Мидэвивин.


                                                                                           Базил Джонстон.



                                                          Шаманы.


Анишинабе процветали в своей стране. Потом страшная болезнь опустилась на их земли, угрожая уничтожением всех людей. Всякий заболевший был обречён на смерть. Жертвой стал один юноша. В Стране Духов часовой встретил его вопросом, отчего он так печален. На это юноша ответил: "Потому, что народ гибнет".

Часовой отправил послание Китче Маниту. Сжалившись над Анишинабе, Китче Маниту обещал послать к ним своего посланника Нанабуша с лекарством. А юношу он снова вернул в Страну Живых.

Вскоре страдающих Анишинабе посетил Нанабуш. Он искал того юношу, полагая, что тот наделён тайной жизни и сможет научиться искусству исцелять. Отыскав этого молодого человека, которого звали Одамин (Земляника), Нанабуш повёл его в уединённую долину. После молитв Нанабуш увидел видение, где он наблюдал за выдрой, которая несла во рту стебель травы и была очень больна и слаба. На её пути было озеро, в которое она вошла. Когда она вновь показалась на другом берегу, то выглядела бодрой и сильной, а в пасти держала всё тот же стебель.

Воодушевлённый, Нанабуш открыл глаза. Вместе с Одамином они направились в чащу леса, где из-под земли Нанабуш добыл Кинебиго-васк, Змеиный корень. В знак благодарности за видение Нанабуш посвятил молитву Китче Маниту. И, приготовив лекарство из тех корней, он вылечил всех мужчин, женщин и детей.

Потом в течении нескольких лет Нанабуш учил молодого Одамина. Растения, говорил он, обладают двумя силами: властью исцелять и властью растить. Нанабуш утверждал, что эти силы способны исцелять и обращать в рост другие существа. О животных он говорил как о носителях знаний. И поэтому Одамин должен был учиться у них.

Нанабуш покинул Одамина, преподав ему великий урок. Теперь Одамин сам должен учиться у животных и растений. Он узнал, какие растения, коренья и листья ест медведь, какие - олень или бобр; какое растение или корень выбирает лось, будучи больным, что выбирает волк или сова. Наблюдая за животными, Одамин открывал для себя различные свойства растений. Так, собрав свои знания, Одамин стал изучать Анишинабе. Он открыл, что каждый из людей наделён своей неповторимой силой и только они сами могут воспитать в себе те или иные качества, наделив себя внутренним равновесием. От Нанабуша и по собственным наблюдениям Одамин понял, что болезнь невозможно исключить из жизни совсем, ибо является она составной частью всего живого.

Болезни с их мучениями увековечены, также как и способы их излечения. Уверенный в том, что боль и страдания можно победить, Одамин, первый шаман, стал обучать людей.

Для этого Одамин избрал юношу в качестве ученика, чтобы передать ему знания, которые приобрёл сам. Таков был путь всех шаманов. В течении нескольких лет молодой человек или молодая женщина раскрывали свои способности. В условиях одиночества, в молитвах и видениях проявлялись их индивидуальные способности, знания и навыки, которым не было конца. Лишь после смерти учителя весь опыт и навыки могли проявиться в делах молодых шаманов.

Всю жизнь шаман собирал разные растения. Коренья собирали весной. В это время они наполнены жизнью. Когда корень лишался своей собственной колыбели в земле, шаман пел:

Твоё тело как нежно,
Твой сок так насыщен,
Преврати нашу слабость
В силу и здоровье.

После этого в жертву приносился табак каждой из четырёх сторон света, а также Отцу-Солнцу и Матери-Земле. Листья, почки и стебли собирали осенью пели при этом молитву:

Твой дух,
Мой дух,
Может, они объединятся
В один исцеляющий дух.

Или:

Ты давал красоту,
Теперь дай средство для силы.

Каждое растение имело место, значение своё время. Каждому из них посвящались молитвы песни.



                                                Мидевивин.



Шаманы приходили к выводу, что долгая жизнь и здоровье невозможны без знаний медицины. Исцеление не являлось законченным искусством. Мужчины и женщины, подверженные болезни, умирают раньше отведённого для жизни срока. Шаманы расценивают это как наказание. И они рассказали, что полная жизнь не может быть достигнута посредством лекарств. Поэтому они проповедовали здоровый образ жизни.

Они, ссылаясь на Китче Маниту, призывали увековечить дар медицины в церемониях, учреждённых Одамином. И где бы анишинабе ни основывали свои селения, они ежегодно отдавали дань этим знаниям. В своих молитвах растениям они убеждали, что сила и власть, заключённые в этих созданиях, будет стоять на службе добра.

Убеждая, что долгая жизнь является следствием добра и честной жизни, шаманы познавали сами, что же составляет честность. Шаманы не только призывали к честности, они сами были честны.

Их прославление дара медицины стало известным под названием "Мидевивин" от "мино" - добро, и "девивин" - сердечный (по другой версии "миде" - таинство, "вивин" - действия, - Прим. пер.). Оно также может означать "шумный" - от ударов барабанов на церемониях, вызывающих духов, а также погремушек, которыми трясли, изгоняя злых духов.

Поначалу допуск в общество Мидевивин требовал лишь знаний о растениях и их исцеляющей силе. Позднее, с введением морали, от членов требовалось наличие доброго нрава и безукоризненной честности мужчины или женщины. И допуск в Мидевивин стал привилегией избранных.

По обычаю, имя кандидата объявляли в обществе. Потом поручитель направлял к нему троих посланцев с приглашением на праздник. После праздника выкуривали Священную Трубку (табак предлагал кандидат) и шаман-поручитель с другими беседовали с кандидатом. Они расспрашивали его о жизни, о его снах и видениях. И если спрашивающие оставались довольны, то просто покидали своё место и выходили из священной палатки. Затем назначали шамана, который опекал кандидата и учил его.

Во всех случаях кандидат исполнял четыре требования, выдерживал четыре тура (были случаи, когда исполнялось восемь требований перед тем, как стать членами общества).

                                                                   Первая ступень. 

За год до церемонии кандидат получал от шамана-поручителя наставления. Раз или два в неделю он посещал опекуна-учителя, который обучал его названиям и применениям растений, песням и молитвам в их адрес. 

За много дней до церемонии кандидат, поручитель и учитель рассылали приглашения членам Мидевивин. Они получали небольшие узелки со священными травами, и все мужчины и женщины знали о дне церемонии. 

За пять дней перед обрядом посвящения кандидат прибывал к месту проведения церемонии.

 Следующие четыре дня кандидат посвящал посту и молитвам, а также очищал своё тело, чтобы предстать перед обрядом чистым душой, разумом и телом. 

Всё утро в день церемонии кандидат проводил в палатке до вызова поручителя, который провожал его до мидевигун, священной палатки. Мидевигун напоминал жилище, построенное Нанабушем. Центральный мидевигун был огорожен для духов праздника. Он представлял собой прямоугольник, обращённый входами на восток и на запад. Жилище было открыто сверху для света и жизни. Внутри стоял кедровый столб, олицетворяющий дерево жизни, известный как мидеватик. Вблизи мидеватика горел огонь, один из символов элементов мироздания. 

Итак, поручитель и учитель провожали кандидата до мидевигун. У входа они встречали четырёх медведей, символ добродетели в жизни. Четыре раза испытуемый и его провожатые обходили священную палатку. Четыре других медведя, представляющие зло и соблазн, мешали и преграждали им путь. 

То, что кандидат должен встретиться в своей жизни и делах с соблазнами, изображено в священном берестяном свитке в виде дороги с девятью ответвлениями. В представлении Мидевивин, отступление с честного пути и невозвращение на него позднее равносильно смерти. Если всё же отступления были вынужденными и не постоянными, члены общества предавались молитвам и просьбам о прощении, пересматривая свою жизнь в поисках истины. Олицетворением зла и соблазнов и были препятствующие медведи.

 Существуют четыре остановки в жизни: детство, юность, зрелость и старость. Поэтому четыре раза кандидат, поручитель и учитель с сопровождающими обходили мидевигун перед тем как войти внутрь. За этот путь испытуемый не должен испугаться или споткнуться, и должен покорить злых духов мужеством и силой. 

Когда кандидат оказывался перед восточным входом, перед дверью в новый существующий мир, он произносил слова песни: 

Я в волнении, 

Слабости и неведении. 

Научите меня ! 

          Члены общества, находящиеся в шалаше перед кандидатом, пели: 

Прими нового брата. 

Позволь нам поприветствовать Нашего нового брата. 

После этого выкуривали Священную Трубку, которую передавали по кругу. По знаку главного шамана Мидевивина кандидат садился для экзамена, чтобы доказать свои знания. Здесь не должно быть ошибок. 

Затем главный шаман или Мидевекуа (мужчина или женщина) "убивал" кандидата священной раковиной мидемигис. Кандидат падал "мёртвым", а после Мидевекуа "воскрешал" его, как Одамин, первый шаман, возродился к жизни. Путь воскрешения был полон драматизма. Кандидат отныне не был тем, кем был прежде. Он переродился. 

Священный мидемигис был заимствован из истории Анишинабе. По описаниям, Анишинабе оставили свои обедневшие земли в поисках Страны Изобилия. Полагая, что такая земля существует, они шли долгие годы на восток, откуда приходит утро. Наконец, они достигли океана, вода которого была солёной. Они остались там надолго, сумев забыть своё происхождение.

 Однажды огромная морская раковина Мигис появилась из глубины великого моря. Люди испугались этого, а шаманы пребывали уединении и молитвах. Одному из шаманов приснилось, что далеко-далеко есть земля. Видение заходящего солнца потрясло его. Он поделился своим видением, знаменовавшим возвращение в родные земли, с вождями и они призвали Анишинабе к долгому путешествию.

 Когда каноэ, вёсла, сосуды, стрелы - всё было готово и собрано, люди тронулись в путь. Легенда говорит о морской раковине, что висела в небе и указывала направление всегда на запад во время перехода Анишинабе. Другая легенда рассказывает о той же раковине на западном небе, появлявшейся лишь тогда, когда люди долго оставались на одном месте или сбивались с верного пути. 

Так, много лет спустя, Анишинабе достигли родных земель. Одни говорят, что люди поселились в Бо-у-тин (Со-Сент-Мари), другие утверждают, что Анишинабе прошли дальше на запад, остановившись в Монингваукаунинг (сейчас это Ля-Пуэн в Висконсине).

 В соответствии с историей Анишинабе шаманы Мидевивин использовали Мидемигис в первых трёх церемониях посвящения. Маленькая раковина означала возвращение на правильный путь. 

После "воскрешения" кандидат демонстрировал свою силу и знания перед собравшимися. Он получал от главного шамана священный узелок или Мидевийян в который он впоследствии клал предметы, символы своей власти и личные таинства нового Мидевевинини (члена общества). Эти вещи узелка Мидевийян всю жизнь хранились владельцем и сжигались после его смерти. 

В завершение церемонии кандидат предлагал своим новым братьям дары, которые готовил в течении года. 

Сохранился другой ритуал. Рассказывали историю Анишинабе, напоминая о заветах их далёких предков.

 После этого кедровый столб Мидеватик выносили и кандидат выходил из мидевигун через западные двери. 

Кандидат отныне становился членом Мидевивин первой ступени и получал право провести краской линию на своём лице, а также руководить похоронной церемонией на Празднике Смерти в качестве шамана первого ранга. 

В конце обряда или позже он мог заявить о своём желании во втором туре следующей весной. 

                                                                     Вторая ступень. 

Как и прежде, заявивший о себе кандидат должен был подготовиться. У него были новые учитель и поручитель. Наставления он получал за неделю, а за год ин изучал песни и ритуалы, пополнял свои знания. 

Мидевигун второго тура напоминал священную палатку первой церемонии. Только внутри стояли два столба. 

Кандидат второго тура так же проводил время перед церемонией в одиночестве до прихода поручителя и сопровождающих. Он постоянно обращался к Китче Маниту: 

Мои глаза закрыты, 

Мои уши не слышат, Дай мне зрение, 

Подари мне слух. 

И вот начинали тихо бить барабаны. С их усилением появлялся учитель и поручитель и вели кандидата к мидевигун. Их встречали четыре медведя. А у самого входа их ждала змея, символ зла и соблазна.

 Четыре раза в сопровождении медведей с погремушками они обходили священную палатку. У входа его встречал главный шаман Мидевекуа. Четыре медведя исчезали и змея уползала прочь. Кандидат пропевал свою просьбу, а присутствующие поддерживали её: 

Позволь нашему брату 

Открыть глаза и 

Обрести слух. 

И снова под удары барабанов и треск погремушек кандидат и его опекун совершали обход мидевигуна. Они делали восемь кругов, ровно столько, сколько было присутствующих членов общества. В священной палатке его ждали вопросы о его характере, умениях и знаниях. 

Теперь он должен увидеть то, что не было в поле зрения, теперь он должен услышать то, что не слышал раньше. Для него отныне добро и зло должно стать осязаемыми. 

Ещё один ритуал повторился в церемонии. Новый член ступени и другие слушали историю Анишинабе, их далёких предков. 

Теперь кандидат становился членов общества Мидевивин второй ступени. Он имел право нарисовать на своём лице вторую полосу. Новый член покидал палатку через западную дверь.

                                                                     Третья ступень.

 Если кандидат пройти третий тур, он снова заявлял о себе. Его снова готовил новый учитель. За год он собирал подношения, готовил дары.

 Порядок и правила ритуалов были схожи с первыми двумя. Только в мидевигун было три дерева жизни. 

Под грохот барабанов и погремушек кандидат, учитель и четыре медведя обходили мидевигун. Священное место теперь охраняли четыре рыси. При входе в восточные двери кандидат пел: 

Я пришёл 

Из старой жизни 

Я вижу Новую жизнь. 

       Остальные подпевали: 

Из другого времени 

Пришёл он, 

Чтобы войти

 В новое время.

 Снова предстоял ритуал "смерти" и "воскрешения" раковиной мидемигис. Кандидат после "возвращения к жизни" становился Джисекивинини, обладателем власти вызывать сверхъестественные силы и существа. Джесекивинини обладал покровительством громов, властвующих в небесах. 

По окончании церемонии новый член общества мог покрыть верхнюю часть лица зелёным цветом, а нижнюю - красным. В Мидевивин зелёный цвет олицетворял юг, родину дождей, громов и возрождение, а красный - запад, обиталище теней и смерти. 

                                                                   Четвёртая ступень. 

Подготовка к четвёртому туру не отличалась от предыдущих. Мидевигун имен у каждой стороны по три палатки очищения и четыре столба внутри. 

Стражи-медведи символически убивают стрелами соблазняющие существа: рысь, черепаху, росомаху, лису, волка и медведя. В ликовании они расправляются со злом.

           Кандидат внутри мидевигун поёт:

 Я пришёл Умереть. 

Я пришёл Для жизни.

        Собравшиеся отзывались: 

Легко умереть, 

Труднее жить. 

Оправившись после "смерти", испытуемый доказывает свои умения и навыки. Теперь он имеет право проверять знания новых кандидатов. 

Будучи полноправным членом Мидевивин, он красит лицо красной краской и делает пятна по ней зелёным цветом. Количество пятен соответствует числу убийств и возвращений к жизни. 

Мидевекуа объявляет четвёртый тур последним из серии экзаменов, четырёх периодов очищения, этапов возвращения к жизни. Главный шаман покидает мидевигун, вслед выносят священные столбы.

 Для нового члена наступает новая фаза существования. Шаман должен много и честно трудиться, наставляя других к честной жизни.

                                Для себя и других члены Мидевивин завещали следующее: 

Правила долгой жизни и мудрости: 

Благодарить Китче Маниту за все его дары. 

Чтить старость - в этом ваше понимание жизни и мудрости. 

Уважать жизнь в её многообразии - в этом ваше существование. 

Уважать женщин - это уважение к жизни и любви. 

Придерживаться обещаний - в их исполнении ваша правда.

 Уважать доброту - поделившись ею, вы станете добрее. 

Быть миролюбивым - через дружбу все придут к Великому Миру. 

Быть смелым - это сделает всех сильнее. 

Быть сдержаннее во всём - ваши поступки станут благорозумнее.


                            





Сайт управляется системой uCoz