких мероприятий. Москвичи тоже провели свой региональный Пау-Вау.

Осенью 2001 года обе  питерские группировки встретились и договорились провести Пау-Вау таким образом, чтобы оба лагеря стояли друг от друга неподалёку. Зимой общество лКрасная Тропа╗ снова  провело Пау-Вау в спортзале.  Весной искали место для лагеря и нашли его на берегу реки Систа, недалего от деревни Систо-Палкино к западу от Питера.

На Пау-Вау-2002 приехало много народу из разных регионов России. Танцы, игры и другие мероприятия устраивались в обоих лагерях, куда ходили к друг другу в гости. Было несколько лошадей, на которых участноки приехали из Петергофа. В лагере Возрождения начались трения между его членами.

Среди московских индеанистов тоже возникли противоречия и через некоторое время они фактически разделились на две группировки. По этой причине в этом году не проводилось регионального московского Пау-Вау.

Зимние Пау-Вау обоими  питерскими группировками проводились раздельно.  Общество лкрасная Тропа╗ провело его в одном из детских садов Петербурга, а лСообщество╗ - на одной из турбаз Карельского перешейка, в Васкелово.

Пау-Вау-2003 проводилось на этот раз обоими группировками в разных местах. лКрасная Тропа╗ снова поставила лагерь под Турово,  а лСообщество╗ - в на старом месте в Толмачёво.  Большинство задуманных мероприятий не состоялось из-за плохой погоды.  

Вскоре после питерского Пау-Вау  под Екатеринбургом  состоялось региональное урало-сибирское Пау-Вау, куда приехало много гостей из Питера и других регионов.  По отзывам участников, место было выбрано неудачное,  но в целом всё прошло очень душевно и все были довольны.

В январе 2004 года состоялись зимние Пау-Вау в Москве и Тюмени. На тюменское  приехали индеанисты из Екатеринбурга  и Новосибирска.

 

 

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz