Визит из каменного века



Летом 1998 года в России, в Ленинградской области, неподалеку от деревни Толмачёво состоялось очередное “пау-вау”. “Пау-вау” – это не ругательство, не современный жаргонизм – так на индейский манер называют слет(?), сбор(?), фестиваль(?) тех наших соотечественников, которые называют себя индеанистами.


Это группа людей, безоговорочно принимающих, пропагандирующих и культивирующих в быту, насколько это возможно, образ жизни, логику мышления, мировосприятие и религиозные обряды различных племен североамериканских индейцев. Поскольaку индеанисты в большинстве своем народ городской, то весьма незначительны их возможности жить “по-индейски”, не считая месячного пребывания на “пау-вау”. Это затруднительно во всех аспектах, кроме одного: исповедования шаманизма, основной религии индейцев.

12 августа на канале РТР, в рамках молодежной программы “Башня” был продемонстрирован материал, снятый в лагере индеанистов. Сам лагерь был выстроен в точном соответствии с описаниями селений индейцев, согласно всем правилам и требованиям их ритуалов. Вигвамы, типи, тотемные столбы, ритуальные костры, столбы пыток, словно сошедшие со страниц книг Карла Мая, Фенимора Купера и Майн Рида, словно бы ожившее кино, ставшая реальностью подростковая мечта о мире сильных и благородных людей и поступков, увлекательных приключений, в которых побеждают всегда “наши”, “хорошие”. А “хорошими”, стараниями создателей приключенческо-костюмных фильмов, шедших в нашей стране, были индейцы. Нехорошими, подлыми, жадными были всегда “бледнолицые”, за исключением, конечно, тех немногих, кто “додумался и проникся” индейским духом и сам, будучи белым по плоти, стал индейцем по духу. В каждом романе, в каждом фильме отыщется такой “друг индейцев”. Последним по времени, посетившим наши экраны, можно назвать Чака Норриса в сериале “Крутой Уокер: правосудие по-техасски”. Экскурс в кино-книжное “зазеркалье” в русле разговора об индейцах отнюдь не случаен. Пружина, толкающая изнутри это экзотичное в наших краях объединение, находится именно в этой вымышленной среде. По утверждениям индеанистов, быть “индейцем” вовсе не означает принадлежать к ним этнически, главное быть индейцем в душе! А одним из решающих условий принятия индейского духа служит поклонение их богам, духам, тотемным символам. Таким образом, если отбросить всю киношно-маскарадную многословность, если заглянуть за кажущиеся совершенно настоящими декорации, то обнаружится там во всей своей неприглядности культ шаманов, если угодно, древнейший сатанизм каменного века. Да господа индеанисты не больно-то и скрываются, скорее, наоборот, просто выпячивают свое поклонение демонам, которых именуют “духами природы”, “тенями предков” или, отдавая дань современности, “общением с космосом без посредников”. В той же передаче от 12 августа продемонстрировали самое настоящее камлание перед телекамерой. Молодые мужчины, облаченные в великолепные костюмы, точно копирующие обрядовые одежды их кумиров, изукрашенные перьями и прочими магическими побрякушками, кружились в танце каменного века, исполняя обряд ублажения демонов. Шаман с разрисованной физиономией лупил изо всех своих сил колотушкой в большой ритуальный барабан, закатывал глаза, изгибался и дергался. А вокруг него так же дергались и извивались, словно бесноватые, молодые ребята, большинство из которых выпускники престижных университетов и институтов. Самое страшное, что среди них есть учителя, журналисты, руководители спортивных секций, туристических кружков. То есть те, кто работает с детьми. Стоит ли удивляться присутствию на “пау-вау” и детей, проходивших там “школу выживания”, как это называется у индеанистов.

Это появление индеанистов на экране и на страницах газет далеко не первое, и, судя по тому, как их пытаются “ввести в моду”, далеко не последнее. Их стараются преподнести как некий культурно-этнографический феномен. И надо отдать должное, шаманисты очень умело используют этот “феноменальный” образ и внимание к себе. Пользуясь любой возможностью, они твердят об ошибочности пути современной “белой”, европейской, в конечном итоге христианской, цивилизации. Принимая на себя как бы венец этнического мученичества, проливают слезы по поводу практического уничтожения индейской религии и культуры. Они считают себя высшей расой, живущей по иным, не доступным для других законам морали, представлениям о добре и зле. Надо признать, что это они не сами придумали, это им рассказали. А они поверили. При этом настоящие индейцы о том, что они высшая раса, даже и не подозревают. Это “потрясающее” открытие было сделано научными институтами Третьего рейха, институтами фашистской Германии, занимавшимися “расовыми проблемами”. Индейцы оказались в числе других народов, милостиво признанных гитлеровцами арийскими. “Арийцы” американского замеса оказались в положении гораздо более выгодном, чем многие их собратья-язычники, которым приходится черпать вдохновение в сказках, выдавая их за были, в “переосмыслении” народных преданий и “собственном видении истории”. У индейцев же существует мощнейшая теоретическая база. Настоящим индейцам посвящены несчетные тома этнографических исследований, университетские центры продолжают непрерывную исследовательскую работу, публикуя свои отчеты. Все буквально, от рисунка и покроя штанов и мокасин до ритуальных песнопений и колдовских заклятий, записано, нужно лишь взять нужный академический том, привезти его в лес, в деревню Толмачево, прочитать друзьям-единомышленникам и ... воплотить прочитанное в реальность. Надежды на возрождение индейского духа, окончательную победу “богов” и ведомых ими, служащих им, высшей индеа-арийской расы и вытекающее из этого господствующее положение индеанистов, а вовсе не погружение в прошлое, не попытка спасения от реальности слабых духом, инфантильных, заигравшихся в старину интеллектуалов, вот что выражает современный шаманизм. Для “индейцев” совершенно ясно, что “современная технократическая цивилизация обречена”. Не техногенные катастрофы, так социальный взрыв или глобальный конфликт сметет мир “городских слабаков” и прячущих свою слабость и трусость за “понятия, почерпнутые из христианства”, а после краха все станет “на свои места”. Заранее одичавшие, вернее “цивилизованные дикари”, хорошо образованные, но исповедующие культ сильной личности, “природное здоровое зверство”, рассчитывают властвовать над “низшими”, “слабыми”, не “приспособленными”, быть у них вождями и шаманами. Холодный, прагматический расчет стоит за “романтическими играми на природе”. Они пока еще учатся. Несколько активистов группы поступили в престижные американские университеты для обучения специальностям, позволяющим им в самом скором времени стать дипломированными специалистами по индейскому вопросу, шаманами с высшим образованием, а благодаря обобщенному опыту различных шаманских направлений, пожалуй, более изощренными в колдовском ремесле, чем природные индейцы. Кроме теоретической подготовки, практических отправлений шаманского культа, идет серьезная работа в плане физподготовки участников “пау-вау”. В той же молодежной передаче была продемонстрирована “игра”, в ходе которой отряд детей во главе со взрослым учился выслеживать такой же отряд, но отрабатывавший навык укрытия в лесу и скрытного передвижения.

При всей своей кажущейся неординарности секта шаманистов-индеанистов, как это ни печально, всего лишь одна из множества сект, во всю эксплуатирующих тему техногенного апокалипсиса, возврата к природе, простым ценностям, расовому превосходству, в силу неких доисторически сформировавшихся причин.

Для инденистов этот факт печален потому, что они-то себя считают избранными, выдающимися, а на деле оказываются одними из множества.

Лишенные нормального религиозного воспитания, не встретившие на своем пути православного проповедника либо просто верующего человека, современные люди мечутся в поисках удовлетворения своей тяги к вере, к спасению души от того безбожного, суматошного, пугающего бытия, которое выжимает как лимон человека, выдавливает из него все то, что было по воле Создателя заложено в него человеческого, то, что отделяет его от скота, делает венцом природы. Этих-то мятущихся, в основном молодых людей, и улавливают в свои яркие сети вербовщики демонических культов. Никакое высшее светское образование не является гарантией спасения от сетей шаманистов. Мне доводилось встречать людей и с высшим техническим, и с гуманитарным образованием, побывавших в местностях, где шаманизм негласно поощряется, а это северные районы, Горный Алтай, Северный Кавказ. Там они принимали участие в ритуалах и жертвоприношениях, тем более что они на первый взгляд просты – немного продуктов, оставленных “для духов” в определенном месте. То же безбожие, тот же бесовский соблазн превращают хорошую в общем-то идею борьбы за разумное обращение с природой в экстремистские лозунги радикальных групп, чьи методы варьируются от почти полного растворения в природе человека, то есть превращения его в животное, занимающее всего лишь одну из природных ниш, равного со всеми животными, до создания теорий уничтожения современной цивилизации путем расселения больших городов, уничтожения машин, введения первобытного коммунизма. Лозунги спасения природы привлекают под свои знамена массу людей, собирают богатые пожертвования. За представителей “зеленых” охотно голосуют на выборах в парламентах Европы, в иных странах им принадлежит до трети мест, они влиятельная политическая сила. Во что же выливаются обе крайности хорошо видно из двух известных примеров: первый и самый страшный из них – это Камбоджа. Там выпускник Сорбонны, места, где собственно и зародились планы расселения Парижа, жизни в сельской идиллии и растворения в природе, марксистско-революционной практикой воплотил их в жизнь. “Эксперимент” обошелся в миллионы погибших, фактическое возвращение в каменный век целой страны. Другая крайность – природный анархизм. Так называемые грин-хиппи или хиппи с экологическим уклоном. Лозунги типа: “Живем в лесу – молимся колесу”. Веротерпимость, вегетарианство, свобода личности в крайних формах, которые допускают употребление наркотиков растительного происхождения, сексуальную раскрепощенность, представляющую собой не что иное как повальный и изощренный блуд, – весь этот “благоуханный” букет страстей, греха и пороков обосновался, как это ни странно, этим же летом и в той же Ленинградской области. Там разбила свой лагерь в лесу грин-хипповская секта “Рейнбоу фемели”, рассказ о которой достоин отдельной публикации. Мы же лишь скажем, что это безобразие власти области не потерпели: за растление малолетних, наркотики, антисанитарию и угрозу из-за повального блуда вспышки эпидемии гепатита лагерь был ликвидирован ОМОНом. В ответ один из членов секты грозил по телефону взорвать Казанский вокзал, за что был арестован, на допросе глядя в телекамеру, так и заявил, в отместку, мол. На этот раз обошлось, не нашлось взрывчатки, но вот несколько лет назад в Америке, в отместку за разгон секты “Ветвь Давидова”, оказавшей властям вооруженное сопротивление, переросшее в небольшую войну местного значения, один из ее членов в годовщину штурма штаб-квартиры секты взорвал небоскреб, в котором помещался культурный центр, административные службы и детский сад. Подрывника приговорили к казни, да толк-то какой? Разве вернешь тех, кто сгорел вместе с Давидом Корейшей, бесноватым предводителем “Ветви Давидовой”? Разве вернешь к жизни несколько десятков молодых людей, покончивших с собой два года назад, поверивших “проповеднику”, что они не умрут, а лишь улетят на другую планету? А 827 членов секты “Храм народа”, строивших “природный социализм” в джунглях Гайяны и по приказу своего предводителя патера Джонсона принявших яд, когда над патером нависла угроза преследования властями за убийства двух сенаторов, приехавших с инспекцией в поселок секты? У нас имеется и свой, отечественный, список: тут и странная гибель депутата Госдумы, посетившего поселок секты Виссариона, тоже, кстати, зарегистрированной как экологическое движение. А после гибели депутата пропали и документы, собранные в поездке. Можно вспомнить убийство кумира молодежи семидесятых годов, спортсмена и актера Талгата Нигматуллина, благодаря усиленным занятиям карате погрязшего в восточной мистике и убитого по приказу своего гуру-шамана Абая. Убийцы уже отсидели свое, уже на воле. Этим летом в нескольких “школах выживания” случились страшные ЧП. На побережье Черного моря дети, ведомые семнадцатилетней инструкторшей, отправились в поход на катамаране, их настиг шторм, все погибли. В Карелии в одной из “школ выживания” пропали бесследно несколько человек, пошли в поход и не вернулись, прыгнули с парашютом над озером, и больше их никто не видел. Чего же ждать еще? Массовых побоищ на религиозной почве на стадионах? Ведь среди молодежи, среди футбольных фанатов активно действует секта, якобы кельтская “Церковь белой расы”, по сути своей зеркальное отражение индеанистов, служащая идеологически-религиозным базисом для движения “скинхедов” – бритоголовых. Надеяться на то, что вся эта вакханалия остановится и сойдет на нет сама собой, не приходится. Лопаются одни зловонные пузыри бесовства, на их месте выдувается еще несколько. Похоже, что многих устраивает такой поиск “альтернативы Православию”.

Это же противопоставить нам ну хотя бы тем же “индейцам”? Ведь им покровительствуют сильные мира сего. Их лагерь не трогают уже десятки лет. Костюмы, луки, барабаны хоть и сделаны в большинстве своими руками, но материалы для них стоят немалых денег. Наконец – питание, проезд на “пау-вау” – все это денег стоит, и денег немалых. А информационная поддержка? Статьи, передачи телевидения? Разрешения от милиции, лесничества, санитарной инспекции на организацию лагеря? Официальное разрешение на работу с детьми от педагогических организаций? Все эти вопросы и вопросики обойдены молчанием в статьях и передачах. Как замалчивается и проведение сезонных собраний шаманов на Севере под видом “научно-практических конференций по вопросам этнографии”, о заигрывании, даже и политическом, с “исконными лидерами” народностей.

При всей этой суете нужно твердо помнить о том, что с нами Бог, что правда за нами, что дано нам сильнейшее оружие – молитва о заблудших. И проповедь Слова Божиего – наш меч.

Необходимо расширять сеть православных образовательных учреждений, воскресных школ как для детей, так и для взрослых. Нынче один образованный отрок-христианин в своей среде может сделать больше, чем несколько ученых богословов, от той среды отдаленных. Необходимо развивать миссионерскую деятельность, непрестанно пополняя запас знаний. К примеру, обычный рассказ о ритуальных пытках, снятии скальпов с живых людей в ритуальных целях, о многотысячных кровавых человеческих жертвоприношениях “индейцев” в прошлом остудило бы многих горячих поклонников этой группы, заставило бы призадуматься тех, кто им покровительствует. И тех родителей, которые доверяют им на несколько месяцев своих детей. Опыт же борьбы с язычеством у православных огромен. Главное противодействие ему – возрождение истинного христианского духа. Его утрата – препятствие для обращения язычников, на что указал еще святой Злотоуст. Кроме того, необходимо овладение святоотеческим опытом борьбы с язычеством, поскольку древнее язычество не отличается от нынешнего, а оно было преодолено святыми отцами. Необходимо при этом твердо верить в силу Божию, не падать духом и эту веру нести людям.


                                                                        Валерий ЯРХО


                                                            

                                                                                            
Сайт управляется системой uCoz